Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого - либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под функциями обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 66.13 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих Теории государства. Названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».

   Функции  государства  –  это  направления  деятельности1,  но  не  сама

деятельность. В функциях государства  выражаются  его  сущность,  цели  и

задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.

        В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого - либо объекта в определенной системе отношений.  В  юридической  литературе нет  единства  мнений  относительно  категории  «функции  государства». Под функциями обычно подразумеваются: основные направления,  стороны  или  виды деятельности государства, его практическая деятельность. Однако  функции  не могут  реализовываться  внутри  самой   государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Вопрос о функциях государства имеет  не  только  теоретическое,  но  и

практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство  не  только  со

стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его  разносторонней

деятельности, функционирования. С помощью функций  представляется 

 

___________________________

1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. – С. 64.

 

возможным с   достаточно   высокой   точностью   определить   характер   

 

деятельности государства, правильность выбора им на  том  или  ином  этапе  его  развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

         Рассматриваемая мною в  настоящей  курсовой  работе  тема  приобретает  все большее  значение  в   новых   политических   условиях,   когда   Российское

государство  начинает  создавать  свою   политическую   систему,   укреплять

властную  вертикаль. 

Предметом исследования являются внутренние функции государства как основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе.

Цель этой работы - изучить вопросы, связанные с внутренними функциями государства, определить основные внутренние функции и механизм осуществления этих функций в государстве.

В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию и рассмотреть классификацию внутренних функций государства.
  2. Охарактеризовать основные внутренние функции государства.

Методологическую базу и методы исследования определили современные общенаучные, частно-научные и специальные методы познания (сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный, логический и др.).

Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа функций государства.

  Работа состоит из двух частей.

  Первая часть - теоретическая. В ней дается общее определение внутренних функций государства, приводится характеристика внутренних направлений деятельности государства. В этой части также рассматриваются следующие вопросы: классификация внутренних функций государства по видам, формы и методы осуществления внутренних функций государства. При написании этой части работы я пользовалась Конституцией Российской Федерации, учебниками по теории государства и права, политологии, периодическими изданиями.

  Во второй части моей работы раскрываются вопросы, связанные именно с внутренними функциями, основными направлениями и методами осуществления внутренней политики Российской Федерации. В этой части рассматриваются вопросы, связанные с политическими, экономическими, социальными, культурными и другими функциями Российского государства.

  При написании этой части работы использовались Конституция, Законы и другие нормативные акты Российской Федерации, журналы «Государство и право», учебники и научные работы по правоведению, теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, государственного регулирования экономики.

Теоретической основой исследования явились научные труды ученых в области уголовного права, таких как Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.II. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберон, П.В. Черноголовкнн, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам курсовой работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

    1. Понятие, сущность и признаки функций государства

 

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.

Функции  государства – особый  механизм  государственного  воздействия  на  общественные  отношения  и  процессы,  охватывающий  основные  направления  деятельности  государства  по  управлению  обществом. Функции государства - категория объективная как по содержанию, формам и методам осуществления, так и по своим границам. Это значит, что число функций государства также носит объективный характер. Поэтому задача теории функций государства - дать, по мере возможностей, именно исчерпывающий перечень его основных внутренних и внешних функций.

Существенными признаками функций государства являются1:

       - предметная деятельность государства в  важнейших  сферах  общественной жизни;

        - направленность этой деятельности на  выполнение  тех  задач  и  целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

        - определенные формы (чаще всего  правовые)  реализации  государственных  функций,  связанные  с  применением  особых,  в  том  числе   властно-принудительных, методов.

         Формирование функций происходит  в  процессе  становления  и  развития государства.  Последовательность возникновения тех или иных

___________________________

1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. – С. 112.

функций  зависит от  важности  и  очередности  задач,  стоящих  перед  обществом.  В   разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные  цели государства, а, следовательно - и его различные функции.

        Каждая из функций государства имеет определенное  содержание,  которое показывает,  что  делает  государство,  чем  занимаются  его  органы,  какие вопросы  они  решают.  Содержание  функций  не  остается  неизменным  -  оно меняется вместе с  изменениями,  происходящими  в  обществе.  На  содержание функций  современных  государств  оказывают  влияние  национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

 

    1. Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства

 

         Переход к рыночным отношениям и местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления. 
Возникли две проблемы: 
а) функции государственного управления; 
6) функции его субъектов. 
          Появились лишь новые элементы в содержании и механизме реализации функций государства. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства. В большей степени претерпевают изменения функции органов государственного управления. Появились новые, обусловленные переходом к рыночной экономике (осуществление антимонопольных мероприятий, функции, связанные с появлением безработицы, разгосударствлением предприятий и учреждений в различных сферах и др.). 
Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления. В государстве сохраняется  преемственность  функций,  но  действует  и  механизм обновления  функций.   Например,   на   появление   новых   функций   влияют самоорганизационные, 

субъективные и даже случайностные  (синергетические) процессы,

а не только та или иная степень зависимости функций  от  изменения

сущности и формы государства.

        Функции  не  являются  чем-то  раз   и   навсегда,   навечно   данным,

фундаментальным,  неизменным.  В  зависимости  от  конкретно  -

исторических  условий  элементы  этих  общих   функций   могут   приобретать

самостоятельное   значение,   становясь    в    силу    особой    значимости

самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации  общественных работ  (например,  строительство  ирригационных   сооружений   в   азиатских странах), обеспечение  прав  и  свобод  граждан  (современные  развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к  правовому  государству),  охраны природы (в  странах,  где  серьезно  нарушено  экологическое  равновесие)  и другие. В настоящее время  более важным становится выделение глобальных функций государства1,  характеризующих деятельность  современного  государства  в  экологической,  демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания  и  использования  ядерной, информационной технологий, в области защиты  прав  и  свобод  человека  и  в других   современных   глобальных   государственных   сферах   деятельности,

затрагивающих всю цивилизацию.

___________________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. – С. 79.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

    1. Виды функций государства

 

      В  юридической  теории  существует  множество  оснований   (критериев)

классификации функций  государства.  Ученые  дают  различный  перечень  этих функций, по-разному их называют.

       В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства.

Деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и других – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, 

здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

Функции также подразделяют на постоянные и временные1. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Например, функция борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.

Информация о работе Внутренние функции государства