Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:05, реферат
Так как целью моей работы является рассмотрение норм Русской правды и анализ развития права на примере различных редакций Русской Правды (Краткая, Пространная, Сокращенная), передо мной лежат следующие задачи:
1.Более углубленно изучить содержание Русской правды;
2.Провести сравнительный анализ норм уголовного права различных редакций Русской Правды;
3.Сравнить Русскую Правду с другим источником древнерусского права;
4.Сделать выводы, основываясь на всем вышеперечисленном, и, опираясь на основу концептуальных положений.
Введение……………………………………………………………………...........3
ГЛАВА 1. Общая характеристика древнерусского права……………………..4
1.1 Характеристика и история развития Русской Правды………………...……4
ГЛАВА 2. Русская Правда- памятник права………………………………….14
2.1 Анализ развития древнерусского права по редакциям
Русской Правды………………………………………………………………….14
2.2 Анализ развития древнерусского права на примере сравнения норм Русской Правд и норм Псковской Судной Грамоты………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Русская Правда- памятник права………………………………….14
2.1 Анализ развития
Русской Правды………………………………………………………………
2.2 Анализ развития
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
История возникновения и становления древнерусского права очень сложная, но уникальная и уходит далеко в прошлое. Существует множество источников возникновения русского права, которые послужили точкой опоры для дальнейшего развития и становления права в России, а также для перехода к новейшему российскому праву. Хорошо известны такие источники как: договоры Руси с различным государствами (например, договоры Руси с Византией, X век), княжеские Уставы, судебные прецеденты, Русская правда. В основу моей работы ляжет изучение развитие Русской правды. Так как именно Русская правда является первым кодифицированным источником права. На ее примере я и хотела бы рассмотреть развитие правовых норм, дать характеристику Русской правде по отраслям права, проследить закономерность развития уголовного права, сопоставив текст древнейшей и новейшей редакции Русской правды. Эту закономерность представлю, опираясь на статьи различных редакций Русской правды, на хрестоматии, и другие памятники древнерусского права. Проблема исследования Русской правды по сей день остается актуальной, так не зная прошлого – нет будущего. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, интересом к изучению Русской правды, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Так как целью моей работы является рассмотрение норм Русской правды и анализ развития права на примере различных редакций Русской Правды (Краткая, Пространная, Сокращенная), передо мной лежат следующие задачи:
1.Более углубленно изучить содержание Русской правды;
2.Провести сравнительный анализ норм уголовного права различных редакций Русской Правды;
3.Сравнить Русскую Правду
с другим источником
4.Сделать выводы, основываясь
на всем вышеперечисленном, и, опираясь
на основу концептуальных
Структура работы состоит из введения, которое раскрывает основные цели, методы, задачи и актуальность данной темы. В главе 1, дается общая характеристика Русской Правды. В главе 2, я провожу сравнительный анализ Краткой правды (древнейшая редакция) и уголовного права Пространной правды (более поздняя редакция), а также анализ норм Русской Правды с нормами Псковской Судной Грамоты.
Заключение является итогом ко всему сказанному, с точки зрения концептуальных положений и метода сравнительного анализа.
При написании работы, опиралась на статьи Русской Правды, выписки из хрестоматии по Истории государства и права России, выписки из учебников по Истории государства и права России, статьи и другие монографические материалы.
Глава 1. Общая характеристика древнерусского права
1.1 Характеристика и история развития русской правды
Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедший в классовое общество из первобытно общинного строя и ставшие теперь обычным правом.
Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права.[История отечественного государсвта и права О.И. Чистякова, М., 1999 с. 33]. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», «кодекс». Термин «Правда» носил легально-нравственный характер и являлся кодексом. Сборник делится на три редакции – большие группы статей, объединенные хронологическим и смысловым содержанием: «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную».
В краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (Древнейшая Правда) и Правда Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярославичей включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Ее возникновение относят ко времени борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015 – 1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождающийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав попытался склонить на свою сторону новгородцев «дав им Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите» за этими словами в новгородской летописи помещен текст Древнейшей Правды.
Правда Ярослава – 1-17 статьи(«Правда Роськая»); Правда Ярославичей – сыновей Изяслава, Всеволода и Святослава – 18-41 статей, в оригинале – «Правда утстановлена руськой земли»; «Покона Вирного» Ярослава – 42 статья – устав вирнику о сборе виры1; и «Устава мостьников» - 43 статья – о плате мастерам за ремонт и постройку новых мостов. Это превый рукописный свод норм русского права, дошедший до нашего времени.[«Пермь Великая» Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. Тихомиров М.Н., М., 1941]
Со второй половины XI в. стала формироваться Пространная Правда, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню развития правовых институтов социально – хозяйственного содержания развитый памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правды состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда окончательно сформировалась.
Пространная Правда разделяется на «Суд Ярославль Володемерича» - Суд Ярослава (1-52 статьи) и «Устав Володимерь Всеволодовича» - Устав Владимира Мономаха (53-121 статьи). В Пространной редакции первобытные нормы права отчасти заменяются более цивилизованными. В частности, принцип «око за око» заменяется системой штрафов за причинение «обиды». [«Пермь Великая» Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. Тихомиров М.Н., М., 1941].
Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды и дошла до нас в нескольких списках. [История государства и права России И.А. Исаева, М., 1996 с.19]
В реальной жизни не существовало единого документа «Русской Правды». Нормы права были записаны в церковных, так называемых «кормчих» книгах, и сохранились в виде отдельных норм, переписанных монахами отдельных книг. Кроме того, каждый князь мог добавлять новые правовые нормы по своему усмотрению, так как в народе они распространялись устно, в основном как воля князя.
«Правда Роськая» по древности содержащихся в ней законов отличается от Пространной редакции, представляющей собой свод феодальных законов, сохранившийся во множестве копий в составе юридических сборников, служивших руководством для судей.
Источниками кодификации права явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм «обычного права» относятся прежде всего положения о кровной мести (статья 1 КП2) и круговой поруке( статья 19 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей - имеют право мстить только брат за брата, сын за отца, отец за сына, сыновья брата и сестры) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). Считается, что определенное влияние на Русскую Правду оказало и византийское каноническое права.
В Русской Правде содержится ряд норм, определявших правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделявшую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (статья 1 ПП3) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (статья 91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъекты, поименованные в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.[История государства и права России И.А. Исаев, М., 1996, с.41 – 42].
Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета4. Верховным сюзереном был князь, его вассалами – местные князья – сюзерены своих бояр и служилых людей.
В древнерусском государстве складывалась типичная для феодализма иерархическая организация различных групп господствующего класса феодалов, средних и высших классов. [От Закона Русского к Русской Правде. М.Б. Свердлов, М., 1988].
В основном, все население разделялось на свободных и зависимых людей, но существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды – общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).
Городское население делилось на:
-боярство;
-духовенство;
-купечество;
-«низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и т.д.).
В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение свободных смердов, однако, следует помнить, что она была не однородной: были не только свободные смерды, но и зависимые («крепостные») смерды, которые находились в услужении у феодалов. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю – только сыновьям). Если наследников не было, то его имущество переходила общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные преступления или проступки, он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд был полноправным участником.
Более сложной юридической фигурой являлся закуп5. В Краткой редакции Русской Правды не упоминается слово «закуп», однако в Пространную редакцию помещен специальный Устав о закупах. Закуп – челове, работающий в хозяйстве у феодала за «купу6». Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долго время.
Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 году. Был установлен размер предела процента на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если закуп совершал правонарушение, то существовало два вида ответственности: либо господин уплачивал потерпевшему штраф за закупа, либо сама закуп могу быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко изменялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп являлся той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс «феодализации». Закабаления. Закрепощения бывших свободных общинников.
Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все. Чем он обладал, являлось собственностью господина.
Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина.
Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему ( в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны(истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».
Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство, женитьба на рабе, «ключничество» - поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также совершенные преступления (такое название, как 2поток и разграбление», предусматривало выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает, или транжирит чужое имущество).
Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен.[История государства и права России И.А Исаев, М., 1999, с. 43 – 44].
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами (закон тогда еще не знал понятие юридического лица). С эти связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлении по Русской Правде, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.
Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского права