Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Введение…………………………………………………………………...ст.2
Глава 1. Выборы в системе государственной власти…………………...ст.3
1.1.Демократия и выборы…………………………………………………ст.3
1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт……...…ст.5
1.3. Принципы организации и проведения выборов…………………….ст.8
1.4.Обязательность выборов…………………………………...................ст.9
1.5. Периодичность выборов…………………………………………...…ст.10
1.6. Открытость и гласность выборов……………………………………ст.11
1.7. Свобода выборов………………………………………………………ст.12
1.8. Уровни и виды выборов……………………………………………….ст.13
Глава 2. Понятие и виды избирательных систем………………………..ст.16
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………….ст.16
2.2. Мажоритарная система……………………………………………….ст.17
2.3. Пропорциональная система…………………………………………..ст.19
2.4. Полупропорциональные системы……………………………………ст.20
2.5. Смешанные системы………………………………………………….ст.21
Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права………………………………………………………………………..ст.22
3.1. Конституционное регулирование принципов избирательного
права………………………………………………………………………...ст.23
Глава 4. Источники избирательного права РФ………………………….ст.25
4.1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права..............................................................................................................ст.26
Заключение…………………………………………………………………ст.28
Список используемой литературы………………………………………ст.29
Современное
понятие выборной демократии и избирательного
законодательства как системы государственно-
1.3.
Принципы организации и
Регламентация
принципов организации и
Анализ действующего
федерального и регионального
Состояние и уровень юридической разработки системы общенормативных принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их исчерпывающую - перечневую и содержательную - характеристику. Примером открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения выборов.
1.4.Обязательность выборов.
Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе через избирательный процесс.
Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при этом основной акцент сделан, главным образом, на условиях и процедуре назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов показала, что введение института назначения выборов не гарантирует в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных выборов.
Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных отношений - их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть продления или сокращения времени выполнения полномочий выборных органов государственной власти, - является важнейшим инструментом обеспечения или, напротив, ограничения избирательных прав граждан.
1.5. Периодичность выборов.
Этот принцип связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.
Нормативная
регламентация времени
Правовое
определение принципа периодичности
выборов в федеральном
1.6.
Открытость и гласность
Открытость
и гласность относятся к
1.7. Свобода выборов.
Принцип свободы выборов предполагает
добровольность участия гражданина
в избирательном процессе и, как
следствие, недопустимость любых форм
воздействия с целью принудить
его к участию или неучастию
в выборах, а также на его свободное
волеизъявление. Существует внешнее
противоречие между отдельными составными
элементами организации и проведения
демократических выборов, заключающееся
в том, что действующее избирательное
законодательство предусматривает, с
одной стороны, институт признания
выборов состоявшимися или
1.8. Уровни и виды выборов.
В избирательном
законодательстве Российской Федерации
- демократического федеративного правового
государства - в соответствии с конституционной
моделью организации системы
органов государственной власти
представлены следующие уровни выборов
органов государственной
Федеральные выборы - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).
Региональные выборы - это выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а в виде исключения, при отсутствии законодательной базы, в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В настоящее
время в Российской Федерации
принцип выборности в той или
иной форме распространяется не только
на депутатов (членов) законодательного
(представительного) органа и высших
должностных лиц
Выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в целом или одной из его палат, выборного должностного лица соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда они избираются непосредственно избирателями - гражданин на выборах непосредственно (лично) голосует за кандидата (список кандидатов) или против него (списка кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов), так и косвенными, когда одна из палат парламента формируется на ступенчатой, должностной или территориальной основе. Специфической особенностью обеспечения представительного характера Федерального Собрания Российской Федерации - федерального парламента - является использование смешанных избирательных процедур: выборов и формирования.
Наряду с проведением прямых
выборов депутатов