Выборы в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...ст.2
Глава 1. Выборы в системе государственной власти…………………...ст.3
1.1.Демократия и выборы…………………………………………………ст.3
1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт……...…ст.5
1.3. Принципы организации и проведения выборов…………………….ст.8
1.4.Обязательность выборов…………………………………...................ст.9
1.5. Периодичность выборов…………………………………………...…ст.10
1.6. Открытость и гласность выборов……………………………………ст.11
1.7. Свобода выборов………………………………………………………ст.12
1.8. Уровни и виды выборов……………………………………………….ст.13
Глава 2. Понятие и виды избирательных систем………………………..ст.16
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………….ст.16
2.2. Мажоритарная система……………………………………………….ст.17
2.3. Пропорциональная система…………………………………………..ст.19
2.4. Полупропорциональные системы……………………………………ст.20
2.5. Смешанные системы………………………………………………….ст.21
Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права………………………………………………………………………..ст.22
3.1. Конституционное регулирование принципов избирательного
права………………………………………………………………………...ст.23
Глава 4. Источники избирательного права РФ………………………….ст.25
4.1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права..............................................................................................................ст.26
Заключение…………………………………………………………………ст.28
Список используемой литературы………………………………………ст.29

Файлы: 1 файл

Выборы.docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь  должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в  основополагающих конституционно-правовых актах, устанавливающих избирательные  права граждан именно как права  конституционные, и в этом качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное законодательство как  федеральное, так и субъектов  РФ должно также в большей степени  учитывать конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления, существующее конституционное разграничение  предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами. Более полный учет этих правовых реалий должен в немалой степени составлять содержание современного этапа совершенствования российского избирательного законодательства.

Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы не исчерпывают  всего многообразия нормативных  актов, регулирующих порядок проведения выборов. В полном объеме избирательный  процесс определяется системой законодательных  актов, некоторые из которых до сих  пор не приняты, а иные во многом устарели.

Насущная  задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы законодательства, добиться синхронного развития норм всех его  отраслей, в той или иной степени  затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при котором  они были бы взаимно дополняющими и ни в коей мере не противоречили  друг другу.

 

 

 

 

3.1. Конституционное регулирование  принципов избирательного права

В действующей  Конституции Российской Федерации  избирательное право регулируется чрезвычайно предельно кратко. В ней нет норм, необходимых для завершения процесса становления российской избирательной системы. На конституционном уровне обязательность демократических принципов избирательного права выводится из общепризнанных принципов и норм международного права. Необходимо, чтобы именно в Конституции РФ были закреплены всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, а также принцип проведения выборов с разумной периодичностью.

Требуют конституционного закрепления такие  вопросы, как возраст, по достижении которого гражданин Российской Федерации  обладает активным избирательным правом, возможно, и дополнительные основания  приобретения пассивного избирательного права. В конституционно-правовом регулировании (как на уровне федеральной Конституции, так и на уровне конституций республик  в составе Российской Федерации, уставов краев, областей) целесообразно  закрепить в общей форме норму, согласно которой организация и  проведение выборов возлагаются  на избирательные комиссии. В этой связи в перспективе следует  рассмотреть целесообразность включения  в Конституцию Российской Федерации  самостоятельного раздела "Принципы избирательного права" или "Избирательная  система".

В свою очередь, законодательным органам субъектов  Российской Федерации важно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства, заложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Для этого данные конституционные (уставные) нормы должны одновременно учитывать полномочия Российской Федерации  по регулированию вопросов избирательного права, а также особенности построения и функционирования избирательных  систем субъектов Российской Федерации. Нормы конституций, уставов субъектов Российской Федерации должны выражать наиболее общие, безусловно необходимые принципы и нормы избирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросов избирательной системы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации может привести к девальвации самого этого регулирования и явиться фактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектов Российской Федерации.

Наряду с  особенными моментами в конституционном (уставном) регулировании основ избирательной  системы в различных субъектах  Российской Федерации, выражающими  специфику организации государственной  власти и местного самоуправления в  данных субъектах, можно выделить общие  принципы этого регулирования, которые  имеют одинаковую ценность для всех субъектов РФ:

- закрепление  обязательности всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании для  всех выборов в органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  и в органы местного самоуправления, их периодическое проведение;

- установление  основных принципов ведения избирательных  кампаний кандидатами, избирательными  объединениями, избирательными блоками,  гарантирующих проведение выборов  в условиях многопартийности (право  на выбор форм предвыборной  агитации, создание кандидатами,  избирательными объединениями, избирательными блоками собственных избирательных фондов, равенство статуса всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов и некоторых других);

- определение  статуса избирательной комиссии  субъекта Российской Федерации,  основ ее взаимодействия с  иными органами государственной  власти субъекта Российской Федерации;

- установление  условий осуществления пассивного  избирательного права гражданами  при проведении выборов в субъекте  Российской Федерации;

- закрепление  основных гарантий открытости  избирательного процесса, гласности  в деятельности избирательных  комиссий (законодательные гарантии  статуса наблюдателей на выборах,  публикация решений избирательных  комиссий, сведений о ходе избирательной  кампании и некоторых других).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Источники избирательного права Российской Федерации

Источниками избирательного права  Российской Федерации являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие  содержание конституционного права  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления  этого права.

Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой  каждый вид источников имеет свое функциональное назначение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую  силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Конституция Российской  Федерации как источник избирательного  права.

Статьей 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации. Тем самым  устанавливается иерархическое  положение выборов в системе  других демократических институтов.

Конституция является основой для  развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных  формах.

Во-первых, Конституция определяет содержание избирательных прав граждан  Российской Федерации.

Статьей 32 Конституции Российской федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют  права избирать и быть избранными только граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Согласно статье 55 Конституции  Российской Федерации права и  свободы человека и гражданина могут  быть ограничены Федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. Таким образом, объем возможных  ограничений избирательных прав граждан установлен непосредственно  Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, в Конституции Российской Федерации проводится разграничение  компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации  в сфере избирательного законодательства.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации (п. "в") установлено, что  регулирование и защита прав и  свобод человека и гражданина (а следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находится также формирование федеральных органов государственной власти (п. "г" ст. 71).

В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов избирательного права относится  к исключительному ведению субъектов  Российской Федерации. Так, субъект  Российской Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую при выборах в  законодательный (представительный) орган  государственной власти, а также  самостоятельно устанавливает ряд  конкретных параметров избирательных  процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно, что при  этом должны соблюдаться стандарты  избирательных прав граждан, установленные  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами.

В-третьих, Конституция Российской Федерации определяет круг федеральных  государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и  устанавливает уровень их нормативного регулирования. К числу таких  органов относятся Президент  Российской Федерации и Государственная  Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  устанавливает основы избирательного права при выборах Президента. Достаточно подробное регулирование  основ выборов Президента обусловлено  его статусом главы государства  и широким объемом его конституционных  полномочий. Конституция предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом, то есть выборы Президента могут проходить только в соответствии с федеральным  законом, принятым в установленном  Конституцией порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В демократическом  государстве при достаточной  развитости политической культуры и  самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все  могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

 

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в  них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку  граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в  соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии  к конкретным кандидатам. Во время  избирательных компаний обычно наблюдается  подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.Конституция Российской Федерации 2010 года.

2.Федеральный Конституционный Закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 05.12.2001)

3.Федеральный Конституционный Закон "О референдуме Российской Федерации" ,"Собрание законодательства РФ",

4.Баглай М. В. Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации

5.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.5-е издание.

6. Скосоренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая    реальность – М.: «Формула права», 2007. – 206 с.

7.Любарев А.Е. Избирательные системы и российское электоральное законодательство.

 

8.Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы.

Информация о работе Выборы в системе государственной власти