Выборы в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...ст.2
Глава 1. Выборы в системе государственной власти…………………...ст.3
1.1.Демократия и выборы…………………………………………………ст.3
1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт……...…ст.5
1.3. Принципы организации и проведения выборов…………………….ст.8
1.4.Обязательность выборов…………………………………...................ст.9
1.5. Периодичность выборов…………………………………………...…ст.10
1.6. Открытость и гласность выборов……………………………………ст.11
1.7. Свобода выборов………………………………………………………ст.12
1.8. Уровни и виды выборов……………………………………………….ст.13
Глава 2. Понятие и виды избирательных систем………………………..ст.16
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………….ст.16
2.2. Мажоритарная система……………………………………………….ст.17
2.3. Пропорциональная система…………………………………………..ст.19
2.4. Полупропорциональные системы……………………………………ст.20
2.5. Смешанные системы………………………………………………….ст.21
Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права………………………………………………………………………..ст.22
3.1. Конституционное регулирование принципов избирательного
права………………………………………………………………………...ст.23
Глава 4. Источники избирательного права РФ………………………….ст.25
4.1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права..............................................................................................................ст.26
Заключение…………………………………………………………………ст.28
Список используемой литературы………………………………………ст.29

Файлы: 1 файл

Выборы.docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

В избирательном  законодательстве юридически оформлены  следующие основные виды выборов:

-очередные  выборы;

-досрочные  выборы;

-выборы в  порядке ротации части депутатов  либо депутатов одной из палат  представительного органа государственной  власти;

-выборы вместо  выбывшего депутата (дополнительные  выборы);

-повторные  выборы в случаях, предусмотренных  законодательством о выборах. 

Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного  должностного лица) государственной  власти соответствующего уровня. Досрочные  выборы проводятся в связи с досрочным  прекращением их полномочий. Выборы депутатов  в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов  либо депутатов одной из палат  представительного органа государственной  власти в порядке и сроки, предусмотренные  конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Выборы вместо выбывшего  депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих  полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством  о выборах. Повторные выборы назначаются  и проводятся в случаях, когда  названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными  по решению соответствующей избирательной  комиссии либо по решению суда.

В целом выборы депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти нового созыва могут быть проведены в  рамках обязательного - очередных (или  досрочных) выборов (или выборов  в порядке ротации) - и факультативного  компонентов избирательного процесса, то есть без проведения или с проведением (в вышеуказанных случаях) повторных  выборов При этом выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) также могут состоять из обязательного и факультативного компонентов организации избирательного процесса. Необходимо отметить, что если дело касается организации выборов исполнительных органов государственной власти (выборного должностного лица), то, в отличие от выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, могут быть назначены только очередные или досрочные выборы. То есть здесь имеет место более ограниченный перечень видов юридически возможных выборов. При этом если очередные (досрочные) выборы являются общими для всех депутатов, то выборы в порядке ротации являются частичными выборами, поскольку они проводятся только в отношении фиксированной в законодательстве о выборах части депутатского корпуса (в том числе в виде ротационного обновления одной из палат парламента) с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить возможное изменение представительства политических сил и, с другой стороны, сохранить преемственность в работе законодательного (представительного) органа государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды избирательных систем

 

2.1. Понятие избирательной системы.

 

В научной литературе термин "избирательная  система" употребляется обычно в  двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная  система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера  этих отношений весьма широка. В  нее входят вопросы и определения  круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных  органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами  избирательного права, понимаемого  как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако нас больше интересует избирательная  система в так называемом узком  смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная  система, результаты выборов при  одних и тех же итогах голосования  могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Мажоритарная система.

 

Наиболее распространена на выборах  система большинства, именуемая  мажоритарной (от франц. - большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические  традиции, политическая жизнь давно  монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах  и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие  партийные фракции, действующие  организованно. В тех же странах, где партийная система еще  находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе  создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют  люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к  тщательной, хотя и рутинной, законодательной  работе, в которой демонстрация собственной  личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это  на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько  разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самая простая разновидность - это  система относительного большинства, при которой избранным считается  кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас  в России. Очень часто она применяется  при местных выборах. Практически  чем больше кандидатов баллотируются  на одно место, тем меньше голосов  требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного  большинства, при которой кандидату  для избрания необходимо получить более  половины голосов. В качестве базы для  подсчета при этом может выступать  либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число .голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских голосов

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются  нерезультативными. Избежать этого  возможно различными способами.

Первый способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном  избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Пропорциональная система.

 

Явная несправедливость по отношению  к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет  в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства  партий и движений, сокращенно именуемую  пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы  каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число  мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства  подчас поднимается на конституционный  уровень.

Однако пропорциональная система  имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многим  избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может таким образом наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Полупропорциональные системы.

 

По этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства  голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства  и меньшинству избирателей. Это  достигается благодаря применению так называемого ограниченного  вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое  равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а  за меньшее.

Тот факт, что избиратель, принадлежащий  к большинству, может влиять своим  голосованием на выбор не всех депутатов  от избирательного округа, открывает  возможности для меньшинства  провести в представительный орган  в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут  от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального  представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные  системы называют полупропорциональными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Смешанные системы.

 

Смешанная избирательная система  возникает тогда, когда при выборах  одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением  соединить преимущества различных  систем и по возможности исключить  или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок  выборов немецкого Бундестага, послуживший  примером для ряда стран, в том  числе и для России.

Сначала подсчитываются вторые голоса, поданные за каждый из земельных списков. При этом не учитываются вторые голоса тех избирателей, которые свой первый голос отдали за кандидата, победившего  в избирательном округе, если этот кандидат был выдвинут не партией, а  избирателями, или партией, земельный  список кандидатов которой в соответствующей  земле не был допущен земельным  избирательным комитетом. Из общего числа депутатских мандатов от данной земли исключаются мандаты, полученные в одномандатных избирательных  округах кандидатами, которые выдвинуты  избирателями, а также партиями, не допущенными к распределению  мандатов по пропорциональной системе (не преодолевшими заградительный пункт).

Здесь речь идет о партиях, земельные списки которых не получили на территории страны 5 процентов действительных вторых голосов или не провели своих кандидатов в депутаты хотя бы в трех одномандатных избирательных округах. Это ограничение не распространяется на земельные списки кандидатов от партий национальных меньшинств; их списки допускаются к участию в распределении мандатов, даже если не преодолеют заградительный пункт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права.

 

В своем развитии избирательное  законодательство все более оформляется  в достаточно самостоятельную, обособленную отрасль российского законодательства. В этом, безусловно, есть положительные  моменты: развивается специфический  инструментарий правового регулирования  избирательных правоотношений, уточняются основные понятия и термины избирательного права, осуществляется детальная проработка избирательных процедур и мер  ответственности за их нарушение. Это  способствует, с одной стороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка  подготовки и проведения выборов  всех уровней. Однако в настоящее  время выявились и отрицательные  стороны разрастания обособленного  регулирования выборов исключительно  средствами избирательного законодательства. Оно ведет к разрыву системных  связей избирательного права и конституционного права Российской Федерации. Между  тем избирательное право прежде всего является подотраслью конституционного права.

Информация о работе Выборы в системе государственной власти