Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
По признаку масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления направлены на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций как в обществе-государстве, так и в отдельных местностях - в городе, районе, селе, станице, ауле, поселке и т.п..

Содержание работы

Введение 2
1.Организационно-правовой статус органов местного самоуправления 4
1.1 Законодательное закрепление местного самоуправления 4
2.2 Государственная поддержка 18
Заключение 32

Файлы: 1 файл

ГМУ.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

неГОСУДАРСТВЕННОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОе  УЧРЕЖДЕНИе ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 


 

Экономический факультет

 

КАФЕДРА экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине система государственного и муниципального управления

на  тему: «Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления»

 

 

 

Выполнила:    

Студентка группы МЗ-8                                                                                                              

                                                                                                                                                                 

Проверила:

______________________________

                                                       ученая степень, должность (Ф.И.О.)                      

 

 

 

 

 

 

Оценка  _______   _______________

                                                  (подпись)

«_____»________20___г.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 2

1.Организационно-правовой статус органов местного самоуправления 4

1.1 Законодательное закрепление  местного самоуправления 4

2.2 Государственная поддержка 18

Заключение 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исторический  опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано  с государством, государственным  управлением, выступало как его  продолжение на местном уровне и  одновременно обладало значительными  полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных  структур.

По признаку масштабности государственное и  муниципальное управления как виды социального управления направлены на обеспечение жизнедеятельности  граждан и их организаций как в обществе-государстве, так и в отдельных местностях - в городе, районе, селе, станице, ауле, поселке и т.п..

При этом оба эти вида социального управления имеют особое предназначение и обладают специфическими свойствами и признаками, так как, действуя в рамках единого  государственного пространства, они  реализуются на определенных управленческих уровнях. Вместе с тем в муниципальном  управлении в определенном смысле можно  обнаружить симбиоз функций, реализация которых обусловлена тем, что  местное самоуправление имеет как  собственные, так и переданные государством полномочия.

Муниципальное и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти - народ, они выполняют общую для всех функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.

Объектом  курсовой работы является система взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти.

Предметом курсовой работы выступают институциональное регулирование местного самоуправления и его отношений с органами государственной власти субъекта Федерации, финансово-экономическая сторона взаимодействия и реальная практика их взаимоотношений в политической сфере.

Цель  курсовой работы состоит в проведении исследования системы взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, выявлении проблем, возникающих в реализации публичной власти на местном уровне и поиске оптимальных направлений их решения.

Поставленная  цель достигается путем решения  следующих задач:

 уточнение  базовых понятий (политическая  власть, публичная власть, государственная  власть, местное самоуправление)

 раскрытие целостности объекта исследования и выявление различных типов связей в изучаемом объекте;

 выявление специфики и особенностей взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России;

          выработка рекомендаций по оптимизации  процесса взаимодействия государственной  и муниципальной публичной власти  на уровне субъектов Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационно-правовой статус органов местного самоуправления

1.1 Законодательное закрепление местного самоуправления

 

В демократическом  государстве организация и осуществление  власти базируются на принципе разделения властей, которые сочетаются с принципом  местного самоуправления. Органы местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; паритетные способы осуществления власти народа.

Согласно  ст. 12 Конституции Российской Федерации  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В этом смысле то же можно  говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий, что позволяет сделать вывод об их равном участии в решении государственных задач.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное  самоуправление в качестве одной  из основ конституционного строя. Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства.

Основные положения о местном самоуправлении, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

    • местное самоуправление обеспечивает решение населением вопросов местного значения;
    • местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
    • местное самоуправление осуществляется с учетом местных традиций;
    • структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
    • изменение границ территорий местного самоуправления допускается с учетом мнения населения;
    • органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;
    • местное самоуправление гарантируется правом судебную защиту.

Детальное регулирование на федеральном уровне вопросов местного самоуправления отражены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет органы местного самоуправления в качестве самостоятельных (негосударственных) органов, наделенных властными полномочиями на решение вопросов местного значения. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Это специфическая система власти, которая, учитывая все местные факторы, выступает в интересах своего населения.

Международные договоры в области местного самоуправления предусматривают также гарантии местного самоуправления и обязанность  государства предоставлять эти  гарантии. Одним из наиболее авторитетных международных соглашений в области местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления. Хартия включает несколько групп норм: общие принципы и гарантии местного самоуправления, систему контроля, установленную в интересах местного самоуправления, и положения о ратификации, оговорках, денонсации Хартии.

 

1.2 Система органов местного самоуправления

 

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» четко определяет систему органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.

Причем  наличие первых трех элементов в  системе органов местного самоуправления является обязательным.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. С учетом исторических традиций, национальных особенностей, политических интересов представительный орган местного самоуправления может иметь различные наименования. Наиболее часто встречаются следующие названия: дума, совет, муниципальный совет, собрание, собрание представителей, сход, съезд, рада, курултай, джирге и т.п.

Представительный  орган занимает особое место в  системе органов местного самоуправления благодаря своей исключительной компетенции. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся  следующие вопросы:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения [ КонсультантПлюс].

Исполнительные органы местного самоуправления - органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией [2, 136с.].

Исполнительным  органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия). Местная администрация - исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции:

  • исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;
  • разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение;
  • управление муниципальной собственностью;
  • разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т.п.

Глава местной  администрации либо назначается  на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса, либо избирается на муниципальных выборах, и в  этом случае он одновременно является главой муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным  лицом в системе органов местного самоуправления. Действующее законодательство предусматривает два способа  избрания главы муниципального образования. Если глава муниципального образования  избирается на муниципальных выборах, то он либо входит в состав представительного  органа и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания главы муниципального образования из числа депутатов  представительного органа местного самоуправления он является его председателем.

Согласно  Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования  осуществляет следующие полномочия:

  • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
  • подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления;
  • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа местного самоуправления[КонсультантПлюс].

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления