Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
По признаку масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления направлены на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций как в обществе-государстве, так и в отдельных местностях - в городе, районе, селе, станице, ауле, поселке и т.п..

Содержание работы

Введение 2
1.Организационно-правовой статус органов местного самоуправления 4
1.1 Законодательное закрепление местного самоуправления 4
2.2 Государственная поддержка 18
Заключение 32

Файлы: 1 файл

ГМУ.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)
  • издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
  • контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
  • информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
  • оказание методической поддержки;
  • рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;
  • участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);
  • принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;
  • подготовка кадров муниципальных служащих;
  • оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;
  • предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;
  • временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.

 

2.3 Формы взаимодействия органов власти

 

1. Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.

Договорная  форма взаимоотношений является основной и применяется во всех случаях, когда условия взаимодействия требуют  детального определения прав, обязанностей и ответственности договаривающихся сторон, а также если они связаны с расходованием финансовых средств, обусловливающих обязательное утверждение договора законодательным органом государственной власти и представительным органом местного самоуправления.

Соглашения  заключаются между главами государственных  и муниципальных органов исполнительной власти по вопросам, касающимся компетенции  органов исполнительной власти и  не требующим дополнительных финансовых ресурсов помимо запланированных бюджетных  и внебюджетных ассигнований финансового  года на проводимые мероприятия.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления [3, 211c.].

Реализация  органами местного самоуправления полномочий государства имеет под собой  определенные исторические основы. В России органы местного самоуправления всегда исполняли некоторый объем государственных полномочий и государственных обязанностей. Так, к ведению земских учреждений согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. подлежали раскладка государственных денежных сборов, исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, участие в делах почтовой повинности и другие дела, которые вверялись на основании особых уставов, положений или постановлений [4, 88с.].

В современной  теории муниципального управления предусматривается  две основные формы наделения  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления [2. 107c.]. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.

Делегирование полномочий - это предоставление органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно [2, 108c.]. Делегирование полномочий осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закрепляется в Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней  в компетенцию органов местного самоуправления помимо вопросов местного значения могут входить и отдельные  государственные полномочия, которые  им передаются государством.

До сих  пор на федеральном уровне вопрос о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. Закреплялось только, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться с передачей денежных средств, необходимых для их осуществления.

Согласно  Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться  только законом: федеральным и региональным. Закон также содержит перечень требований, предъявляемый к законам о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Если  в законе о наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями о сроке наделения  ничего не сказано и иное не вытекает из действующего законодательства, то следует понимать, что полномочия передаются бессрочно.

При определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, органы власти  руководствуются ст. 14-17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Если указанное полномочие входит в перечень вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, то оно является муниципальным, в противном случае это государственное полномочие, которое требует отдельного финансирования.

Наиболее  часто на практике органы государственной  власти субъектов РФ передают органам  местного самоуправления полномочия в  следующих областях:

а) государственной  регистрации актов гражданского состояния;

б) лицензирования розничной продажи алкогольной  продукции;

в) лицензирования деятельности по заготовке, переработке  и реализации лома цветных и черных металлов;

г) лицензирования образовательной деятельности муниципальных  образовательных учреждений;

д) назначения и выплаты компенсационных выплат;

е) ведения  государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

ж) медико-социальной экспертизы;

з) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого  налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности;

и) порядка  пользования отдельными природными ресурсами;

к) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов  Российской Федерации и т. д.[4, 101с.]

Представляется, что передача отдельных государственных  полномочий органам местного самоуправления допустима в тех случаях, когда  последние способны более эффективно их реализовать.

В законах  субъектов РФ чаще всего указывают  следующие основания прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий:

  • истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;
  • признание органами государственной власти субъекта Федерации нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
  • невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;
  • систематическое нарушение законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий;
  • неоднократные обращения и жалобы физических и юридических лиц на ненадлежащее осуществление органом местного самоуправления переданных государственных полномочий;
  • принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;
  • отказ органов местного самоуправления от дальнейшей реализации полномочий [4, 103 с.].

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основе следующих принципов:

  • осуществление данной процедуры только посредством закона;
  • соразмерность передаваемых государственных полномочий возможностям муниципального образования;
  • материально-финансовая обеспеченность передаваемых государственных полномочий;
  • контроль со стороны государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий.

 

Передача  отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления позволяет  решить ряд задач, актуальных не только для муниципальных образований, но и для региона, государства  в целом. Это, в частности:

  • содействие децентрализации государственной власти, развитию самоуправленческих начал в жизни общества;
  • обеспечение участия народа в осуществлении властных полномочий, властеотношений;
  • повышение эффективного реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан;
  • осуществление более качественного и компетентного руководства социальными процессами, процессами принятия и осуществления административных решений, реализации задач местного значения;
  • создание рычагов более гибкого реагирования на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране [4, 115с.].

3. Эффективной формой взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является сотрудничество через ассоциации и союзы муниципальных образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно сформулировать и довести до сведения государственных органов общие проблемы.

Для государственной  власти ассоциация муниципальных образований  - это та организация, через которую можно обратиться одновременно ко всем ее членам и выработать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

Муниципальные образования создают объединения  в форме ассоциаций или союзов не только для повышения эффективности  деятельности органов местного самоуправления, но и в целях координации и  объединения усилий при решении  совместных проблем. Соответственно муниципальные  образования самостоятельно рассматривают  и решают вопрос о необходимости  объединения друг с другом и о  формах данного объединения.

Согласно  Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 66) в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет компетенцию съезда совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Как высший руководящий орган он:

1) утверждает  устав совета муниципальных образований  субъекта РФ;

2) определяет  размеры и порядок уплаты членских  взносов на осуществление деятельности  совета муниципальных образований  субъекта РФ и содержание органов  управления совета муниципальных  образований;

3) избирает  органы управления совета муниципальных  образований субъекта РФ;

4) осуществляет  иные полномочия, определенные уставом  совета муниципальных образований  субъекта РФ.

Совет муниципальных  образований не вправе вмешиваться  в деятельность муниципальных образований  и ограничивать ее. Совет муниципальных  образований призван осуществлять межмуниципальное сотрудничество на территории субъекта Российской Федерации, представлять и защищать интересы муниципальных  образований в органах государственной  власти субъекта Российской Федерации, участвовать в законопроектной  работе на региональном уровне, организовывать совместную хозяйственную деятельность, обмениваться опытом и информацией, участвовать в реализации региональных программ и т. п.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления