Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:04, курсовая работа
Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
изучить особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
выявить проблемы во взаимодействии органов МСУ и органов государственной власти;
ведение 2
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления 11
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 15
Глава 2. Взаимодейсвие органов местного самоуправления и органов государственной власти 20
2.1 Взаимодействие государственной и муниципальной власти в РФ – основные процессы и механизмы 20
2.2 Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной 21
2.3 Регулирование органами государственной власти вопросов организации осуществления местного самоуправления 24
2.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления 26
Заключение 29
Список литературы 31
Эффективной формой взаимодействия
может стать сотрудничество государственной
и местной властей через
Не менее важным является вопрос формирования финансовой основы местного самоуправления и формирование местной материальной базы. Разграничение источников доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами основывается на разделении их по видам и закреплении на долгосрочной основе. Это стимулирует каждый из уровней власти к развитию доходных источников и их эффективному использованию, а не к перераспределению.
Еще одним аспектом взаимоотношений
между региональными органами власти
и местным самоуправлением
В сфере комплексного социально-экономического
развития региона может возникнуть
столкновение интересов различных
уровней власти. Местная власть вправе
решать вопросы комплексного социально-экономического
развития на своей территории, а
территория муниципального образования
составляет некоторую часть территории
субъекта Российской Федерации. Но интересы
населения каждый уровень понимает
по-своему в зависимости от тех
задач, которые решает каждый из них.
Поэтому интересы структур власти часто
не совпадают. При разработке муниципальных
планов и программ органы местного
самоуправления должны учитывать соответствующие
государственные планы и
Таким образом, под системой
государственных и
В работе понятие "взаимодействие"
рассматривается как
Классификация процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления приведена в Приложении 1.
Данная классификация упорядочивает представления о процессах взаимодействия и позволяет выбирать адекватные механизмы и инструменты взаимодействия, в т.ч. формы контроля и обратной связи. Например, стратегическое взаимодействие целесообразно оформлять через договора и соглашения (обратная связь – через контроль исполнения договоров и соглашений), нестратегическое – через программы (обратная связь – через ежегодную, ежеквартальную и ежемесячную отчетность). Наиболее востребованным и перспективным является взаимодействие стратегического характера, но эта задача является и более сложной, прежде всего, в части оценки издержек.
Механизмы и инструменты
взаимодействия представлены в Приложении
2. Поскольку местное
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Процессы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления можно классифицировать по следующим признакам: по характеру решаемых задач, по уровню взаимодействия, по направлению, по целям, по типу применяемой технологии.
К основным механизмам взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований относятся: нормативно-правовой, организационный, бюджетно-финансовый, налоговый, экономический.
Проблема эффективного взаимодействия
между двумя уровнями власти - государственной
и муниципальной - одна из самых острых
проблем современного политического
развития страны. Вопрос реформирования
отношений между
Для эффективного взаимодействия региональной и муниципальной власти необходимо четкое разграничение полномочий между всеми органами власти. Именно неопределенность полномочий и предметов ведения всех уровней публичной власти стала одной из основных причин, которые вызвали потребность в углублении административной и муниципальной реформ.
Местное самоуправление в новейшей истории России делает только первые шаги, хотя известно, что достаточно сильная и стройная система была до революции, и многие западные страны использовали опыт Российской Империи. Сегодня существуют законодательные пробелы в отношении регионов и муниципального уровня. Можно обнаружить очень серьезный дисбаланс, как управленческий, организационный, на уровне муниципальных районов, так и во взаимоотношениях исполнительной власти. Говоря о муниципальном уровне, это наличие двоевластия. В каждом муниципальном районе существует две должности: глава района, освобожденная должность с соответствующим аппаратом, и глава администрации района. При этом рядовому человеку и даже региональной власти очень трудно разобраться, кто из них главный и кто реально является распорядителем тех или иных хозяйственных полномочий.
Новая практика для страны
- чтобы местный уровень
Если рассматривать программно-
В настоящее время так
же очень важно увязать работу
регионального и муниципального
уровня на каких-то конкретных показателях.
Для этого сейчас созданы условия.
Есть Указ Президента РФ, где дан
целый ряд показателей, оценивающих
деятельность муниципального и регионального
уровней. Перечень дополнительных показателей
для оценки эффективность деятельности
органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных
Даже начальники являются людьми, и, естественно, когда будут определять по итогам года прямые оценки, например, единый госэкзамен для глав районного звена, губернаторов, то такой довольно объективный подход в оценке деятельности будет носить еще и публичный характер. Очевидно, что это подстегнет всех сотрудников к конкретной и эффективной работе.
В настоящее время можно
назвать еще две проблемы: квалификация
и коррупция. Необходимо учить и
готовить кадры для муниципального
уровня, чтобы руководители и специалисты
могли решать такие разнообразные
и сложные задачи. Второй вопрос
- преодоление
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Основные проблемы эффективного
взаимодействия между двумя уровнями
власти - государственной и
Современное состояние правового
регулирования местного самоуправления
требует осмысления и даже в какой-то
степени подведения промежуточных
итогов развития муниципального законодательства
в Российской Федерации. В основе
регламентации полномочий федеральных
органов государственной власти
и органов государственной
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления статья 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит:
определение общих принципов организации местного самоуправления в России, устанавливаемых комментируемым Законом;
правовое регулирование
по предметам ведения России и
в пределах полномочий России по предметам
совместного ведения России и
субъектов РФ прав, обязанностей и
ответственности федеральных
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном комментируемым Законом.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи 5 осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами, т.е. только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и законодательными актами федерального уровня.
Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления