Взаимоотношение государства и личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:
- изучение понятия правого статуса личности;
- изучение взаимная ответственность личности и государства;
- рассмотрение конституционные обязанности государства и гражданина;
- исследование современных точек зрения по данному вопросу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Правовая основа взаимодействия государства и личности.
1.1. Правовой статус личности и государства ……………………………….3
Глава 2. Принципы взаимной ответственности государства и личности.
2.1. Взаимная ответственность личности и государства…………………….6
2.2 Конституционные обязанности государства и гражданина……………14
Глава 3. Современная концепция взаимоотношений государства и личности…...18
Заключение…………………………………………………………………………...22
Список использованных источников…………………………………………….....23

Файлы: 1 файл

Собственно курсач.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

 

Введение………………………………………………………………………………...2

Глава 1. Правовая основа взаимодействия государства и личности.

    1. Правовой статус личности и государства ……………………………….3

Глава 2. Принципы взаимной ответственности государства и личности.

2.1. Взаимная ответственность личности и государства…………………….6

2.2 Конституционные обязанности государства и гражданина……………14

Глава 3. Современная концепция  взаимоотношений государства и  личности…...18

Заключение…………………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………………….....23

 

Введение

Проблема взаимоотношений  личности и государства во все  времена привлекала к себе пристальное внимание ученых - философов, социологов, политологов, юристов, представителей других областей гуманитарного знания. Она остается актуальной и сейчас.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются  для человека и во имя человека, который является высшей ценностью  общества, однако человек, личность –  это не просто субъект исторического процесса и общественных преобразований. Говоря о положении человека в истории и правовой науке, нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что «сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя. Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства, общества»[11].

Такой подход обуславливает  вывод о том, что в центре сложных  процессов, происходящих в обществе, находится человек, и его позиция в значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности государства.

Права и свободы, представленные каждому Конституцией (или другим документом) и международно-представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы прав и свобод? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении государства и личности был основной причиной, почему я выбрала данную тему для написания курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:

- изучение понятия правого статуса личности;

- изучение взаимная ответственность личности и государства;

- рассмотрение конституционные обязанности государства и гражданина;

- исследование современных точек зрения по данному вопросу.

 

 

 

Глава 1. Правовая основа взаимодействия государства  и личности

1.1.Правовой статус личности и государства

Прежде всего, стоит начать с определения правового статуса личности. Итак, прежде всего правовой статус личности – это система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права координирует свое поведение в обществе.

В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает  в качестве гражданина, лица без  гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина - самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны.[22]

Следует согласиться с Г. В. Мальцевым, что «ничего более важного и структуре права по существу нет»; «система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем». [10] Говоря о правовом статусе личности, не стоит забывать о том, что это понятие тождественно понятию правового статуса человека и гражданина. Если говорить об определении этого понятия, то его, пожалуй, наиболее полно удалось раскрыть в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы». «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой» .[14]

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты  поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства  и личности требуют четкой урегулированности  и упорядоченности. Это обусловлено  особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека. Оно выражает юридическую принадлежность индивида к государству, которая «выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют условия и порядок приобретения, утраты гражданства и т. д.». Гражданство является юридическим основанием для личности пользоваться юридическими правами и свободами и выполнять установленные законом обязанности, т. е. основанием правового статуса личности.

Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от  природы государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности фиксируют  сложную систему взаимосвязей государства  и личности, основанную на демократических  принципах. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают характер прав и обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей  общества. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством, обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.

В структуру правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др. На мой взгляд, ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, не имеет необходимости выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса.

Правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Все эти принципы пересекаются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее полно раскрывает особенность положения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности - это важнейший гуманистический и демократический принцип построения нормального демократического правого государства.

 

 

Глава 2. Принципы взаимной ответственности государства  и личности.

2.1. Взаимная ответственность личности и государства.

Основу взаимоотношений  между государством и личностью  составляют принципы правового государства  с четким определением ценностных приоритетов  в пользу человека, его прав и  свобод. Вместе с тем представляется очевидным, что провозглашение основных прав и свобод человека, само по себе , не является достаточной гарантией их эффективного осуществления. Еще Б.Спиноза отмечал: «Пока естественное право людей определяется мощью каждого и принадлежит каждому в отдельности, до тех пор оно ничтожно, но существует скорее в воображении, нежели в действительности, ибо осуществление его совершенно не обеспечено».[15]

В связи с этим, охрана прав и свобод человека выступает практической задачей всех государственных органов. Во многих странах в последние годы проводится комплексное реформирование правовой, социальной, экономической сфер жизнедеятельности общества, направленные на их совершенствование и модернизацию. Но в то же время такие сохраняющиеся негативные явления, как низкий уровень жизни, криминализация общества, приводят к выводу о недостаточности либо неэффективности предпринимаемых мер. В итоге это не только подрывает авторитет власти, порождая недоверие к ней, но и ведет к изменению сущности и социального назначения государства, к нарушению им же гарантированного правового статуса личности.

Во многом развитие отмеченных негативных тенденций обусловлено непониманием механизма взаимодействия государства и личности, основу которого составляет их взаимная ответственность. Именно реализация принципа взаимной ответственности государства и личности обеспечивает гармонию в их отношениях, баланс их интересов, гарантирует существование подлинно правового государства. Напротив, отсутствие эффективного механизма его реализации является предпосылкой распространения социальной несправедливости, что многократно увеличивает риск возникновения и обострения конфликтов публичных и частных интересов. Сказанное позволяет утверждать, что проблемы взаимной ответственности государства и личности приобретают стратегическое значение для становления и развития социальной и правовой государственности.

Идея взаимной ответственности государства и личности была сформулирована еще И. Кантом: «каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину».[12] Развивая данную позицию, Р. Иеринг отмечал, что закон обращен как к каждому человеку в отдельности, так и к органам государственной власти в целом, и не только в связи с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права - это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон.[6]

Приведенные утверждения  актуальны и сегодня. И современные исследователи характеризуют принцип взаимной ответственности государства и личности как наличие закрепленных законодательством прав и обязанностей органов государственной власти, а также прав и обязанностей граждан, несоблюдение которых должно влечь адекватные меры государственного принуждения. В трактовке правоведов взаимная ответственность государства и личности представляет собой идею о способе ограничения государственной власти, основанном на верховенстве права и равной обязательности требований закона для власти и подвластных.

Соглашаясь с данным пониманием рассматриваемой юридической категории, можно отметить, что вопрос о понятии, содержании и структуре принципа взаимной ответственности государства и личности требует большей определенности и детализации.

Системный анализ, сущности принципа взаимной ответственности государства и личности следует начать с определения его законодательных основ. В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемый принцип текстуально не закреплен, но вытекает из многих ее положений. Как пример можно привести некоторые из них: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ст. 46); «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» (ст. 52); «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53); «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека» (ч. 2 ст. 55) и т.д.[7] Логично следуя из системного толкования основного закона, принцип взаимной ответственности государства и личности находит свое воплощение в содержании всей системы права.

Информация о работе Взаимоотношение государства и личности