Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:
- изучение понятия правого статуса личности;
- изучение взаимная ответственность личности и государства;
- рассмотрение конституционные обязанности государства и гражданина;
- исследование современных точек зрения по данному вопросу.
Введение………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Правовая основа взаимодействия государства и личности.
1.1. Правовой статус личности и государства ……………………………….3
Глава 2. Принципы взаимной ответственности государства и личности.
2.1. Взаимная ответственность личности и государства…………………….6
2.2 Конституционные обязанности государства и гражданина……………14
Глава 3. Современная концепция взаимоотношений государства и личности…...18
Заключение…………………………………………………………………………...22
Список использованных источников…………………………………………….....23
Для выявления существующих
тенденций и адекватного
В ст.1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г. Провозглашается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Здесь обязанности человека и гражданина выступают в качестве нравственного долга, а в ч.1 ст.29 указанной Декларации принцип ответственности личности перед обществом и за общество выражен значительно более четко: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только возможно свободное и полное развитие его личности». [21]
Конституционные обязанности – это установленное основным законом требование должного поведения человека как члена общества. К конституционным обязанностям в первую очередь можно отнести:
Юридической обязанностью каждого, кто находится на территории РБ, является обязанность соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы.[5]
Однако, круг конституционных обязанностей довольно широк и, вопреки распространенному мнению, не сводится к традиционно провозглашенным в Конституции обязанностям – платить налоги, нести военную службу и. т. п. При этом все обязанности можно разделить на позитивные и негативные (пассивные) в зависимости от характера, содержащегося в них предписания и требуемого от их носителя поведения. Позитивные обязанности требуют от субъекта конституционной обязанности положительных действий: платить налоги, нести военную службу. Пассивные (негативные) требуют от субъекта воздержаться от определенных действий, противоречащих солидарной природе общества( осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.[21]
Эти группы конституционных
обязанностей различаются и по степени
усилий их носителей, по осуществлению
содержащихся в них предписаний
и участию в этом процессе государства.
Обязанности нести военную
Пассивные обязанности такого участия для своего осуществления их носителем не требуют; участие в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает в качестве правовой невозможности или недопустимости определенного поведения, т.е. запрета или ограничения.
Возможна и более дробная
типология конституционных
Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конституции обязанности, так и запреты и ограничения, которые возложены на личность и гарантированы возможностью принуждения, правом на которое обладает государство. В двух последних случаях речь идет о запретах и ограничениях отдельных субъективных прав. [21]
Глава 3. Современная
концепция взаимоотношений
Исторически, исходя из приоритета тех или иных интересов, сформировалось две концепции взаимоотношений государства и личности.
Первая предполагает приоритет государственных интересов над личными. Вторая, противоположная, обосновывает приоритет личных интересов над государственными. В последнее время появилась и третья концепция, призванная соединить в себе положительные черты первых двух — так называемая доктрина оптимума. [23]
Концепция приоритета государственных интересов над личными была сформирована в Советском государстве, в котором социальная организация общества строилась на традиции системоцентризма. [13] Для всей политической системы того времени было характерно отрицание идеи индивидуализма, провозглашалась общинная идеология, коллективизм. Личностью считался о по сути дела только трудящийся человек, только он был достоин заботы и защиты государства. Провозглашался лозунг: «Кто не работает, тот не ест».
Идеи второй концепции отражены в различных либеральных доктринах прошлого, в трудах Д. Локка, Г. Гроция, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и многих других мыслителей. В либеральной доктрине главным во взаимоотношениях личности и государства является личность, а главное для личности — это свобода, равенство, гуманизм, права человека.
Концепция приоритета личностных интересов над государственными получила свое развитие в новых постсоветских странах. К примеру, Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и что признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. [9]
Однако в последнее время по поводу тезиса о высшей ценности личности и ее неотъемлемых правах все чаше стали высказываться сомнения. Так, по мнению Г.Г. Бернацкого. при буквальном толковании ст. 2 Конституции РФ получается, что она постулирует ценности классической либеральной доктрины — индивидуализм, подчиненность интересов государства интересам личности, доминирование частного блага над общим. В настоящее время практически ни одна конституция мира не постулирует права человека и гражданина в качестве высшей ценности без каких-либо оговорок. Права и обязанности человека в равной степени являются высшими ценностями, и отдавать предпочтение правам нет оснований. Права и обязанности должны балансировать как равноценные сущности. [2]
Опираясь на приведенные доводы, автор статьи 2 Конституции РФ предложил ее новую редакцию: «Человек и общество, их неотчуждаемые права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод как человека и гражданина, так и общества — обязанность государства». [3]
Суть третьей концепции состоит в том, что приоритет не отдается ни интересам личности, ни интересам государства, а провозглашается равенство между ними — доктрина оптимума. Данная концепция предполагает установление необходимого баланса интересов личности и государства, сочетание индивидуальных и государственных начал в жизнедеятельности общества.
Оптимальное решение проблемы взаимоотношения личности и государства видится только в нахождении баланса интересов между ними. Одним из способов обеспечения баланса интересов между государством и личностью является ограничение и самоограничение их прав и свобод ради общего блага. [20] Немецким ученым Г. Ахенвалем было сформулировано следующее важное положение: «Государственное благоразумие заключается в умении устроить благосостояние государства таким образом, чтобы этим действительно достигалось счастье всех и каждого». [18]
И.И. Котляр полагает, что противоречие между правами человека и интересами государства имеет в большей мере внешний характер, в связи с чем «нужно только сбалансировать их так, чтобы они были взаимосвязаны и при этом не игнорировалась любая их часть». По его мнению, не должно быть противопоставления не только государственных и личных интересов, но и «определенных ограничений, налагаемых на права и свободы человека в организованном обществе». [8]
Таким образом, ограничение
прав и свобод граждан, а также
государства является важной составляющей
проблемы нахождения баланса интересов
личности и государства. В целом
способами обеспечения
Довольно сложно, исследуя вопрос о взаимоотношениях личности и государства, обойти вниманием концепцию правового государства, т. к. проблема взаимоотношений государства и личности — одна из важнейших для правового государства. Более того, принцип их оптимального взаимодействия является одним из основных его принципов.
Идея гармонизации взаимоотношений личности и государства находит наиболее полное выражение в теории и практике правового государства, законодательно и на практике признающего незыблемость основных прав и свобод человека. Думается, что самой главной чертой правового государства является строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности.
Этот принцип выражается в установлении самим государством законодательных ограничений своего вмешательства в частную жизнь личности, принятии на себя обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, наличии реальных мер ответственности должностных лиц и властных структур за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.
В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не должна быть чрезмерной, переходить во вседозволенность, а должна ограничиваться законом, интересами и правами других лиц. Человек обязан соблюдать все закрепленные в законодательстве предписания и установления, исполнять обязанности перед государством и обществом. Свобода предполагает ответственность.
По мнению О.Ю. Рыбакова, перед
современной Россией стоит
Заключение
В подведении итогов своей работы можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между государством и личностью – очень сложный механизм, и в нем должны выполнять свои функции, задачи и обязанности каждая из сторон - в противном случае общество никогда не сможет даже приблизиться к наиболее совершенной модели взаимодействия государства и личности, а значит, оно не сможет получить и все блага, которое можно обрести.
Словно механизм в часах, личность и государство должны взаимодействовать, чтобы добиться наилучших результатов и достигнуть наивысшего уровня жизни. Если государство будет исполнять свои обязанности, наложенные на него народом и Конституцией, а граждане, в свою очередь будут поступать в соответствии с конституционными и иными обязанностями, то конфликты между государством и гражданами сведутся к минимуму, а недовольство общества государственной властью в различных аспектах значительно убавится.
Целью своей работы я ставила изучение понятия правого статуса личности, изучение взаимная ответственность личности и государства, рассмотрение конституционные обязанности государства и гражданина, исследование современных точек зрения касательно взаимоотношений между государством и личностью. В ходе своих исследований по данному вопросу, я поняла, насколько важно взаимодействие государства и граждан, насколько может стать лучше наше положение, если общество станет более активным и станет пользоваться своими возможностями.