Взаимоотношения церкви и государства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть взаимоотношения государства и церкви на разных этапах их развития.
Задачи курсовой работы:
- исследовать исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
- рассмотреть православную традицию во взаимоотношениях церкви и государства;
- проанализировать религиозные организации, типы религиозных организаций;
- исследовать взаимоотношения церкви и государства в современной России;

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………………..........3
1. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви………………...…5
1.1. Православная традиция во взаимоотношениях церкви и государства…............5
1.2. Необходимость тесного союза церкви и государства…………………………...7
1.3.Религиозные организации, типы религиозных организаций………….………...9
2. Взаимоотношения церкви и государства в современной России………….………11

2.1. Правовое регулирование взаимоотношений церкви и
государства в Российской Федерации……………………………………………...11
2.2. Место церкви в политической системе…………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….………25
Глоссарий ………………………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………...………29

Файлы: 1 файл

Современное государство и церковь правовое регулирование их взаимоотношений.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Приходится еще раз  повторять банальную мысль: для  того чтобы установить мир церковный, нельзя обойтись без гласного и спокойного обсуждения спорных вопросов с участием представителей различных точек зрения, но обязательно под эгидой канонического священноначалия, полномочия которого никоим образом не ставятся под сомнение ни одной из сторон.

Помимо субъективных причин отказа наших институциональных  церковных лидеров от активной и продуманной церковно-общественной позиции, существуют и объективные.

Во-первых, здесь нужно  говорить об особенностях богословского  сознания. Церковь, живущая в этом мире, всегда стоит перед проблемой  сохранения в своей повседневной практике "халкидонского равновесия", то есть баланса между вниманием к Божественному и вниманием к человеческому. В церковном сознании постоянно существует тенденция к уклонению в ту или другую сторону.

 

Заключение

Государственно-церковные  отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимодействия материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.

Законы и иные нормативные  правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

Это конкретизирует применительно  к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.

В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

У нас в России существует расхожее мнение, что политика –  неизбежно грязное дело; что политика – это бешеные деньги, убийства, жажда власти. Однако культивирование такого представления только поддерживает именно такую политику, которая отождествляется с грязью и частным интересом. Нерешенным остается вопрос: возможна ли другая, "чистая", политика?

Может быть, это как  раз дело Церкви – внести в политику иное измерение? Причем "внести в  политику" не чисто политическими  средствами, а исходя из роли и значения "общественности", в какой-то степени  независимой от политики как таковой, и руководствуясь тем "христианским гуманизмом", манифестом которого является Евангелие Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа.

Новое время отделило "светское" от "религиозного", развело Церковь и культуру, ставшую  секулярной, в том числе и политическую культуру. Христианину трудно примириться с этим разводом. Но, вместе с тем, ясно, что только сами христиане могут разрушить это средостение, действуя в обществе как христиане, а в собственно церковном пространстве оставаясь людьми, ответственными за мир, в котором они живут и в преображении которого – согласно максимальному христианскому заданию – они призваны принять непосредственное участие.

 

Глоссарий

№п/п

Новые понятия

Содержание

1

Государственно-правовая регламентация

составная часть культовой системы

2

Государственно-церковные отношения

составная часть системы общественных отношений любого общества

3

Клерикализация

Это означало не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности  в системе богословско-теологического мышления

4

духовность

 главный божественный знак, отличающий человека от всех живых существ

5

Сакрализация

это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, поведения людей институтов

6

СМИ

Система массовой информации

7

Социальные институты

это исторически сложившаяся  устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей

8

религиозная культовая  система

это система коллективных действий

9

религиозная   свобода

одно из фундаментальных  прав человека

10

Религия

сфера, в которой человек  живет как носитель духовности, область его предельных упований и надежд, источник покаяния и очищения, познания своей подлинной, глубоко спрятанной сути

11

РПЦ

Русская православная церковь

13

Церковь

 это не политическая  организация, а одна из форм "общественности", которая не ставит перед собой собственно политических целей, она находится вне политики и может объединять людей разных политических взглядов

13

Церковь и государство

это божественный дар  человечеству и потому должны работать в полном согласии между собой, помогая  друг другу, но не ущемляя свободы  и самостоятельности каждого  в своей сфере


 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 10.12.1993г.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.
  3. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, N 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, N 27, ст. 2711.
  4. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. –2004. – N 1.С. 21-22
  5. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 2002г.
  6. Байтин М.И. Механизм современного российского государства // М.: «Юриспрюденция» 2006г.
  7. Венгеров  А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. // М.:Новый Юрист, 2001, 624 с.
  8. Ворожейкина Т., Рашковский Е., Умерв У. Гражданское общество и религия // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8.
  9. Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 9.
  10. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
  11. История государства и права. Учебник для вузов // Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: НОРМА, 2005г.
  12. Источник: "Церковно-общественный вестник" (прил. к газете "Русская мысль"), № 8, 01/2002г.
  13. Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 2004.
  14. Методология социологических исследований политической жизни советского общества. – М., 2003г.
  15. Политология: учебное пособие для вузов //Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 2005г.
  16. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика // Сост. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. – М.: Юриспруденция, 2006г.
  17. Сергей Лунев Церковь в политике Российского государства // М.: 2005г.
  18. Себенцов А.Е. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях": содержание и сущность // Государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Сборник документов. – М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2003г.
  19. Теория государства и права. Курс лекций. // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2005г.
  20. Теория государства и права: Курс лекций. // Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002г.

 

1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 2003. – С. 462.

2 Конституция Российской Федерации от 25.12.1993

3 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

4 Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, N 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, N 27, ст. 2711.

5 Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2004г. – N 1.  С. 21-22

6 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. – М.: Юриспруденция, 2004. – С. 24.

7 Себенцов А.Е. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях": содержание и сущность // Государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Сборник документов. – М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2003. – С. 53.




Информация о работе Взаимоотношения церкви и государства в современной России