Закон и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
Для выполнения поставленной цели в процессе изучения необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие закона и его основные признаки;
2) Ознакомится с классификацией законов;
3) Ознакомится с понятием и принципами законности;

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАКОН И ЕГО ПРИЗНАКИ.....................................................................5
1.1 Понятие закона и его основные призна-ки...........................................................5
1.2 Классификация зако-нов......................................................................................10
1.3 Понятие и принципы законно-сти…...................................................................17
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ПРА-ВА................................................25
2.1 Понятие и характеристика пра-ва.......................................................................25
2.2 Взаимодействие права и зако-на.........................................................................33
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ..................................................41

Файлы: 1 файл

ЗАКОН И ПРАВО.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

4) закон – нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается».

Рассматривая  закон как нормативный юридический  акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам (назначение на должность, поручение передать имущество);

во-вторых, от актов  толкования, т.е. тех, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы («постановление», «разъяснение»)7.

Законы в  демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательство – это вся совокупность законов, действующих в стране.

Но необходимо иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

ГК РФ ст.3 п.5: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон"8.

 

1.2 Классификация  законов

 

Законодательство  имеет свою систему, классификацию  законов, их виды. Они подразделяются на:

1) конституцию, конституционные (органические);

2) обыкновенные.

Конституция как основополагающий юридический акт – это основной закон государства, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др9.

В Российской Федерации  в настоящее время действует  Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит два раздела. Первый, раздел состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного  строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина.

3. Федеративное  устройство.

4. Президент  Российской Федерации.

5. Федеральное  Собрание.

6. Правительство  Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные  поправки и пересмотр Конституции.

Во втором особом разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие  «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций  как основных законов государства  связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова, то есть, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Она имеет неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной  конституцией можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши10.

Как Основной Закон  государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных  актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам11.

Конституция РФ ст.15:12

1) Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречит Конституции Российской Федерации;

2) Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает  положения Конституции. В ряде случаев  Конституция содержит указания о  необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Конституция РФ гл.9. ст.135:13

1. Положение глав 1, 2, 9 Конституции  Российской Федерации не могут  быть пересмотрены Федеральным  собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосами от общего числа совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.

3.Конституционное Собрание  либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей от более чем 50% всех принявших участие в голосовании14.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 83 субъектов Федерации).

К числу конституционных  законов относят прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов.

В соответствии с Конституцией могут издаваться федеральные конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует  выделять:

а) федеральные законы –  те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации.

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию15.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе играют: административные законы, гражданские законы, брачно-семейные законы, уголовные законы, земельные законы, финансово-кредитные законы, законы о труде, законы по социальному обеспечению, процессуальные законы, природоохранительные законы16.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (законы о здравоохранении и другие)

Совокупность  законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком –как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Обыкновенные  законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача Конституционного Суда состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных – юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал17.

Обыкновенные  законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой – письменным актом – теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов. Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) – это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные  акты носят различное наименование: «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы»18.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся  к наиболее высокому уровню законодательства. Существенное значение в каждом кодексе имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единую систему, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат, и т. д19.

 

1.3 Понятие и  принципы законности

Информация о работе Закон и право