Закон и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
Для выполнения поставленной цели в процессе изучения необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие закона и его основные признаки;
2) Ознакомится с классификацией законов;
3) Ознакомится с понятием и принципами законности;

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАКОН И ЕГО ПРИЗНАКИ.....................................................................5
1.1 Понятие закона и его основные призна-ки...........................................................5
1.2 Классификация зако-нов......................................................................................10
1.3 Понятие и принципы законно-сти…...................................................................17
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ПРА-ВА................................................25
2.1 Понятие и характеристика пра-ва.......................................................................25
2.2 Взаимодействие права и зако-на.........................................................................33
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ..................................................41

Файлы: 1 файл

ЗАКОН И ПРАВО.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Взаимодействие права и закона

 

Проблема соотношения  права и закона родилась практически  одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.

Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной  и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых33.

В целях решения  проблемы соотношения права и  закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. Некоторые авторы описывают его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», авторы приходят к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть не что иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие  правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это, прежде всего, система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Легитимный  закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим - избранным народом - органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти34.

Правовой закон  –  властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный  государством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы.

Для современного общества понятие и концепция  правового закона являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой. Наиболее простая и абстрактная формула правового закона представлена дефиницией «Правовой закон есть закон, созданный и функционирующий по праву». При этом для каждой социально-политической системы существует собственная или специфическая конъюнктура определения существующих или вновь создаваемых законов в качестве правового закона.

Понятие правового  закона многостороннее и гибкое, оно  становится фундаментом современной концепции правового общества и государства.

Его основные компоненты35:

1) правовой закон  опирается на конституционные  принципы и не может им противоречить  ни формально, ни содержательно;

2) процедура  формирования и принятия правового  закона всегда многоступенчата и предполагает участие всех установленных конституцией ветвей власти;

3) общеобязательный  характер, т. е. правовой закон  действует не только на всей  территории государства, но и  распространяется на все категории  населения, исключая какую-либо правовую дискриминацию;

4) действие правового закона распространяется на все властно-политические инстанции и институты так, что любое действие любого государственного органа предпринимается в соответствии с внутренними законами государства;

5) эффективность  правового закона прямо зависит  от уровня развития правосознания общества, от доверия граждан и их готовности подчиняться предписаниям и ограничениям, налагаемым на них законами;

6) правовому  регулированию подлежат лишь  внешне-деятельные аспекты жизни  граждан; духовная жизнь гражданина  и его убеждения не подлежат властно-правовой регуляции;

7) правовой закон  гарантирует сохранность и неприкосновенность  неотчуждаемых прав и свобод личности, личное достоинство граждан и их безопасность;

8) правовой закон  не имеет «обратного действия»  (т. е. его регуляции не подлежат действия, совершенные до момента вступления правового закона в силу);

9) правовой закон  может быть изменен или отменен  только при соблюдении всех предусмотренных Конституцией законодательных процедур;

10) с содержательной  точки зрения, правовой закон направлен на обеспечение интересов большинства граждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность той или иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного при масштабности и разнообразии современных обществ.

Весь комплекс перечисленных признаков правового  закона представляет собой оптимум  современного правосознания, но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальной политико-правовой жизни современных обществ следует говорить лишь о большей или меньшей степени приближения правовых систем к оптимуму правового закона. При этом нужно учитывать и саму зависимость его понятия и роли в жизни общества от конкретной социально-исторической ситуации, типа общественных отношений и властно-политической организации общественной жизни36.

Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового  закона. Правовой закон есть адекватное отражение сущностных характеристик  права, то есть общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание. Данное определение носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол.

Критериев правового  или неправового характера закона много: учет в нем интересов людей; применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна37.

Вопрос о  соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон – значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.

Соотношение права  и закона - центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативным актам) или нет - эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики.

Следует отличать значение термина «право» от значения термина «закон» во избежание  недоразумения, связанного с отождествлением и проявляющегося в представлении, что присутствие законов в стране уже означает в ней наличие правового порядка.

Формула «Право создается обществом, а закон -- государством»  наиболее точно выражает разграничение  права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания.

В современной  отечественной юриспруденции под  правом понимается особый, независимый  от воли законодателя социальный феномен  со своими объективными свойствами и регулятивным принципом, под законом же - вся совокупность официально-властных установлений, общеобязательные акты и нормы, наделенные принудительной (законной) силой.

Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» - абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.

Таким образом, соотношение права и закона оказывается  сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, можно  сделать вывод, что закон, как нормативно-правовой акт, является основным, важнейшим, существенным источником права. Он имеет свои признаки (по содержанию, организации и процедуре принятия), виды (конституционные, обыкновенные), отличия от других нормативно-правовых актов.

Понятие закон  раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, в формальном – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям.

В настоящее  время, когда политические и экономические  реформы, проводимые в России, потребовали мощного законотворчества, становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Проблема соотношения  права и закона будет стоять перед  человечеством всегда. Невозможно, чтобы все законы были правовыми, но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения, и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права, и они так же должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др.Теория государства  и права. М.: Норма, 2005. — 496 с. 

2. Абдулаев М.И.  Теория государства и права  2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.

3. Борисов Г.А.  Теория государства и права.  Белгород: БелГУ, 2007. — 292 с. 

4. Бабаева В.К. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 592 с.

5. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и  др Теория государства и права. М.: Зерцало, 2004. — 800 с.

6. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. – 416 с.

7. Венгеров А.Б.  Теория государства и права.  Учебник.3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с. 

Информация о работе Закон и право