Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:34, реферат
Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
Для выполнения поставленной цели в процессе изучения необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие закона и его основные признаки;
2) Ознакомится с классификацией законов;
3) Ознакомится с понятием и принципами законности;
ВВЕДЕ-НИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАКОН И ЕГО ПРИЗНАКИ.....................................................................5
1.1 Понятие закона и его основные призна-ки...........................................................5
1.2 Классификация зако-нов......................................................................................10
1.3 Понятие и принципы законно-сти…...................................................................17
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ПРА-ВА................................................25
2.1 Понятие и характеристика пра-ва.......................................................................25
2.2 Взаимодействие права и зако-на.........................................................................33
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ..................................................41
2.4 Взаимодействие права и закона
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых33.
В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. Некоторые авторы описывают его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», авторы приходят к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть не что иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.
Современное понятие
правового государства
Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим - избранным народом - органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти34.
Правовой закон
– властно-регулятивный акт, не только
подкрепляемый и
Для современного общества понятие и концепция правового закона являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой. Наиболее простая и абстрактная формула правового закона представлена дефиницией «Правовой закон есть закон, созданный и функционирующий по праву». При этом для каждой социально-политической системы существует собственная или специфическая конъюнктура определения существующих или вновь создаваемых законов в качестве правового закона.
Понятие правового закона многостороннее и гибкое, оно становится фундаментом современной концепции правового общества и государства.
Его основные компоненты35:
1) правовой закон
опирается на конституционные
принципы и не может им
2) процедура
формирования и принятия
3) общеобязательный
характер, т. е. правовой закон
действует не только на всей
территории государства, но и
распространяется на все
4) действие правового закона распространяется на все властно-политические инстанции и институты так, что любое действие любого государственного органа предпринимается в соответствии с внутренними законами государства;
5) эффективность
правового закона прямо
6) правовому
регулированию подлежат лишь
внешне-деятельные аспекты
7) правовой закон
гарантирует сохранность и
8) правовой закон не имеет «обратного действия» (т. е. его регуляции не подлежат действия, совершенные до момента вступления правового закона в силу);
9) правовой закон
может быть изменен или
10) с содержательной точки зрения, правовой закон направлен на обеспечение интересов большинства граждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность той или иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного при масштабности и разнообразии современных обществ.
Весь комплекс
перечисленных признаков
Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон есть адекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание. Данное определение носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол.
Критериев правового
или неправового характера
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон – значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.
Соотношение права и закона - центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативным актам) или нет - эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики.
Следует отличать значение термина «право» от значения термина «закон» во избежание недоразумения, связанного с отождествлением и проявляющегося в представлении, что присутствие законов в стране уже означает в ней наличие правового порядка.
Формула «Право
создается обществом, а закон -- государством»
наиболее точно выражает разграничение
права и закона. Нужно только не
забывать о единстве правового содержания
и правовой формы и возможных противоречия
В современной
отечественной юриспруденции
Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.
Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» - абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.
Таким образом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать вывод, что закон, как нормативно-правовой акт, является основным, важнейшим, существенным источником права. Он имеет свои признаки (по содержанию, организации и процедуре принятия), виды (конституционные, обыкновенные), отличия от других нормативно-правовых актов.
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, в формальном – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали мощного законотворчества, становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда. Невозможно, чтобы все законы были правовыми, но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения, и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права, и они так же должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С.,
Архипов С.И. и др.Теория
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.
3. Борисов Г.А. Теория государства и права. Белгород: БелГУ, 2007. — 292 с.
4. Бабаева В.К. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
5. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др Теория государства и права. М.: Зерцало, 2004. — 800 с.
6. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. – 416 с.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник.3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.