Закон как приоритетная форма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Применение сравнительно-исторического подхода позволяет проследить эволюцию понятия закон и развитие связанных с ним понятий, а также более точно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.
Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи(18в.до н.э.), Законы Ману(1в.до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха(фараона, царя, императора и т.д.).
Опыт античных государств по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие.

Содержание работы

1.Историческое развитие понятия ’’Закон’’
1.1Характеристика закона и его виды в РФ.
2.Понятие, признаки и структура закона.
З
1.2 Виды законов.
2.Закон в Российском праве.
2.1Понятие закона в праве.
2.2.ВИДЫ ЗАКОНОВ В Российской Федерации.
2.3Структура закона в Российской Федерации.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

 

Ростовский (г. Ростов-на-Дону) юридический  институт

(филиала)

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Теория государства и права.

 

на тему: «Закон как приоритетная форма права.»

 

 

 

 

Выполнил(а): 

студент(ка)  1  учебной  группы

1 курса заочной формы  обучения (СПО)

(срок обучения –  3 года)

 

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических  наук

(должность, ученая  степень, ученое звание, фамилия,  имя, отчество)


 

Дата защиты  

 
 

Оценка

 
 

Подпись  научного руководителя

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2014

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

1.Историческое развитие понятия ’’Закон’’

1.1Характеристика закона  и его виды в РФ.

2.Понятие, признаки  и структура закона.

З 

1.2 Виды законов.

2.Закон в Российском  праве.

2.1Понятие закона в  праве.

2.2.ВИДЫ ЗАКОНОВ В  Российской Федерации.

2.3Структура закона  в Российской Федерации.

Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе люди  и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах-с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Отражая социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Закон служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Выбирая тему курсовой работы, нас привлекла, и заинтересовала тема «Закон как приоритетная форма  права». Моя будущая профессия на прямую связана с законом, работа юриста должна основываться на справедливых решениях, и принимать их следует, руководствуясь законом. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого законом, читая книги и статьи, мы предприняли усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. В нашей курсовой работе хотим осветить не только основной смысл, содержание того, что называется законом, но и выделить и рассмотреть основные специфические черты, структуру закона.

 

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового  государства, что, несомненно, связано  с повышением роли в государственной  и общественной жизни основного  юридического источника российского  права-закона. Закон служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Вто же время следует  отметить, что в сфере источников российского права в настоящий  момент происходят сложные, во многом стихийные и неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов. Беспорядок и произвол царят в сфере индивидуального регулирования, которое свободно попирает законодательство, включая конституционное, в еще больших масштабах, чем это было характерно для прежней, в известной мере контролируемой ситуации 70-годов.

Длительное время статус и значение закона в общественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся еще в самой начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо формального источника права. На путь этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре. Для этого чтобы правильно определить и разделить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа.

 

  1. Историческое развитие понятия ’’закон’’.

1.1Характеристика  закона и его виды в РФ.

Применение сравнительно-исторического подхода позволяет проследить эволюцию понятия закон и развитие связанных с ним понятий, а также более точно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.

Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи(18в.до н.э.), Законы Ману(1в.до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха(фараона, царя, императора и т.д.).

Опыт античных государств по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие. Только к началу 13 века созрели условия для ограничения законодательных полномочий монархической власти, когда после вооруженной борьбы со знатью английский король был вынужден подписать великую хартию вольностей (1215г.). В ней была закреплена идея верховенства парламентского закона, которая дала толчок к постепенному увеличению законодательных прерогатив будущего английского парламента. Как представителя ’’всей наций”  был не вправе вносить какие-либо поправки в действующие законы, приостанавливать действие законов, отменять их, освобождать от их исполнения.

На формирование теории закона в 17-18 вв. наибольшее влияние оказали две классические теории-разделения властей (Д. Локка, Ш.Л. де Монтескъе и др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости подчиненного положения исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулирован тезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.

К концу 18-сер. 19 века идея верховенства парламента как законодательного представительного органа государственной  власти нашла реальное воплощение и  конституционное закрепление во многих европейских странах. Закон к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или большинства и ему стала отводиться роль основного источника права. Так, в ст.6 Декларации прав человека и гражданина (1789г.) закреплено, что закон- это выражение общей суверенной воли граждан, которые вправе принимать участие ’’лично или через своих представителей” в его создании.

В России понятие '' закон’’ в официальных документах стало наиболее часто употребляться с начала 19 века. После учреждения Государственного Совета в 1810 году все законодательные акты должны были рассматриваться в данном органе, который являлся не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательным и по существу бюрократическим учреждением. Состоящим из ’’верных государю людей’’. Известно немало случаев, когда важнейшие законодательные акты могли и не рассматриваться в Государственном Совете. В соответствии со ст.53 Основных законов Российской Империи (1892г.) законы могли быть изданы в виде уложений, уставов, грамот, положений. Наказов, инструкций, манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Таким образом, до начала 20 века закон как особая форма юридического акта законодательного органа государственной власти, представляющего население всей страны, не была развита в России, практически все акты-повеления Императора рассматривались в качестве закона и имели силу закона. Вся полнота законодательной власти в то время принадлежала монарху.

В конце 19-нач. 20 в. Среди  западноевропейских ученых получила развитие т.н. дуалистическая трактовка закона. Закон стал рассматриваться не как  акт законодательного органа государства, а как акт государственной  власти вообще, содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватываться любые акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственной власти. Тем самым стала обосновываться фактической равенство и даже примат исполнительной власти над законодательной. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что закон есть норма права, общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев: Норма права составляет прямое выражение воли органов власти: Эта воля должна выразиться в установленном порядке.

Несмотря на то, что  определение субъекта издания закона некоторые русские юристы связывали  с государственной властью вообще, тем не менее наряду с этим в  трудах многих отечественных дореволюционных  юристов развивались идеи народного  представительства и ’’правильно организованной’’ законодательной власти. Именно такое понимание закона могло позволить по мнению П.Г. Виноградова, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена и др. считать его основным и верховным источником права.

После революционного переворота и свержения монархического строя в первые годы Советской власти закон как юридическую форму нормативного акта попытались вообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции и др.

Нормативное закрепление  понятия ’’закон’’ было осуществлено только в Конституции СССР 1936 года, согласно которой акт данной формы мог быть издан Верховным Советом СССР, а в Конституции СССР 1977 года были обозначены и видовые характеристики этого понятия. Несмотря на это престиж закона в этот период был сравнительно не высоким, и всего с 1936 по 1989г. Верховным Советом СССР было принято около 90 законов. В условиях однопартийного режима деятельность представительного органа власти по существу являлась фикцией и прикрывалась видимостью демократии. Сказывалось значительное влияние Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР ( Правительства) на законодательный орган. Классический принцип разделения властей так и не был реализован в СССР; для данного периода скорее было характерно соединение властей, поскольку советы как органы государственной власти выполняли одновременно законодательные, исполнительные и контрольные функции.

В полном объеме разработка классического понимания закона как особой формы юридического акта представительного органа государственной власти в условиях реализации принципа разделения властей стало возможным в России после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Правом принимать федеральные законы по Конституции Российской Федерации обладает Государственная Дума, являющаяся одной из палат Федерального Собрания, а законы субъектов Российской Федерации принимают законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти органы избираются прямым народным голосованием в условиях многопартийности и равного доступа к занятиям депутатской деятельностью, а формирование и деятельность законодательных органов осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленного в ст.10 Конституции Российской Федерации и принципа профессионализма.

На современном этапе  понятие ’’закон’’ является ключевым в российской правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует. Рассматривая различные признаки закона необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.

Одним из первых и самых  главных признаков закона является то, что он может быть принят только органами народного представительства или непосредственно народом на референдуме. Для Российской Федерации этот признак характерен в полной мере, с той лишь разницей, что в большинстве цивилизованных стран парламентской демократии за представительным органом государственной власти признается статус высшего, с наделением права неограниченной законодательной компетенции.

Вторым очень важным признаком закона является то, что  он может быть принят в строгом  соответствии с особым порядком, установленным  в Конституции или законе. Принятие закона в соответствии со строгой законодательной процедурой характерно для большинства современных государств парламентской демократии и называется законодательным процессом.

Начальным пунктом в  законодательном процессе Российской Федерации является стадия законодательной  инициативы. Строго ограниченный круг субъектов законодательной инициативы, определенный в ч.1 ст.104 Конституции Российской Федерации обеспечивает внесение законопроектов по наиболее важным вопросам жизни страны. В дальнейшем законодательная процедура предусматривает планирование законодательной деятельности, работу над законопроектами в комитетах, комиссиях Государственной Думы а рассмотрение их в трех чтениях на пленарных заседаниях, что обеспечивает всестороннее обсуждение законопроектов, внесение предложений и поправок со стороны депутатов, фракций, государственных органов и других субъектов. Прохождение законопроекта в Государственной Думе подытоживается голосованием  по статьям или частям закона, принятия закона в целом. Федеральный закон считался принятым Государственной Думой, если за него проголосовало простое большинство от конституционного числа депутатов: 50%+1 голос ( для федеральных конституционных законов необходимо квалифицированное большинство, т.е. 2/3+1 голос).

Принятый Государственной  Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. После чего он передается на подписание Президенту Российской Федерации и опубликования в официальном печатном органе.

Информация о работе Закон как приоритетная форма права