Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа
Применение сравнительно-исторического подхода позволяет проследить эволюцию понятия закон и развитие связанных с ним понятий, а также более точно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.
Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи(18в.до н.э.), Законы Ману(1в.до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха(фараона, царя, императора и т.д.).
Опыт античных государств по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие.
1.Историческое развитие понятия ’’Закон’’
1.1Характеристика закона и его виды в РФ.
2.Понятие, признаки и структура закона.
З
1.2 Виды законов.
2.Закон в Российском праве.
2.1Понятие закона в праве.
2.2.ВИДЫ ЗАКОНОВ В Российской Федерации.
2.3Структура закона в Российской Федерации.
Заключение.
Библиографический список.
Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.
Рассмотрим федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.
С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.
Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96 № 15[3],“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 16[4] и другие.
Страшун высказывается по вопросу о том, какие вопросы могут регулироваться федеральными конституционными законами: «значительная часть правоведов склонна толковать ч. 1 ст.108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим»7[5] в статьи, прямо предусматривающие соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер»8[6].
Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.
Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы.
Федеральные законы регулируют
вопросы статуса
Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации»11[9], «Об акционерных обществах»12[10], «Об обществах с ограниченной ответственностью»13[11].
В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).
Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.
Возможность данного
вида закона для регулирования гражданско-
Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов – предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.
Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что в России длительное время понятие закона ассоциировалось исключительно с единоличной волей «государя». Сам характер правотворческой деятельности не способствовал выработке конституционного понятия закона, его надлежащей семиотической репрезентации. Как из рога изобилия сыпались грамоты, указы, уставы, положения, регламенты, артикулы, рескрипты, циркуляры, инструкции – все это не отличалось какой-либо родовидовой сбалансированностью, переплеталось самым неожиданным образом, функционировало без какой-либо последовательности. Дошло было до того, что законом считалось устное распоряжение («указ») Императора.
Список литературы.
1. Алексеев С.С. Право: азбука
- теория - философия. Опыт комплексного
исследования. - М., 2002.
2. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы
во времени // Государство и право. - 2003.
- № 2.
3. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения
в государственном праве// Правоведение.
- 2002. - № 1.
4. Берченко А.Я. Еще раз о проблеме права
и закона // Журнал российского права. -
2003. - № 3,4.
5. Богдановская И.Ю. Прецедентное право.
- М., 2003.
6. Боннер А.Т. Ястржембский И.А. Судебная
практика как источник права/ Коллектив
авторов// Гос-во и право. - 2001. - № 9.
7. Гранат Н.Л. Источники права // Юрист.
- 2005. - № 9.
8. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.
9. Капустина М.А. Действие законов во времени:
исторический обзор// Правоведение. - 2006.
- № 1.
10. Колесников Е.И. Источники российского
конституционного права. - Саратов, 2005.
11. Кросс Р. Прецедент в английском праве.
- М., 1985.
12. Лившиц Р.З. Судебная практика как источник
права // Журнал российского права. - 1997.
- № 6.
13. Лукьянова Е.А. Значение Конституции
СССР 1977 г. в развитие источников российского
государственного права// Гос-во и право.
- 2001. - № 4.
14. Максимов А.А. Прецедент как один из
источников английского права// Гос-во
и право. - 2005. - № 2.
15. Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского
права: понятие, прецеденты// Вест. МГУ.
Серия 11. Прав2. Закон в российском праве
2.1 Понятие закона в российском праве
Закон - нормативно-правовой акт высшей
юридической силы (по отношению к иным
нормативно-правовым актам) и является
(наряду с Конституцией РФ) основным источником
права.
От остальных актов закон отличается тем,
что:
принимается специально уполномоченными
органами;
принимается при строгом соблюдении процессуального
порядка;
регулирует наиболее значимые, важнейшие
общественные отношения;
общеобязателен;
стабилен;
обладает высшей юридической силой.
Органами, уполномоченными принимать
законы, являются:
Федеральное Собрание РФ (Государственная
Дума и Совет Федерации) - федеральные
и федеральные конституционные законы
России;
законодательные (представительные) органы
субъектов РФ - законы субъектов федерации.
Иные органы правомочиями принимать законы
не обладают.
Особый процессуальный порядок принятия
закона (включающий ряд последовательных
стадий) указан в Конституции РФ, конституциях,
уставах субъектов РФ и регламентах органов,
в компетенцию которых входит принятие
законов.
Наиболее значимыми общественными отношениями,
регулируемыми законом (на уровне государства),
являются:
вопросы конституционного характера;
порядок образования и деятельности органов
государственной власти и органов местного
самоуправления;
права, свободы и обязанности человека
и гражданина;
порядок создания и деятельности общественных
организаций;
ключевые вопросы в области экономики;
вопросы обороны и безопасности;
международные отношения;
принятие и изменение бюджета;
установление налогов.
Общеобязательность закона подразумевает,
что его нормы должны исполняться (соблюдаться
и т. д.) всеми государственными органами,
должностными лицами, гражданами, общественными
организациями, юридическими лицами без
исключения.
Стабильность закона обеспечивается особым
порядком принятия закона (изменения,
отмены). Закон может быть изменен или
отменен, минуя сложную юридическую процедуру,
органом, принявшим его, в редких случаях
и в силу большой общественной необходимости.
Высшая юридическая сила закона заключается
в том, что:
он занимает главное (после Конституции
РФ) место в иерархии нормативно-правовых
актов;
положения данных актов должны соответствовать
закону и не противоречить ему.
2.2 Виды законов в Российской Федерации
Закон - нормативный акт высший юридической
силы, принимаемый в особом порядке представительным
(законодательным) органом или народом
на референдуме и регулирующий наиболее
важные общественные отношения.
Основными видами законов (в зависимости
от уровня органа, принявшего их) в Российской
Федерации являются:
федеральные законы;
законы субъектов федерации.
В свою очередь федеральные законы подразделяются
на:
федеральные законы;
федеральные конституционные законы (разновидность
федеральных законов).
Федеральный закон является основным
видом закона Российской Федерации. Он
принимается Государственной Думой и
Советом Федерации Федерального Собрания
РФ с соблюдением установленной процедуры
(стадий законодательного процесса).
Федеральный закон считается принятым,
если за него проголосовало 50% + 1 голос
от общего числа депутатов Государственной
Думы (то есть 226 и более депутатов); а также
50% + 1 голос от общего числа членов Совета
Федерации (90 и более); Президент РФ подписал
федеральный закон.
Сроки рассмотрения проекта федерального
закона составляют: в Государственной
Думе - не ограничены, Советом Федерации
- 14 дней (в случае нерассмотрения Советом
Федерации принятого Государственной
Думой в окончательном варианте проекта
федерального закона в течение 14 дней
со времени его поступления законопроект
считается одобренным Советом Федерации);
Президентом РФ - 14 дней.
Срок передачи принятого Государственной
Думой законопроекта в Совет Федерации
и принятого Советом Федерации законопроекта
на подпись Президенту РФ составляет во
всех случаях 5 дней.
Совет Федерации обязан рассматривать
принятые Государственной Думой проекты
федеральных законов по вопросам: федеральных
налогов и сборов; федерального бюджета;
финансового, валютного, кредитного, таможенного
регулирования; денежной эмиссии; ратификации
и денонсации международных договоров;
статуса и защиты государственной границы;
войны и мира.
В случае неодобрения Советом Федерации
принятого Государственной Думой проекта
федерального закона (наложения вето Советом
Федерации) данный законопроект может
быть рассмотрен в согласительной комиссии
палат парламента и передан на повторное
рассмотрение в Совет Федерации либо вновь
принят квалифицированным большинством
(свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной
Думы (301 и более) -преодоление вето Совета
Федерации - и передан на подпись Президенту
РФ, минуя Совет Федерации.
Президент РФ в течение 14 дней рассматривает
проект федерального закона, принятого
либо простым большинством (50% + 1 голос)
от общего числа членов обеих палат парламента,
либо квалифицированным большинством
(свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов
Государственной Думы, и подписывает законопроект,
после чего он становится законом, и обнародует
его либо отклоняет (налагает вето).
Вето Президента РФ считается отклоненным,
если и Государственная Дума, и Совет Федерации
вновь примут данный законопроект квалифицированным
большинством (2/3) от их общего числа - то
есть соответственно 301 голос и более и
119 голосов и более, после чего Президент
РФ обязан подписать и обнародовать данный
федеральный закон в течение 7 дней.
Федеральный конституционный закон является
разновидностью федерального закона.
Федеральные конституционные законы принимаются
для регулирования вопросов, прямо указанных
в Конституции РФ. Среди них вопросы:
военном положении;
чрезвычайном положении;
принятии в Российскую Федерацию и образовании
в ее составе нового субъекта;
изменении статуса субъекта РФ;
государственном гербе, гимне и флаге
Российской Федерации;
референдуме;
судебной системе;
судах основного звена;
Конституционном Суде РФ;
Верховном Суде РФ;
Высшем арбитражном суде РФ;
Конституционном собрании РФ.
Федеральный конституционный закон считается
принятым, если за него проголосовало
более 2/3 депутатов Государственной Думы
(301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации
(134 и более). Президент РФ обязан в течение
14 дней подписать и обнародовать федеральный
конституционный закон, если за него проголосовало
соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих
палат парламента. Права вето в отношении
федерального конституционного закона
Президент РФ не имеет.
Федеральный конституционный закон обладает
более высокой юридической силой по сравнению
с федеральным законом. Нормы федерального
конституционного закона обладают повышенной
стабильностью и занимают промежуточное
положение между нормами федерального
закона и конституционными нормами.
По вопросам исключительного ведения
субъектов РФ и вопросам совместного ведения
субъектов РФ и федерации Конституция
РФ предусмотрела возможность принятия
законов субъектов федерации.
Законы субъектов федерации принимаются
законодательными (представительными)
органами субъектов РФ. Порядок и процедура
принятия данных законов и иные вопросы
определяются регламентами законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ, а также конституциями республик в
составе РФ и уставами иных субъектов
Российской Федерации.
2.3 Структура закона в РФ
Закон как нормативно-правовой акт высшей
юридической силы имеет особую структуру,
которую составляют следующие элементы
(которые иногда называются реквизитами):
наименование органа, принявшего закон;
название закона;
номер и дата принятия;
преамбула;
нормативно-лравовое содержание закона;
последствия несоблюдения закона;
отмена законом иных нормативно-правовых
актов (правовых норм);
опубликование закона и вступление его
в силу;
подписание закона.
Закон (как и любой нормативно-правовой
акт) должен содержать наименование принявшего
его органа. От уровня государственного
органа, в компетенцию которого входило
принятие соответствующего закона, зависит
его юридическая сила.
Название закона должно указывать на круг
общественных отношений, для урегулирования
которых он принят (то есть на предмет
правового регулирования). Необходимо
стремиться к тому, чтобы название закона
(позволяющее индивидуализировать его
из массы других законов) отражало его
содержание, звучало кратко и понятно.
Номер закона и дата его принятия также
помогают индивидуализировать его и занять
определенное место в иерархии нормативно-правовых
актов. При принятии федеральных законов
Федеральным Собранием (Государственной
Думой, Советом Федерации) соответствующей
датой считается день окончательного
принятия данного акта Государственной
Думой.
Нормативно-правовое содержание является
главным элементом закона. Содержание
закона обычно делится на статьи, в которых
содержатся нормы права. Статьи должны
иметь номер. В объемных законах могут
выделяться разделы и главы.
Преамбула обычно содержит мотивы принятия
закона, его цели и задачи.
Как правило, в самом законе содержится
санкция, применяемая к нарушителям его
норм.
Обязательным элементом закона должно
быть указание об отмене действия иных
нормативно-правовых актов данным законом.
Обычно данное указание содержится в конце
принятого закона (указываются реквизиты
отмененных актов или их отдельные статьи).
После принятия закон подлежит опубликованию
и вступает в законную силу непосредственно
после опубликования либо со дня, указанного
в законе.
Последним элементом структуры закона
обязательно должна являться подпись
соответствующего должностного лица (для
федеральных законов - Президента РФ).
Заключение
На сегодняшний день закон является ведущим,
хотя и не единственным источником права
в РФ. Необходимо лишь четко определить
соотношение законов и иных источников.
Высшая юридическая сила закона определяет
и его характеристики как источника права.
Это означает, что нормы права, содержащиеся
в иных правовых источниках, могут действовать
и применяться только в том случае, если:
- данное отношение не урегулировано законом;
- иные источники права не противоречат
закону;
- ссылка на любые другие источники права
в данном случае допускается законом.
При наличии всех перечисленных условий
для разрешения конкретного юридического
дела привлекаются нормы права, содержащиеся
в иных официальных источниках. Соотношение
закона и иных источников права выражается
в том, что использование любых источников
права, помимо закона, возможно лишь в
том случае, если это разрешается законом.
В противном случае используемые нормы
не будут считаться правовыми, а, следовательно,
и не будут иметь юридического значения.
Библиографический список
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия.
Опыт комплексного исследования. - М., 2002.
Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во
времени // Государство и право. - 2003. - №
2.
Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном
праве// Правоведение. - 2002. - № 1.
Берченко А.Я. Еще раз о проблеме права
и закона // Журнал российского права. -
2003. - № 3,4.
Богдановская И.Ю. Прецедентное право.
- М., 2003.
Боннер А.Т. Ястржембский И.А. Судебная
практика как источник права/ Коллектив
авторов// Гос-во и право. - 2001. - № 9.
Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. - 2005.
- № 9.
Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.
Капустина М.А. Действие законов во времени:
исторический обзор// Правоведение. - 2006.
- № 1.
Колесников Е.И. Источники российского
конституционного права. - Саратов, 2005.
Кросс Р. Прецедент в английском праве.
- М., 1985.
Лившиц Р.З. Судебная практика как источник
права // Журнал российского права. - 1997.
- № 6.
Лукьянова Е.А. Значение Конституции СССР
1977 г. в развитие источников российского
государственного права// Гос-во и право.
- 2001. - № 4.
Максимов А.А. Прецедент как один из источников
английского права// Гос-во и право. - 2005.
- № 2.
Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского
права: понятие, прецеденты// Вест. МГУ.
Серия 11. Право - 2003. - № 4.
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические
аспекты проблемы)// Правоведение. - 2005.
- № 2.
Никифорова М.Н. Роль прецедента в конституционном
праве США // Советское государство и право.
- 1980. - № 9.
Общая теория государства и права. Курс
лекций./ Под ред. Бабаева B.K. Нижний Новгород.
2003.
Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной
науке: подходы, традиции, проблемы// Гос-во
и право. - 1998. - № 9.
Сергеев Т.В. Обычай как источник права//
Правоведение. - 1997. - № 2.
Судебная практика как источник права.
- М., 1997.
Теория права и государства. / Под ред.
В.В. Лазарева. М.: Юрид.л., 2004.
Хачатуров Р.Л. Источники права. - Тольятти,
2004.
Теория права и государства. / Под ред.
В.В.Лазарева. М.: Юрид.лит., 2004. с. 125
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические
аспекты проблемы)// Правоведение. - 2005.
- № 2. с.15
Общая теория государства и права. Курс
лекций./ Под ред. Бабаева B.K. Нижний Новгород.
2003. с. 45
Теория права и государства. / Под ред.
В.В.Лазарева М.: Юрид.л., 2004. с.127
Общая теория государства и права. Курс
лекций./ Под ред. Бабаева B.K. Нижний Новгород.
2003. с. 47
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия.
Опыт комплексного исследования. - М., 2002.
с. 64
Берченко А.Я. Еще раз о проблеме права
и закона // Журнал российского права. -
2003. - № 3,4. с. 12
Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. - 2005.
- № 9. с. 9
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические
аспекты проблемы)// Правоведение. - 2005.
- № 2. с. 32
Капустина М.А. Действие законов во времени:
исторический обзор// Правоведение. - 2006.
- № 1. с. 12
Общая теория государства и права. Курс
лекций./ Под ред. Бабаева B.K. Нижний Новгород.
2003. с.49
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические
аспекты проблемы)// Правове
о - 2003. - № 4.
1 Ориу М. Основы публичного права. М.,1929. С.228
2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С.382