Закон как приоритетная форма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Применение сравнительно-исторического подхода позволяет проследить эволюцию понятия закон и развитие связанных с ним понятий, а также более точно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.
Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи(18в.до н.э.), Законы Ману(1в.до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха(фараона, царя, императора и т.д.).
Опыт античных государств по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие.

Содержание работы

1.Историческое развитие понятия ’’Закон’’
1.1Характеристика закона и его виды в РФ.
2.Понятие, признаки и структура закона.
З
1.2 Виды законов.
2.Закон в Российском праве.
2.1Понятие закона в праве.
2.2.ВИДЫ ЗАКОНОВ В Российской Федерации.
2.3Структура закона в Российской Федерации.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.

Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для опр.» деленного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальным актам.

В теории права существует немаловажная проблема - соответствие подзаконных актов самим законам, что выражается в принципе «верховенства  закона».

«Верховенство закона»  как принцип правового государства означает не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соответствие законов субъектов федерации федеральным законам.

Этот принцип «верховенства  закона» следует отличать от принципа «верховенства права». В последнем заключена иная идея, а именно - приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствоваться правом при решении всех дел, связанных с управлением, - таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произволом, усмотрением, субъективизмом выражается в принципе «верховенство права». В рамках этого принципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и, подчеркнем, властью.

Законы "появляются на свет" и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности - правотворчества (законотворчества).

 

Заключение

Законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.

В последние годы в  Российской Федерации развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х гг. и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в Российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.

 

Список используемой литературы 

 

1. Конституция Российской  Федерации, М., 1993 г.

2. Авакьян С.А. Конституция  России: природа, эволюция, современность.  М, 2004.

3. Венгеров А.Б. Теория  государства и права: Учебник  для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2008 г.

4. Иванов С.А. Соотношение  закона и подзаконного нормативного  правового акта РФ // Под общ.  ред.: Пиголкин А.С., М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2005 г.

5. Малько А.В. Современная  российская правовая политика  и правовая жизнь // Правовая  политика и правовая жизнь. 2009. № 1.

6. Марченко М.Н. Теория  прав и государства. Ч. 1. М.: Юристъ, 2003.

7. Общая теория права  и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М. .: Юристъ, 2001.

8. Теория права и  государства / Под ред. Марченко  М.Н. М. Изд.. 2.: Юристъ, 2008.

 

 

 

Виды законов

 

 

 

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению  к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической  силы. Классификация законов РФ в  порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: 
1) Конституция 
2) Федеральные конституционные законы 
3) Федеральные законы 
4) Законы субъектов федерации. 
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами: 
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве. 
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.  
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. 
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: 
- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства); 
- текущее законодательство. 
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено. 
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации  
действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и  
действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации. 
Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на 
постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен); 
временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".); 
чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения). 
По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на 
- федеральные 
- субъектов федерации. 
По кругу лиц законы можно подразделить на 
- общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.); 
- специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.). 
По сфере действия законы можно подразделить на 
- общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ); 
- местные - действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).


Главная | Содержание


 

 

Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном  уровне и законы субъектов Российской Федерации.

К сфере регулирования  исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

  • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и  иные меры принуждения по отношению к гражданам;
  • общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
  • порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
  • правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
  • федеральные налоги и сборы;
  • общие вопросы национальной безопасности; 
  • порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;
  • уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
  • судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.

Виды федеральных  законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по  соотношению с иными нормативными актами.

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции  предопределяется также тем, что  она создается особым субъектом  – народом, который в демократическом  государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо юридической  сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.

Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» - «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце ХV111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Конституция - это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической  силой и регулирует основы организации  государства и общества, а также  взаимоотношения государства и гражданина.

Конституция обладает учредительным  характером, что проявляется в  том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием  для всех правовых норм страны, а также создают систему  государственных органов.

Основополагающим юридическим  свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных  правовых актов. Это означает, что  любой правовой акт должен соответствовать  конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

Конституция имеет особый предмет правового регулирования - наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты  государства, статус гражданина и тем  самым влияет на содержание всей правотворческой  деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

Керимов Д.А. отметил следующие  отличительные признаки Основного  закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР»3[1].

Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Первая Конституция  в России была принята в 1918 году. Затем - 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд  отличительных моментов, они имели  много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих  предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Данное схематичное  изложение предпринято нами в  целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают  гражданско-правовых отношений.

Мы рассмотрим следующие  виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные  законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных  договоров.

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации - это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации»4[2]. Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации.  Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Информация о работе Закон как приоритетная форма права