Закон в регулировании общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Система права и система законодательства обладают функциональной общностью. Большинство исследователей полагают, что это однопорядковые, но не тождественные категории.[4] Они являются выражением соответственно структуры содержания и формы позитивного права.[5] По словам И. Н. Сенякина, «право не существует вне законодательства».[6] Соответственно, система права — это такое внутреннее его строение, которое соответствует характеру регулируемых общественных отношений. Система же законодательства выступает как внешняя форма права, выражающая строение его источников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАКОН. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ 4
1.1. CИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
1.2. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА С СИСТЕМОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 12
1.3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 19
2.1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЛИЧНОСТИ 19
2.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ 22
2.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

      Процесс развития системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся о ней научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. В современных условиях колхозное право утратило статус отрасли. Экологическое право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права России27.

      Перераспределение сферы правового регулирования  между отраслями права может  быть связано также со становлением и развитием комплексных межотраслевых "пограничных" институтов, образующихся на стыке смежных однородных отраслей права, например гражданского и семейного, гражданского и трудового, административного и налогового и др. "Пограничные" институты характеризуются наличием между нормами отраслей права, образующими данный институт, подвижной предметно-регулятивной связи. Чаще всего эта связь проявляется в том, что на предмет одной отрасли права накладываются некоторые элементы метода правового регулирования другой отрасли, как это имеет место в институте возмещения вреда, причиненного жизни либо здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей.

      Межотраслевые "пограничные" институты возникают  также как следствие тесного  смыкания и известного взаимодействия на определенном участке предметов  регулирования смежных однородных отраслей права. В результате на границе указанных отраслей образуются зоны, регламентирующие единое по существу общественное отношение, обладающее, однако, в определенных своих частях оттенками, модификациями, обусловленными спецификой той или иной отрасли. Именно в результате такого взаимодействия образовались "пограничные", смежные с гражданским правом институты семейного права - совместная собственность супругов и брачный договор.

 

2. Проблемы использования нормативно-правовых актов для правового регулирования общественных отношений

2.1. Соотношение государства,  правовой системы  и личности

 

      Проблема  соотношения государства, права  и личности в той или иной степени  присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов, либералы, демократы, анархисты с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций определяют характер соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

      Например, представители теории российского  либерализма в сценарии демократических преобразований в России институту прав и свобод человека отводят двоякую роль. С одной стороны, он должен выступать как необходимый конструктивный элемент правового государства и гражданского общества. С другой стороны, с его помощью предполагалось решать задачи первого этапа преобразований страны28.

      В системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект  общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и отвечать за поступки.

      Следовательно, не каждого человека можно считать  личностью. Понятие "личности" является более узким по сравнению с  понятием "человек". Человек - общественное существо, член человеческой семьи. В  первую очередь, личность вырастает из себя. Немаловажное значение в этом процессе принадлежит и окружающей его обстановке29.

      Проблема  личности обширна и многогранна, имеет разные аспекты. Важнейший  из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

      В правовой системе государства личность занимает центральное место и  выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

      К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

      Правовое  понятие личности сводится к тому, что она может быть субъектом  правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным30.

      История становления системы прав, свобод и обязанностей личности (гражданина, человека) имеет многовековые корни и поучительный характер.

      Статья 1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: "Все люди рождаются  свободными и равными в своем  достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать  в отношении друг друга в духе братства".

      В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти. Права человека не должны толковаться как предоставление полной свободы без ограничений. Они "должны быть основаны на нравственных принципах... которые превыше деклараций, и верующий человек должен соблюдать этот нравственный закон, уважая права человека" - считает Патриарх Алексий II31. Он не видит противоречий между позицией российской православной церкви, выраженной по этому вопросу в документах Всемирного русского народного собора (6 апреля 2006 г.), и Декларацией прав человека (1948 г.).

      Правовая  система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных  чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

      Общеизвестно, что страны с различным уровнем  экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

      Заслуживает интереса позиция китайского руководства о путях развития демократии в стране. Они считают, что главной целью китайского правительства является строительство в стране демократии под руководством ведущей и направляющей силы общества - Коммунистической партии Китая, численность которой составляет 69,6 млн. человек. Китайская демократия от обычной, по их мнению, отличается диктатурой народа, демократическим централизмом и тем, что всей политической жизнью страны руководит КПК. Судить о степени демократичности той или иной политической системы следует "только по тому, довольно ли этой системой большинство населения"32.

2.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ

 

      Основные  фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизнедеятельности человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, социальные, культурные, экономические.

      Первый  Генеральный секретарь Международного института прав человека (Совет Европы) Карел Васак еще в 1979 г. выделил  три поколения прав человека33. К первому относятся преимущественно политические, или "негативные", которые предназначены предохранять человека от возможного произвола со стороны государства, а именно: право на свободу слова, на справедливый суд, выбор религиозных убеждений. Эти права ассоциируются с англосаксонской либеральной традицией и нашли свое отражение в ряде международных документов, в том числе и во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Социалистические государства во главе с СССР придерживались позиции, направленной на отказ признавать неограниченное право на толкование политических прав первой группы и признание их наиболее важными среди других видов прав человека.

      Ко  второму поколению отнесены социально-экономические  права, предназначенные гарантировать  равенство всех членов общества: право  на труд, образование, отдых, получение  зарплаты на уровне не ниже прожиточного минимума и т.д. В отличие от прав первого поколения их называют "позитивными", поскольку они содержат перечень благ, которые человек имеет право получить от общества. Эти права ассоциируются с социалистической и социально-демократической традицией34.

      Их  определенные виды воспроизведены в  национальных правовых системах. Например, право на получение пособия по безработице в большинстве европейских  государств отражено в текстах конституций  или нормах трудового законодательства (трудовых кодексах). К этому поколению прав со стороны государств также наблюдалось серьезное политическое разногласие. Если социалистические государства ставили их на первый план, то США отказывались признавать многие из этих прав. Специалисты отмечают, что в результате этого противостояния Всеобщая декларация прав человека так и не стала юридически обязательным международным документом для государств35.

      К третьему поколению прав были отнесены такие, как право наций на самоопределение, право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие. Эту категорию прав более активно обычно поддерживают развивающиеся страны третьего мира. На основе этих прав они определяют свою политическую доктрину невмешательства в их внутренние дела и объясняют необходимость возможных ограничений базовых прав личности региональной, религиозной и культурной спецификой.

      Активную  позицию в разработке прав и свобод человека занимают различные религиозные  концессии. Например, десятый Собор русской православной церкви (апрель 2006 г.) принял Декларацию о правах и достоинствах человека. В ней отмечается, что наравне с правами человека стоят такие понятия, как вера, нравственность, святыня, Отечество. Одной из важнейших задач государства и общества является недопустимость наличия противоречий между этими базовыми понятиями - правами и достоинствами человека.

      Научную классификацию прав человека осуществляли и советские ученые. Например, М.П. Кареева приняла за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала в себя следующие составляющие: социально-экономические права; равноправие граждан; демократические свободы.

      В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П. Кареевой и другими исследователями, выработала систему основных прав и свобод. В нее вошли:

  • социально-экономические права и свободы граждан;
  • политические права и свободы граждан;
  • личные права и свободы граждан.

      Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция России в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности.

      В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем  политические, а за ними - социально-экономические права и свободы личности. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г. На ее основе разработаны новые законы, а также изменены или дополнены действующие законы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина.

      Россия  присоединилась к основополагающим международным соглашениям в  области прав человека. Одним из наиболее важных шагов в этом направлении  стало вступление в силу 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющей российским гражданам возможность непосредственного обращения с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Тем самым создалась дополнительная международная гарантия обеспечения прав человека и гражданина при возникновении споров между государством и личностью36.

Информация о работе Закон в регулировании общественных отношений