Закон в регулировании общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Система права и система законодательства обладают функциональной общностью. Большинство исследователей полагают, что это однопорядковые, но не тождественные категории.[4] Они являются выражением соответственно структуры содержания и формы позитивного права.[5] По словам И. Н. Сенякина, «право не существует вне законодательства».[6] Соответственно, система права — это такое внутреннее его строение, которое соответствует характеру регулируемых общественных отношений. Система же законодательства выступает как внешняя форма права, выражающая строение его источников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАКОН. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ 4
1.1. CИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
1.2. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА С СИСТЕМОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 12
1.3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 19
2.1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЛИЧНОСТИ 19
2.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ 22
2.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

      К концу 2004 г. в Европейский Суд  поступило почти 18 тыс. обращений  из России. По этому показателю Российская Федерация занимает третье место  среди всех государств - членов Совета Европы. Среди прочего такое положение свидетельствует о недостаточно высоком авторитете национальных органов правосудия у граждан. Значительное количество обращений в Европейский Суд отклоняется без рассмотрения по существу. К концу 2004 г. число российских дел, принятых Судом к производству, лишь немногим превысило 100, а было рассмотрено (по состоянию на 1 октября 2004 г.) только 13.

      Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. Поэтому  такое разделение носит чисто  условный характер. Граждане России все  более активно используют предоставленные им государством формы защиты конституционных прав и свобод. В течение 2004 г. в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило около 30 тыс. жалоб, большинство из которых поданы на нарушения гражданских прав и на действия правоохранительных органов.

      Личные  права и свободы связаны непосредственно  с личностью, не увязываются с  принадлежностью к гражданству  и не вытекают из него. Личные права  и свободы неотчуждаемы и принадлежат  человеку от рождения37. Это права и свободы, которые необходимы человеку для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

      Личные  права включают: право на жизнь, право  на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д38.

      В ст. 20 Основного Закона провозглашено  право на жизнь, согласно которому никто  не может быть произвольно лишен  жизни. Зафиксировано положение  о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. С 1998 г. Россия, являясь членом Совета Европы, объявила мораторий на смертную казнь. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (например, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.).

      К сфере личных прав человека относится  право на охрану государством достоинства  личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21 Конституции  РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного  субъекта правового государства. Поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. К сожалению, этот принцип в настоящее время практически является декларативным.

2.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРАВОВОГО СТАТУСА  ЛИЧНОСТИ

 

      Под механизмом реализации правового статуса  личности следует понимать совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе.

      Ведущая роль в мире по вопросам защиты прав человека принадлежит ООН и ее многочисленным структурам. Например, в мае 2006 г. в ООН был сформирован  Совет по правам человека, в котором представлены все регионы мира. Он обладает статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН39. Для его формирования потребовалось проводить три тура голосования. Помимо России (получила 137 голосов при необходимых 96), в его состав из числа бывших советских республик вошли Украина и Азербайджан. Не смогли войти Литва, Латвия, Грузия, Киргизия и Армения.

      Вопросы защиты прав человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. Его членами являются 41 европейское государство (за исключением Белоруссии) с численностью населения, составляющим более 800 млн. человек.

      Россия  является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять  обязанности, вытекающие из международных  договоров, заключенных СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные СССР международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека40.

      Являясь членом Совета Европы, Россия подписала  Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмы их защиты (статьи Конституции России: 17; 15 ч. 4).

      Изначально  Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы Второй мировой войны и навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европы после катастрофы 30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства - участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединенной системы защиты прав человека.

      22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР  принял Декларацию прав, основные  положения которой вошли в  текст Конституции России. Это  свидетельствует о дальнейшем расширении прав и свобод граждан, их политической раскрепощенности. Статья 40 данной Декларации предусматривает парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в России. Эта задача возлагается на парламентского Уполномоченного по правам человека.

      В составе парламента России - Федерального Собрания - предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается  Федеральным Собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчетен ему и  обладает депутатской неприкосновенностью.

      Уполномоченный  по правам человека не наделен властными  функциями. Он призван создать условия  для повседневного предания гласности  действий бюрократических структур и чиновников, для ознакомления общества с объективной информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина41.

      Уполномоченный  по правам человека как особый институт государства предназначен выполнять  основную базовую функцию - быть арбитром между властью и обществом. Это  предполагает его независимость  и неподотчетность государственным структурам или должностным лицам. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, в том числе органами правосудия и прокуратуры. В то же время деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность государственных структур, предназначенных обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области.

      Уполномоченные  учреждаются в целях создания дополнительных гарантий защиты прав и свобод личности, укрепления атмосферы доверия между гражданином и аппаратом управления, действующим от имени государства. Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции (1809 г.), где она имеет название омбудсмен. В Швеции, Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют парламентским омбудсменом. В Великобритании (1967 г.) - парламентским комиссаром, на Кипре (1991 г.) - комиссаром по вопросам администрации, в Нидерландах (1983 г.) - национальным омбудсменом, в Греции (1969 г.) - защитником граждан, во Франции (1973 г.) - посредником Французской Республики, в Португалии (1976 г.) - уполномоченным по делам правосудия (проведором).

      Маастрихтский договор 1992 г. также ввел в систему органов Европейского Союза институт омбудсмена. Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека Совета Европы. Необходимость создания института омбудсмена наиболее актуальна в государствах с межэтническими и конфессиональными проблемами. Институт омбудсмена создается только в соответствии с конституцией или специальным законом. Все омбудсмены в странах СНГ и Балтии избираются парламентами42.

      Уполномоченный  осуществляет защиту прав и свобод гражданина, предусмотренных международными гуманитарными пактами, Конституцией России и другими законоположениями, а также иных прав и свобод, защита которых необходима в правовом государстве.

      Уполномоченный  не вправе заниматься партийной, иной политической и коммерческой деятельностью. Ежегодно он готовит доклад по правам человека в России, который публикуется в официальных источниках.

      Здесь же следует отметить расширение возможности  граждан на обжалование в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации. С 1998 г. граждане России могут обращаться в Страсбургский суд по правам человека.

      Должность Уполномоченного по правам человека предусмотрена (с 1995 г.) и в Европе для осуществления контроля за деятельностью институтов власти европейского сообщества. В 2003 г. в его адрес поступило более 2000 заявлений43. Только четвертая часть из них была рассмотрена, а остальные отклонены из-за нарушения процессуальных требований. В частности, не подлежат рассмотрению обращения, ранее разбиравшиеся в национальных инстанциях.

      В целях более полной реализации положений  Конституции России и Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

      Судебному обжалованию по данному Закону подлежат коллегиальные и единоличные  действия и решения государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

      Не  могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена к компетенции  Конституционного Суда РФ, а также  те действия (решения), в отношении  которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. 
 

 

Заключение

 

     Вопрос  о соотношении системы права  и системы законодательства уже  длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Его разрешение окажет благотворное воздействие на деятельность законодателя, научные  разработки, а также на организацию учебного процесса при подготовке юристов.

     Наиболее  распространены две позиции.

     Суть  первой: система права и система  законодательства соотносятся как  форма и содержание, то есть право  закрепляется в законодательстве, отражается в нем, причем система права объективна, а система законодательства - объективно-субъективна.

     Суть  второй: система права - это единый, не разделенный на части массив правовых норм - живых клеточек правовой материи; на каждом очередном этапе развития общества массив правовых норм "кристаллизуется" вокруг нескольких крупных, актуальных на данный момент системообразующих факторов (системы нормотворческих органов, системы субъектов права, основные социально-экономические задачи и пр.); отраслей права не существует, есть только отрасли законодательства44.

     Право — это живая система.45 Правовая жизнь в масштабах государства и в международном пространстве питается только реалиями общественных процессов, социальных структур, их интересами и должна быть адекватной их потребностям. Можно сказать, что первые годы третьего тысячелетия ознаменовались формированием международной системы права и законодательства. Несмотря на своеобразие национально правовых систем, основу которых составляют система права и система законодательства, их объединяет демократическая природа, утверждение общечеловеческих ценностей. Они являются инструментом реализации политики сообщества государств, развивающихся по пути демократии и прогресса. Это специфические системы, в которых выражены исторические закономерности развития человеческой цивилизации, отражены интересы всех народов нашей планеты, идеалы гуманизма и свободы.

     Разработка  прогнозов дальнейшего развития системы права и законодательства как в России, так и в других странах мира должна быть основана на глубоком осознании требований объективных законов, умении использовать их для решения сложных проблем настоящего и будущего человечества.

 

Список  литературы:

 
    1. Актуальные  проблемы борьбы с преступлениями и  иными правонарушениями. Материалы  международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
    2. Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. N 4.
    3. Антонова В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина // Государство и право. 2003. N 11. С. 5 - 43.
    4. Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство"-"личность"-"общество" в теории российского либерализма // История государства и права. 2005. N 3. С. 2 - 5.
    5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
    6. Бачило И. Л. Государство и право в условиях глобализации // Государство и право на рубеже веков: Проблемы истории и теории. М., 2001. С. 37.
    7. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
    8. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 177.
    9. Бобылев А. И.  Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. С. 22-27
    10. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. Указ. соч. С. 409.
    11. Дихтиевский П.В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал российского права. 2004. N 11.
    12. Законотворчество, законодательство и правоприменение (актуальные проблемы): доклады и сообщения III Международной научно-практической конференции. Москва, 2003. 16 мая / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2003.
    13. Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства: Современные проблемы и практические подходы // Журнал российского права. 2003. N 12.
    14. Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве // Государство и право. 2003. N 6. С. 50 - 57.
    15. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 274, 300.
    16. Комментарий к Уставу города Москвы. М.: Норма, 2002. С. 22 - 25.
    17. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, М.: Норма, 1996. С. 101.
    18. Кроткова Н.В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы "круглого стола") // Государство и право. 2003. N 6. С. 96 - 114.
    19. Кулматов Т.Ш., Сластунина О.А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал российского права. 2004. N 4.
    20. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
    21. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
    22. Свидерский В. И., Зотов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970. С. 80-85.
    23. Сенякин И. Н. Система права. С. 236.
    24. Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002. N 8. С. 5 - 15.
    25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
    26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
    27. Яковлева Е. Второе дыхание (Патриарх Алексий II об актуальных для Церкви и общества темах) // Российская газета. 2006. 18 апреля.

Информация о работе Закон в регулировании общественных отношений