Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов законности и правопорядка.
Исходя из цели в настоящей работе определяются следующие задачи:
- Понятие и содержание законности;
- Основные принципы, требования и гарантии законности;
- Законность и охрана прав граждан;
- Основы и понятие правопорядка;
- Правопорядок и общественный порядок;
- Правопорядок и правовое государство.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законность……………………………………………………………………...5
1.1. Законность: понятие и основные идеи законности………………………………5
1.2. Основные принципы, требования и гарантии законности………………………7
1. 3. Законность и охрана прав граждан……………………………………………….13
Глава 2. Правопорядок………………………………………………………………….18
2.1. Основы и понятие правопорядка………………………………………………….18
2.2. Правопорядок и соотношение с общественным порядком…………………….20
2. 3. Правопорядок и правовое государство…………………………………………21
Глава 3. Значение законности и правопорядка в современном обществе…………27
Заключение………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………………......34

Файлы: 1 файл

Контрольная Рябкова.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Уральский Государственный Экономический  Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Право»

Тема: Законность и правопорядок

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ФК-12 Ом

Рябкова А.А.

Проверил: Кальней М.Г. 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………….3                                                                                               

Глава 1. Законность……………………………………………………………………...5                                                                             

1.1. Законность: понятие и основные идеи законности………………………………5                                             

1.2. Основные принципы, требования и гарантии  законности………………………7       

1. 3. Законность и охрана прав граждан……………………………………………….13                                              

Глава 2. Правопорядок………………………………………………………………….18                                                                        

2.1. Основы и понятие правопорядка………………………………………………….18                                               

2.2.  Правопорядок и соотношение с общественным порядком…………………….20                                 

2. 3. Правопорядок и правовое государство…………………………………………21                                      

Глава 3. Значение законности и правопорядка в современном обществе…………27

Заключение………………………………………………………………………………32                                                                                        

Список использованной литературы………………………………………………......34                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения.

    Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия. В заявлениях официальных лиц и прессы подчеркивается: "Приоритет - правовой порядок", необходим порядок в работе власти, в нормотворчестве и других сферах государственной жизни. Только при таком положении гарантируется реальность прав и свобод граждан, законных интересов последних и выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

   Изучение правопорядка потому актуально, что правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование.

    Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

    Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов законности и правопорядка.

   Исходя из цели в настоящей работе определяются следующие задачи:

   - Понятие и содержание законности;

   - Основные принципы, требования и гарантии законности;

   - Законность и охрана прав граждан;

   - Основы и понятие правопорядка;

   - Правопорядок и общественный порядок;

   - Правопорядок и правовое государство.

    Структура данной работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

   Первая глава про законность. В ней рассматривается такие вопросы, как понятие и содержание, принципы, требование и гарантии законности, связь законности и охрана прав граждан.

   Вторая глава раскрывает понятие правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.

   Третья глава  про соотношение законности и правопорядка.

   При написании работы использованы законодательные материалы, книги, учтено мнение ряда авторов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЗАКОННОСТЬ.

1.1. Законность: понятие и основные идеи законности                                             

 

   Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

   Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

   Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон).

   Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии рецептировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений. Формально можно говорить и о законности в феодальном обществе. Так, в период образования централизованных феодальных государств стремление центральной государственной власти обеспечить строгое исполнение издаваемых ею законов было естественно. Петр I следующим образом выразил свою мысль о существе законности в Российском государстве: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...»1.

   Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

   В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Руссо, например, видел главную задачу законности в том, чтобы обеспечить счастье и благо всем гражданам, свободу и равенство перед законом для всех. Эти общие идеи, высказанные не только Руссо, но и многими другими мыслителями прошлого, находят свое воплощение в современном цивилизованном мире.

   Что такое законность? Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные принципы, требования и гарантии  законности.

 

   Законность характеризуется следующими основными признаками:

   Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

   Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин-перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

   Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

   Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

   Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

   Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

   Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны,- законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их,- то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

   Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

- полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

   Термин «требования законности» основательно прижился в научной и учебной юридической литературе. В его содержание вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

   И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках.2 Требования законности - это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

    Требования законности:

   1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Информация о работе Законность и правопорядок