Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов законности и правопорядка.
Исходя из цели в настоящей работе определяются следующие задачи:
- Понятие и содержание законности;
- Основные принципы, требования и гарантии законности;
- Законность и охрана прав граждан;
- Основы и понятие правопорядка;
- Правопорядок и общественный порядок;
- Правопорядок и правовое государство.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законность……………………………………………………………………...5
1.1. Законность: понятие и основные идеи законности………………………………5
1.2. Основные принципы, требования и гарантии законности………………………7
1. 3. Законность и охрана прав граждан……………………………………………….13
Глава 2. Правопорядок………………………………………………………………….18
2.1. Основы и понятие правопорядка………………………………………………….18
2.2. Правопорядок и соотношение с общественным порядком…………………….20
2. 3. Правопорядок и правовое государство…………………………………………21
Глава 3. Значение законности и правопорядка в современном обществе…………27
Заключение………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………………......34

Файлы: 1 файл

Контрольная Рябкова.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

   Хотя причины, подрывающие правопорядок «снизу» и «сверху», различны (отставание отношений собственности от уровня производительных сил - в первом случае, отставание производства от навязанных новых отношений собственности - во втором случае), обе ситуации достаточно убедительно показывают, что политика государства, законодательство и законы беспомощны, когда противоположны экономическому движению и сопутствующему ему порядку правовых отношений.

Соответствие между  правопорядком и государством достигается  тогда, когда первый составляет правовую основу деятельности всех без исключения государственных органов. 

   Есть основание считать (или полагать), что сама по себе проблема правового государства выдвинута жизнью, может быть теоретически разработана при правильном понимании взаимосвязи между правом, экономикой и политикой, а практически реализована лишь в условиях демократии.14

   Следует сказать, что понятие и термин «правовое государство» отражают лишь одну из сторон демократического государства, не охватывая иные грани, свойства и черты такого сложного политического феномена, как государство. Существующая связь между правом и государством, а также между законностью и демократией, правовыми отношениями и правопорядком синтезируется при особо благоприятных условиях в то, что можно считать правовым государством, т. е. государством, обладающим прочной правовой основой для своей деятельности.

   Государство обусловлено и социально-классовой структурой общества, непосредственно влияющей на его политическую основу. Жизненная сила государства, моральный авторитет власти, поддержка государственной политики общественным мнением во многом зависят от нравственной основы политической системы. В данном случае главное внимание уделяется вопросу о правовой основе государства, которую составляет правопорядок с включенными в него правовыми отношениями разного уровня. Прочность и незыблемость этой основы позволяют говорить о том, что перед нами правовое государство, которым, очевидно, как сказано ранее, может быть в полном смысле только государство в условиях демократии.

   По поводу того, что образует правовую основу государственной жизни общества в нашей юридической литературе, высказаны различные суждения. Чаще всего считают, что ее составляет законодательство, юридические нормы. Надо полагать, что такое мнение далеко не бесспорно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение законности и правопорядка в

современном обществе

           

   В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

   При исследовании средств властвования и путей осуществления государственной власти берется одна связь. Здесь законность выступает методом государственного руководства обществом. Причем не сам правовой метод, а его состояние, качественные характеристики.

   При рассмотрении отправных начал, основ деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан имеет место новая связь, где законность выступает основным конституционным принципом.

   При анализе демократии она выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия.

   При характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о законности, как об их важнейшем сущностном качестве.

   Сердцевиной законности является требование точного понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление ответственности.

   Указанные моменты необходимо учитывать при сопоставлении правопорядка и законности.

   В правовой системе общества есть три категории, соотношение которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

   Эти категории формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами. И обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

   1. Право, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:

право - установленная  законом государственная воля и интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность;

законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов  права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок - состояние  правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

   2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

право - начальный этап, как оформление воли и интересов  в обязательные для всех правила, их объективирование;

законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные  воля и интересы государственной  власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

   3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

   Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

   4. Различны их связи и зависимости.

  Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.

Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом действия права, как  бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)”.15 В этом отношении было бы не совсем точным отождествлять законность с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона.

Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемое в правомерном поведении их участников.                               Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается правопорядок.

    Как видно, законность непосредственно примыкает к закону, выражается в требованиях его соблюдения, правопорядок – к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

   Такой ход рассуждений приводит к необходимости выяснения сути понятия “правомерное поведение”.

    Прежде всего, надо видеть, что не всякое поведение людей имеет юридическое значение.

 “Право”– отмечает В.Н.Кудрявцев,– регулирует не все, не любое поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие важное общественное значение. Будучи закрепленным, в правовой норме (в позитивной или негативной форме), такое поведение становится юридически значимым, т.е. вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается государством”.16

   Отсюда можно заключить: социально значимое поведение людей следует рассматривать в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами права и влечет юридические последствия.

   Правомерное поведение – разновидность правового поведения.

   О таком поведении субъектов можно говорить лишь в той мере, в какой оно совпадает с моделью, зафиксированной в правовой норме, т.е. находится в сфере правового регулирования, это, во-первых.

   Во-вторых, правомерное поведение, как правило, социально полезное поведение, основано на соблюдении, исполнении и использовании правовых норм.

    В-третьих, суждение о том, что правомерное поведение личности основывается на позитивном отношении к правовым нормам и принципам, представляется не точным.

   Показательно в этом плане судебное сутяжничество, необоснованные правовые притязания, формальное выполнение правовых обязанностей и пр.

Вместе с тем правомерное  поведение не перестает быть таковым  в связи с тем, что его субъективную сторону составляют социально порицаемые мотивы. Разумеется, если последние не выражаются в запрещенных законом поступках.

   В этой связи в юридической литературе понятием “правомерное поведение” охватывается как необходимое и желательное и социально допустимое.

   Итак, правомерное поведение – это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов общества поведение субъектов права, которое соответствует требованиям юридических норм, гарантируется и охраняется государством. В юридической литературе приводятся и более лаконичные формулировки. В.К.Бабаев пишет: “Правомерное поведение личности – это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм”.17

   Как видно, характер и степень осознания мотивации правомерного поведения составляет его субъективную сторону.

   Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений.

   Общественный порядок – это порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия всех социальных норм, т.е. норм права, норм морали, а также обычаев, корпоративных норм.

   Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.

   О таком понимании общественного порядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел.

   В заключение отметим: правопорядок – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы.

   Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти. Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

    Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе. В современной теории права законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых - в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений. 

Информация о работе Законность и правопорядок