Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:06, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов законности и правопорядка.
Исходя из цели в настоящей работе определяются следующие задачи:
- Понятие и содержание законности;
- Основные принципы, требования и гарантии законности;
- Законность и охрана прав граждан;
- Основы и понятие правопорядка;
- Правопорядок и общественный порядок;
- Правопорядок и правовое государство.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законность……………………………………………………………………...5
1.1. Законность: понятие и основные идеи законности………………………………5
1.2. Основные принципы, требования и гарантии законности………………………7
1. 3. Законность и охрана прав граждан……………………………………………….13
Глава 2. Правопорядок………………………………………………………………….18
2.1. Основы и понятие правопорядка………………………………………………….18
2.2. Правопорядок и соотношение с общественным порядком…………………….20
2. 3. Правопорядок и правовое государство…………………………………………21
Глава 3. Значение законности и правопорядка в современном обществе…………27
Заключение………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………………......34
2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.
3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.
4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого.
Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.
5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной или индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.3
Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.
Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей. Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон.
6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями — важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.4 Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса.
Законность гарантируется системой социальных и специально-юридических факторов. К числу последних надо отнести:
1) закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и обязанностей граждан в конституции;
2) соответствие текущего законодательства конституции страны, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам;
3) независимость суда и его подчинение только закону, правосудие как высшая гарантия прав граждан и подзаконности административной деятельности;
4) прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны;
5) безусловное право граждан на жалобу, в том числе и на судебную защиту своих важнейших конституционных прав и свобод, гласность рассмотрения таких жалоб;
6) развитая система законодательства, стабильность правоотношений, высокий уровень правосознания населения и правовой культуры работы государственного аппарата, юридическая информированность населения.5
1.3. Законность и охрана прав граждан
Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место тогда, когда законы государства верно отражают объективные закономерности общественного развития и когда в стране существует режим законности. Под последним надо понимать такие экономические и политические условия, такую нравственно-идеологическую атмосферу жизни общества, при которых соблюдение законов государства, неприкосновенность прав граждан и добросовестное исполнение обязанностей являются принципом деятельности всех государственных органов и негосударственных (общественных) организаций, поведения должностных лиц и граждан. Законность исторически возникла вместе с законодательством, порождена юридической формой производственных отношений, отражает необходимую связь между юридическими нормами и правоотношениями. Законность в качестве чисто юридического явления и требования власти соблюдать ее законы, обращенного к населению, свойственна любой нормально функционирующей правовой реальности каждой классовой общественно-экономической формации. Следовательно, речь может идти о типах законности соответственно историческим типам права и государства.
Однако в течение многих и многих столетий законность представляла собой спорадические призывы власти соблюдать законы, не затрагивавшие по сути дела ни господствующую элиту, ни сам государственный аппарат. Только особый общеклассовый интерес в урегулировании имущественных отношений и надстроенных над ними отношений приводил временно к распространению законности и на членов господствующих классов, частично на госаппарат. Это обстоятельство и то, что законы долгое время не представляли собой главенствующей формы выражения права, существенно сокращало сферу действия законности. Положение меняется в период становления капитализма. В силу потребностей буржуазного способа производства и формирования политического государства в его современном виде лозунг законности становится одним из политических требований, направленных против феодального произвола и беззакония, препятствовавших развитию новых отношений. Идея законности оказалась сопряженной с провозглашением прав и свобод граждан, с установлением формального равенства всех граждан перед законом, с возвышением роли самого закона и представительных органов государственной власти буржуазии. Законность становится элементом политической демократии, приобретает характер политико-юридического феномена, формально распространяется не только на население, но и на государственный аппарат.6
Связь демократии и законности прослеживается на всем протяжении истории классового общества. При этом становится очевидным, что вне демократии законность может существовать лишь как требование властей, не распространяемое на господствующую клику, в то время как помимо законности, обеспечивающей права граждан, демократическое устройство вообще немыслимо. Давняя и близкая нам история учит, что наступление реакционных сил обычно начинается с попрания закона и систематического нарушения провозглашенных прав и свобод, с массовых репрессий против «инакомыслящих», выливаясь затем в прямое насилие и разнузданный произвол, атрофирующий действие любых демократических институтов, отвергающий всякое подобие демократии, законности и правосудия. С другой стороны, именно в демократии и законности выражены требования, ограждающие в той или иной форме, в той или иной степени личность от произвола власти, массу людей от анархии личностей, общество в целом от насилия со стороны меньшинства.
Характеристика законности с ее политической стороны не исключает исследования глубинной природы этого явления и специфического механизма его действия. Законность-разновидность правомерности (ее требования), вытекающей из общезначимости права, объективной необходимости правопорядка, государственной гарантированности масштаба свободы, соответствующего потребности нормального функционирования определенного способа производства. В законности концентрированно выражено свойство права противостоять произволу, упорядочивать общественные отношения, закреплять те формы собственности, которые соответствуют достигнутому уровню развития производительных сил общества.
Законность (как и правомерность в целом) опирается на весьма тонкий механизм регулирования, свойственный правовым отношениям, в которых обладающий правом субъект лично заинтересован в исполнении юридической обязанности другой стороной, в ее правомерном поведении (законной деятельности). Конечно, законность должна обеспечиваться государственным принуждением, но последнее осуществляется также людьми, выполняющими соответствующие обязанности, на реализации которых кто-то имеет право настаивать - в использовании этого права «кто-то» оказывается, в конце концов, лично заинтересованным. С другой стороны, государство не в состоянии поставить надсмотрщика около каждого обязанного лица. Таким образом, законность не может опираться только на принуждение (физического или психологического свойства). Ее истоки - интересы и потребности людей, а более конкретно - права субъектов конкретных правоотношений, использование которых в той или иной степени всегда зависит от исполнения другими участниками этих отношений юридических обязанностей.
Законность следует рассматривать, как и правомерность в качестве массовидного образа деятельности.7 В качестве общественного явления она означает не просто реализацию требований закона в отдельных конкретных случаях. «Это - господство закона в общественной жизни, господство его, в частности, в отношениях между властью и личностью»8. Подобное господство оказывается явлением типичным не в силу прямого насилия, а благодаря отмеченному механизму регулирования, свойственному правоотношениям. Как господство права и правомерного поведения в общественных отношениях нельзя сводить к политическому фактору, так нельзя к нему сводить господство закона и законного (законосообразного) поведения.9
С другой стороны, мало объясняют специфику правового состояния и режима законности общие ссылки на интересы и потребности людей (социальных групп, классов). Последние всегда побуждают людей к той или иной деятельности, в том числе и вне юридической формы отношений. Отмеченный нами механизм, обусловленный социальными факторами и связанный с государством, обладает особой, юридической спецификой, столь важной для науки права и для практики упрочения правопорядка и законности.
Диалектика связи между законностью и правами субъекта такова: законность в качестве режима деятельности создает юридические условия обеспечения субъективных прав, а последние являются предпосылкой существования законности как массовидного общественного явления. Часто полагают, что принуждение со стороны государства является гарантией законности. В действительности государственное принуждение никогда не гарантирует законность. Напротив, законность оказывается гарантией правомерности применяемого принуждения.
Если закон государства рассматривать как наиболее адекватную праву форму его выражения, то законность надо, помимо всего остального, считать наиболее адекватной формой упрочения правопорядка. Если закон означает официальное признание масштаба свободы, то законность есть требование соблюдения такого масштаба, а режим законности - состояние общественных отношений, при котором этот равный и относительно справедливый масштаб свободы может быть реально использован субъектами права. Наконец, если закон отражает в конечном итоге, правовую природу отношений собственности, то законность обеспечивает деятельность, сообразную с господствующей системой производственных отношений. С этих позиций законность в полном объеме может существовать только при демократических политических режимах, способных обеспечивать принятие законов, адекватных сущности права всех трех порядков. Соблюдение законов, санкционирующих произвол, не в состоянии обеспечить режим законности, наоборот, оно расшатывает законность и весь правопорядок. При беззаконном режиме не может быть законных действий. И объясняется это двумя взаимосвязанными обстоятельствами.10 Во-первых, тем, что акты власти, санкционирующие произвол, не содержат юридических норм, которые отражают объективную необходимость (фактор объективного свойства). Во-вторых, потому что такого рода акты исключают широкое использование субъективных прав, которое влекло бы за собой требование значительного числа членов общества исполнять юридические обязанности - акты произвола полностью отчуждают законность от интересов населения (фактор субъективного порядка).