Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа
Основное отличие норм права от норм первобытного общества заключается в их тесной связи с государством, так как оно является их источником и обеспечивает их исполнение. Это одна из основных функций государства, которая называется обеспечение законности и правопорядка, то есть установление такого порядка в общественных отношениях, который дал бы возможность обеспечить строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественных отношений правовых предписаний. Другими словами, это принцип всеобщности соблюдения законов. Он нашел закрепление в Конституции Российской Федерации, в части второй статьи пятнадцатой, которая гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
I.
Введение..................................................................................................
2
II.
Законность.............................................................................................
3
1.
Понятие законности .....................................................................................
3
2.
Структурные элементы законности............................................................
5
3.
Принципы законности..................................................................................
7
4.
Гарантии и способы обеспечения законности............................................
9
III.
Правопорядок......................................................................................
13
1.
Понятие правового порядка.........................................................................
13
2.
Соотношение правопорядка с общественным порядком..........................
14
3.
Предпосылки правопорядка.........................................................................
15
4.
Структурные элементы правопорядка........................................................
16
5.
Уровни правопорядка...................................................................................
18
6.
Функции правопорядка.................................................................................
19
7.
Способы обеспечения правопорядка...........................................................
21
8.
Соотношение законности и правопорядка и их соотношение с правом..
22
IV.
Заключение............................................................................................
24
V.
Список использованной литературы................................
25
4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в конкретном случае нецелесообразно. В законе должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц;
5) неразрывная связь законности и культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но, в свою очередь, законность способствует формированию культуры в обществе.
Принципы – исходные
начала в формировании мотивов правомерного
поведения и внутреннего
4. Гарантии и способы обеспечения законности
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности.
«Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности».5
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Общие условия – объективные (экономические, политические, социальные и культурные) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Общие условия подразделяются на:
1. Экономические условия. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т. д.
2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
3. Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
4. Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.
5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.6
Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).
«Юридические гарантии – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности».7
Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.
В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство Российской федерации существенно изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Это позволяет в рамках специально-юридических гарантий законности выделить два самостоятельных типа:
1. Правовые – они
предусмотрены действующим
2. Договорные – они
обусловлены нормативными
Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан.
Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и др.).
В литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. Укажем наиболее значимые из них:
1) полнота и эффективность юридических норм;
2) высокий уровень надзора за реализацией требований законности;
3) эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав граждан;
4) высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка;
5) постоянное совершенствование юридической деятельности;
6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.
Говоря о способах (или средствах) обеспечения законности, нужно выделить пять основных положений:
– средства выявления правонарушений;
– средства предупреждения правонарушений;
– средства пресечения правонарушений;
– меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;
– юридическая ответственность;
– правосудие.
Каждый из перечисленных способов обеспечения законности отнесен к ведению отдельного, специально на то уполномоченного органа государственной власти или их группе. Таким образом, выявление, предупреждение и пресечение правонарушений является приоритетной задачей правоохранительных органов, таких как: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Таможенная служба РФ, Федеральная миграционная служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и др.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений, юридическая ответственность, правосудие – главная задача судебной системы Российской Федерации, как федеральных судов, таких как Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и ее субъектов, Высший Арбитражный Суд РФ и ее субъектов, так и судов субъектов Российской Федерации, в числе которых: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
III. Правопорядок
1. Понятие правового порядка
Итак, нами было установлено, что законность – строгое и неуклонное следование предписаниям текущего законодательства. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается так называемый правовой порядок (или правопорядок), являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
Дадим определение этой правовой категории:
«Правовой порядок – объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех без исключения субъектов права».8
Данный правовой феномен
является сложной социально-правовой
категорией, в которой тесно
2. Соотношение правопорядка с общественным порядком
В юридической литературе правопорядок рассматривается под разным углом и по-разному определяется. Некоторые ученые правоведы говорят о правопорядке как о результате законности, как о соблюдении прав, свобод и обязанностей гражданами, другие как о системе правовых отношений и т.д. Но, что особенно важно, понятие правопорядка не стоит отождествлять с другими правовыми категориями, например, такими как общественный порядок.
Правопорядок складывается в результате реализации требований только правовых норм. Общественный порядок, в свою очередь, является результатом всей системы социальных норм: правовых норм, норм морали, норм общественных организаций, правил внутреннего распорядка, обычаев и традиций, религиозных норм. Поэтому понятие общественного порядка шире понятия правового порядка, который является составной частью общественного порядка. При этом нельзя забывать о том, что правопорядок охраняется государством, а нарушения других социальных норм (неправовых), например, традиций, морали, влекут за собой специфические меры общественного, но не государственного воздействия. Например, проезд в общественном транспорте без билета, будучи правонарушением, влечет меры государственного принуждения (штраф), а безнравственное поведение, являясь нарушением общественного порядка, влечет негативную реакцию со стороны окружающих в виде порицания, осуждения и т.п.
Правовой порядок следует анализировать как целостное и комплексное образование. Здесь части и целое имеют свои особенности. Конституционное, административное и иное законодательства выступают как центральные звенья правопорядка. В них закреплены экономические интересы в виде фиксации форм собственности на орудия и средства производства, способы и размеры распределения производственного продукта. Ведь эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ создают реальную материальную основу для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
Правопорядок тесно связан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, с правосудием. Правовой порядок – завершающий этап всех юридических форм и процессов, он вбирает в себя все упорядочивающие начала, выступая в виде некой суммирующей величины, это юридический итог, к которому стремится государственная власть.
3. Предпосылки правопорядка
Ученые выделяют несколько предпосылок правового порядка:
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, формирующее идеальную модель поведения субъектов права.
2. Правоотношения - элемент
механизма правового
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей. Они являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
4. Структурные элементы правопорядка
Правопорядок рассматривается как сложная система, имеющая в своем составе совокупность элементов, тесно взаимодействующих между собой. В его структуре выделяют следующие элементы:
«Первое: Закрепленная юридическими нормами правовая структура общества. Сюда куда включаются государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Здесь четко определяется атрибутивный элемент: компетенция, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможных взаимодействий. Все это оформляется правовым статусом участников правового порядка: конституцией, законами, уставами, договорами».9
Здесь нужно различать такие понятия как субъекты права и участники правопорядка. Первые отличаются прочностью и устойчивостью на правовой арене; вторые же напротив, носят временный и изменчивый характер.
Участники правового порядка признаются в качестве таковых государственной властью. В целях создания прочной правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть обязана: