Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа
Основное отличие норм права от норм первобытного общества заключается в их тесной связи с государством, так как оно является их источником и обеспечивает их исполнение. Это одна из основных функций государства, которая называется обеспечение законности и правопорядка, то есть установление такого порядка в общественных отношениях, который дал бы возможность обеспечить строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественных отношений правовых предписаний. Другими словами, это принцип всеобщности соблюдения законов. Он нашел закрепление в Конституции Российской Федерации, в части второй статьи пятнадцатой, которая гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
I.
Введение..................................................................................................
2
II.
Законность.............................................................................................
3
1.
Понятие законности .....................................................................................
3
2.
Структурные элементы законности............................................................
5
3.
Принципы законности..................................................................................
7
4.
Гарантии и способы обеспечения законности............................................
9
III.
Правопорядок......................................................................................
13
1.
Понятие правового порядка.........................................................................
13
2.
Соотношение правопорядка с общественным порядком..........................
14
3.
Предпосылки правопорядка.........................................................................
15
4.
Структурные элементы правопорядка........................................................
16
5.
Уровни правопорядка...................................................................................
18
6.
Функции правопорядка.................................................................................
19
7.
Способы обеспечения правопорядка...........................................................
21
8.
Соотношение законности и правопорядка и их соотношение с правом..
22
IV.
Заключение............................................................................................
24
V.
Список использованной литературы................................
25
1) определить перечень
участников правопорядка, их строгое
соподчинение, субординацию по юрисдикции
и функциям, по правам и обязанностям,
правовым свойствам и
2) указать на их связи и отношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуру их осуществления;
3) избрать правовые методы, средства и формы из регулирования, определить нормативность всех сторон в правопорядке, выявить их характеристики.
Ведущее звено здесь – законодатель, так как одна из его функций – создавать правовую основу правопорядка – нормативно-правовые акты.
«Второе: Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения. В динамический аспект взаимодействия элементов структуры и их свойств включается реализованность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков и действий субъектов, индивидуализированность и определенность отношений и связей, их законность и справедливость. Все отмеченные гарантии получают свое оформление выражение в нормах процессуального законодательства».10
Здесь структурные отношения – это связи между участниками правопорядка и их свойства, которые объединяются в целостное образование. В данном случае речь идет о взаимодействиях между людьми, которые переплетаются и сочетаются в иерархической соподчиненности.
Правовые отношения, безусловно, являются динамической формой взаимосвязи людей. Они развиваются, изменяются, рождаются и прекращают свое существование. Главным и необходимым критерием развития таких отношений является последовательность, очередность, этапность.
«Третье: Упорядоченность элементов структуры. Здесь регулируется все: участники и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация. Такая многосторонняя урегулированность ведет к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок как монолитное образование».11
5. Уровни правопорядка
Говоря о правопорядке, его сущности, мы должны упомянуть о его уровнях и функциях.
В правопорядке различные уровни представляют единство, целостное образование, хотя они в свою очередь тоже имеют свою упорядоченность: сложную или простую, разветвленную или элементарную.
В связи с тем, что уровни упорядоченности различны, необходима их классификация, которая имеет различные критерии:
«1) по масштабности: правопорядок страны (федерации), субъектов федерации, регионов, городов, населенных пунктов, организаций;
2) по объему и значимости: общий, отраслевой;
3) по реализации правовых институтов, норм права: специальный;
4) по характеру отношений: конституционный, судебный, административный, финансовый, налоговый, и т.д.
5) по сложности: комплексный, упрощенный, элементарный;
6) по степени фиксации: оформленный (как правило) и неоформленный (реализация правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.)»12
Каждая из разновидностей обладает своими характерными чертами, в совокупности с другими образуя единое, целостное образование.
В данном случае уровневая упорядоченность правопорядка совпадает с таковой в самом праве. Правопорядок также осуществляется, исходя из общего критерия, на уровнях системы отраслей права, отраслей права и правовых институтов.
Таким образом, классификация правопорядка на уровни имеет важное практическое значение, поскольку учреждение и укрепление правового порядка осуществляется именно по этим уровням: сначала по отдельным правовым институтам, затем по отраслям и системе отраслей права.
6. Функции правопорядка
Для того чтобы выявить роль правового порядка, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии, необходимо рассмотреть его основные функции. Правовой порядок в совокупности с законностью выступает правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии. Он выполняет важнейшие функциональные нагрузки, связанные с упорядочиванием важнейших государственных связей и отношений.
Итак, выделим основные функции правопорядка:
1. «Взаимодействие с внешней средой, упорядочение, упрочение и стабилизация тех больших систем, составным элементом которых он является.
Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого его участника в отдельности должны иметь оптимальный вариант взаимодействия».13
Особое влияние в окружающей социальной среде оказывают такие факторы как политические, экономические и духовные. Но правопорядок не только испытывает на себе влияние окружающей среды, но и активно воздействует на нее. Оказывая обратное активное влияние, правопорядок преследует цель своей стабилизации и упрочнения. Соответственно, чем совершеннее и прочнее позиции правового порядка, тем эффективнее он подавляет негативные влияния на него.
2. «Упрочнение внутренних связей и отношений.
Эта функция направлена на внутреннюю сторону функционирования правопорядка. Внутренние аспекты функции многообразны: это субординация и иерархическая соподчиненность, свойства и состояния субъектов, программа их поведения и функционирования; правовые отношения, процессы, связи во времени и пространстве, корреляционные взаимодействия прав и обязанностей субъектов».14 Эта функция определяет «внутреннюю жизнь» правопорядка, взаимодействие его элементов, внутреннюю упорядоченность, которые, в конечном счете, обуславливают правопорядок как правовое состояние системы правовых отношений и связей.
3. Самосохранение и самосовершенствование правопорядка.
Государство, общество и сложившийся в нем режим оказывает определенное влияние различного характера. Оно может быть стимулирующим и угнетающим, упрочивающим и разрушающим. Чаще всего правопорядок подвергается негативным воздействиям, что может привести к полной его неприспособленности, придав ему форму произвола и беззакония. Исходя из вышесказанного, социальная среда, заинтересованная в правовом порядке обязана поддерживать и укреплять его путем его совершенствования, а именно: посредством улучшения законов, упрочнения дисциплины, организованности, совершенствования правовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы, и т.д. Правопорядок должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции, потому что именно он – основа нормального и полноценного функционирования государства.
7. Способы обеспечения правопорядка
Обеспечение и охрана правопорядка – основная функция государства, в частности государственных правоохранительных органов. Вследствие того, что правопорядок – основа нормального функционирования всей системы общества, его обеспечение является одной из первостепенных задач любого органа государственной власти.
Государственные органы,
непосредственно принимающие
а) Министерство внутренних дел РФ и его структурные подразделения;
б) Прокуратура РФ;
в) Федеральная служба безопасности РФ;
г) Таможенные органы РФ;
д) Министерство юстиции РФ и его структурные подразделения;
е) Федеральные суды РФ;
ж) Суды субъектов РФ.
К основным способам обеспечения правопорядка относятся:
а) принятие соответствующих законов, нормативно-правовых актов;
б) деятельность правоохранительных органов, направленная на охрану, обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
в) применение мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка;
г) деятельность судебной системы, направленная на обеспечение и восстановление прав и свобод, которые были нарушены;
д) правомерное поведение самих субъектов правовых отношений.
Обеспечение правопорядка, безусловно, находится в интересах не только правоохранительных органов, но и самих граждан, так как цель возникнувшего правоотношения может быть достигнута только в условиях точного исполнения и соблюдения предписания правовых норм и взаимного исполнения субъективных прав и юридических обязанностей как одной из сторон, так и другой.
8. Соотношение законности и правопорядка и их соотношение с правом
Рассматривая три правовые категории – право, законность, правопорядок – мы можем отметить, что эти понятия имеют между собой много общего; прежде, между законностью и правопорядком не проводилось различия. Но, несмотря на это, в современной юридической науке принято строго разграничивать эти три понятия между собой. В данном случае имеет смысл дать определения этим трем понятиям, исходя из различных критериев оценки.
1. Исходя из теоретического критерия:
Право – государственная воля, воплощенная в правовых нормах, неисполнение которой карается мерами государственного принуждения.
Законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения.
Правопорядок – состояние право
2. Рассматривая понятия как этапы реализации воли государства и общества:
Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила.
Законность – основной принцип реализации общеобязательных правил.
Правопорядок – претворение в жизнь воли государства и общества, изложенной в правовых предписаниях.
3. С точки зрения правовой функциональной нагрузки:
Право – юридическая основа правопорядка.
Законность – средства его установления.
Правопорядок – результат
осуществления права и
Таким образом, оценивая сравнительную характеристику категорий права, законности и правопорядка, мы может отметить, что, несмотря на некую схожесть данных правовых явлений, каждое понятие качественно отличается от другого, в то же время, находясь с ним в причинно-следственной связи. Зависимость очевидна: право – предпосылка законности и правопорядка; правопорядок является следствием права и законности; законность, в свою очередь, являясь связующим звеном между двумя понятиями, образует основополагающий принцип всего механизма правового регулирования.
IV. Заключение
Подводя итог к проведенному исследованию, хотелось бы отметить, что понятия законности и правопорядка в современной юридической науке являются одними из наиболее распространенных и широко используемых.
В то же время эти правовые феномены не изучены до конца и являются предметом постоянной дискуссии современных ученых-юристов. Несмотря на то, что эти две правовые категории уже неоднократно рассматривались и изучались в научных работах, некоторые их аспекты до сих пор не изучены.
Дальнейшие исследования в этой области необходимы, так как они помогут глубже познать проблемы законности и правопорядка, что позволит эффективней разрабатывать меры по их соблюдению, исполнению и защите. Ведь эти две категории являются одними из важнейших в области права, так как именно они являются непременным условием успешного достижения поставленных целей в правоотношениях и поддержания порядка и гармонии в обществе.
V. Список использованной литературы