Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Основное отличие норм права от норм первобытного общества заключается в их тесной связи с государством, так как оно является их источником и обеспечивает их исполнение. Это одна из основных функций государства, которая называется обеспечение законности и правопорядка, то есть установление такого порядка в общественных отношениях, который дал бы возможность обеспечить строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественных отношений правовых предписаний. Другими словами, это принцип всеобщности соблюдения законов. Он нашел закрепление в Конституции Российской Федерации, в части второй статьи пятнадцатой, которая гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Содержание работы

I.
Введение..................................................................................................
2
II.
Законность.............................................................................................
3

1.
Понятие законности .....................................................................................
3

2.
Структурные элементы законности............................................................
5

3.
Принципы законности..................................................................................
7

4.
Гарантии и способы обеспечения законности............................................
9
III.
Правопорядок......................................................................................
13

1.
Понятие правового порядка.........................................................................
13

2.
Соотношение правопорядка с общественным порядком..........................
14

3.
Предпосылки правопорядка.........................................................................
15

4.
Структурные элементы правопорядка........................................................
16

5.
Уровни правопорядка...................................................................................
18

6.
Функции правопорядка.................................................................................
19

7.
Способы обеспечения правопорядка...........................................................
21

8.
Соотношение законности и правопорядка и их соотношение с правом..
22
IV.
Заключение............................................................................................
24
V.
Список использованной литературы................................
25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

1) определить перечень  участников правопорядка, их строгое  соподчинение, субординацию по юрисдикции  и функциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям  во всех сферах их взаимодействия;

2) указать на их  связи и отношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуру их осуществления;

3) избрать правовые  методы, средства и формы из регулирования, определить нормативность всех сторон в правопорядке, выявить их характеристики.

Ведущее звено здесь  – законодатель, так как одна из его функций – создавать правовую основу правопорядка – нормативно-правовые акты.

«Второе: Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения. В динамический аспект взаимодействия элементов структуры и их свойств включается реализованность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков и действий субъектов, индивидуализированность и определенность отношений и связей, их законность и справедливость. Все отмеченные гарантии получают свое оформление выражение в нормах процессуального законодательства».10

Здесь структурные отношения  – это связи между участниками  правопорядка и их свойства, которые  объединяются в целостное образование. В данном случае речь идет о взаимодействиях между людьми, которые переплетаются и сочетаются в иерархической соподчиненности.

Правовые отношения, безусловно, являются динамической формой взаимосвязи людей. Они развиваются, изменяются, рождаются и прекращают свое существование. Главным и необходимым критерием развития таких отношений является последовательность, очередность, этапность.

«Третье: Упорядоченность элементов структуры. Здесь регулируется все: участники и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация. Такая многосторонняя урегулированность ведет к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок как монолитное образование».11

 

5. Уровни правопорядка

Говоря о правопорядке, его сущности, мы должны упомянуть  о его уровнях и функциях.

В правопорядке различные  уровни представляют единство, целостное образование, хотя они в свою очередь тоже имеют свою упорядоченность: сложную или простую, разветвленную или элементарную.

В связи с тем, что  уровни упорядоченности различны, необходима их классификация, которая имеет различные критерии:

«1) по масштабности: правопорядок страны (федерации), субъектов федерации, регионов, городов, населенных пунктов, организаций;

2) по объему и значимости: общий, отраслевой;

3) по реализации правовых  институтов, норм права: специальный;

4) по характеру отношений:  конституционный, судебный, административный, финансовый, налоговый, и т.д.

5) по сложности: комплексный,  упрощенный, элементарный;

6) по степени фиксации: оформленный (как правило) и неоформленный (реализация правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.)»12

Каждая из разновидностей обладает своими характерными чертами, в совокупности с другими образуя единое, целостное образование.

В данном случае уровневая  упорядоченность правопорядка совпадает  с таковой в самом праве. Правопорядок также осуществляется, исходя из общего критерия, на уровнях системы отраслей права, отраслей права и правовых институтов.

Таким образом, классификация правопорядка на уровни имеет важное практическое значение, поскольку учреждение и укрепление правового порядка осуществляется именно по этим уровням: сначала по отдельным правовым институтам, затем по отраслям и системе отраслей права.

 

 

6. Функции правопорядка

Для того чтобы выявить  роль правового порядка, которую  он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии, необходимо рассмотреть его основные функции. Правовой порядок в совокупности с законностью выступает правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии. Он выполняет важнейшие функциональные нагрузки, связанные с упорядочиванием важнейших государственных связей и отношений.

Итак, выделим основные функции правопорядка:

1. «Взаимодействие с внешней средой, упорядочение, упрочение и стабилизация тех больших систем, составным элементом которых он является.

Правопорядок функционирует  в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого его участника в отдельности должны иметь оптимальный вариант взаимодействия».13

Особое влияние в  окружающей социальной среде оказывают  такие факторы как политические, экономические и духовные. Но правопорядок не только испытывает на себе влияние окружающей среды, но и активно воздействует на нее. Оказывая обратное активное влияние, правопорядок преследует цель своей стабилизации и упрочнения. Соответственно, чем совершеннее и прочнее позиции правового порядка, тем эффективнее он подавляет негативные влияния на него.

2. «Упрочнение внутренних связей и отношений.

Эта функция направлена на внутреннюю сторону функционирования правопорядка. Внутренние аспекты функции многообразны: это субординация и иерархическая соподчиненность, свойства и состояния субъектов, программа их поведения и функционирования; правовые отношения, процессы, связи во времени и пространстве, корреляционные взаимодействия прав и обязанностей субъектов».14 Эта функция определяет «внутреннюю жизнь» правопорядка, взаимодействие его элементов, внутреннюю упорядоченность, которые, в конечном счете, обуславливают правопорядок как правовое состояние системы правовых отношений и связей.

3. Самосохранение и самосовершенствование правопорядка.

Государство, общество и сложившийся в нем режим оказывает определенное влияние различного характера. Оно может быть стимулирующим и угнетающим, упрочивающим и разрушающим. Чаще всего правопорядок подвергается негативным воздействиям, что может привести к полной его неприспособленности, придав ему форму произвола и беззакония. Исходя из вышесказанного, социальная среда, заинтересованная в правовом порядке обязана поддерживать и укреплять его путем его совершенствования, а именно: посредством улучшения законов, упрочнения дисциплины, организованности, совершенствования правовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы, и т.д. Правопорядок должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции, потому что именно он – основа нормального и полноценного функционирования государства.

 

7. Способы обеспечения правопорядка

Обеспечение и охрана правопорядка – основная функция  государства, в частности государственных  правоохранительных органов. Вследствие того, что правопорядок – основа нормального функционирования всей системы общества, его обеспечение является одной из первостепенных задач любого органа государственной власти.

Государственные органы, непосредственно принимающие участие  в обеспечении правопорядка в  Российской Федерации:

а) Министерство внутренних дел РФ и его структурные подразделения;

б) Прокуратура РФ;

в) Федеральная служба безопасности РФ;

г) Таможенные органы РФ;

д) Министерство юстиции РФ и его структурные подразделения;

е) Федеральные суды РФ;

ж) Суды субъектов РФ.

К основным способам обеспечения правопорядка относятся:

а) принятие соответствующих законов, нормативно-правовых актов;

б) деятельность правоохранительных органов, направленная на охрану, обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

в) применение мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка;

г) деятельность судебной системы, направленная на обеспечение  и восстановление прав и свобод, которые были нарушены;

д) правомерное поведение  самих субъектов правовых отношений.

Обеспечение правопорядка, безусловно, находится в интересах не только правоохранительных органов, но и самих граждан, так как цель возникнувшего правоотношения может быть достигнута только в условиях точного исполнения и соблюдения предписания правовых норм и взаимного исполнения субъективных прав и юридических обязанностей как одной из сторон, так и другой.

 

8. Соотношение законности и правопорядка и их соотношение с правом

Рассматривая три правовые категории – право, законность, правопорядок – мы можем отметить, что эти понятия имеют между собой много общего; прежде, между законностью и правопорядком не проводилось различия. Но, несмотря на это, в современной юридической науке принято строго разграничивать эти три понятия между собой. В данном случае имеет смысл дать определения этим трем понятиям, исходя из различных критериев оценки.

1. Исходя из теоретического критерия:

Право – государственная воля, воплощенная в правовых нормах, неисполнение которой карается мерами государственного принуждения.

Законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения.

Правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченная система общественных отношений.

2. Рассматривая понятия как этапы реализации воли государства и общества:

Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила.

Законность – основной принцип реализации общеобязательных правил.

Правопорядок – претворение  в жизнь воли государства и общества, изложенной в правовых предписаниях.

3. С точки зрения правовой функциональной нагрузки:

Право – юридическая основа правопорядка.

Законность – средства его установления.

Правопорядок – результат  осуществления права и законности.

Таким образом, оценивая сравнительную характеристику категорий права, законности и правопорядка, мы может отметить, что, несмотря на некую схожесть данных правовых явлений, каждое понятие качественно отличается от другого, в то же время, находясь с ним в причинно-следственной связи. Зависимость очевидна: право – предпосылка законности и правопорядка; правопорядок является следствием права и законности; законность, в свою очередь, являясь связующим звеном между двумя понятиями, образует основополагающий принцип всего механизма правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Заключение

 

Подводя итог к проведенному исследованию, хотелось бы отметить, что понятия законности и правопорядка в современной юридической науке являются одними из наиболее распространенных и широко используемых.

В то же время эти правовые феномены не изучены до конца и являются предметом постоянной дискуссии современных ученых-юристов. Несмотря на то, что эти две правовые категории уже неоднократно рассматривались и изучались в научных работах, некоторые их аспекты до сих пор не изучены.

Дальнейшие исследования в этой области необходимы, так  как они помогут глубже познать проблемы законности и правопорядка, что позволит эффективней разрабатывать меры по их соблюдению, исполнению и защите. Ведь эти две категории являются одними из важнейших в области права, так как именно они являются непременным условием успешного достижения поставленных целей в правоотношениях и поддержания порядка и гармонии в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Список использованной литературы

  1. Аванесов И.Р. Карл Маркс и современная теория права // Государство и право. 1996. № 3.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000.
  3. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.
  4. Борисов В.В. Правопорядок // Теория государства и права: курс лекций/ Под ред. д.ю.н., профессора, Матузова Н.И. и д.ю.н., профессора Малько А.В., М.: Юристъ, 2007.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999.
  6. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права. Академический курс в 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
  7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: Проспект, 1996.
  8. Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма - Инфра-М, 1998
  9. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 1994. № 3.
  10. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998.
  11. Кутафин О.Е. Основы государства и права, 13-е изд., М.: Юристъ, 2006.
  12. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.
  13. Лисюткин А.Б. Законность и ее принципы // Теория государства и права: курс лекций/ Под ред. д.ю.н., профессора, Матузова Н.И. и д.ю.н., профессора Малько А.В., М.: Юристъ, 2007.
  14. Петрунин Ю.Ю., Панов М.И., Логунова Л.Б. Словарь по обществознанию 3-е изд. – М.: КДУ, 2006.
  15. Шабуров А.С. Законность и правопорядок Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 1997.

Информация о работе Законность и правопорядок