Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является законность и правопорядок в государстве.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и принципы законности;
- раскрыть принципы законности;
- дать анализ обеспечению законности;
- рассмотреть правопорядок и условия его стабилизации;
- показать законность в государственном управлении;
- раскрыть режим правозаконности и обеспечение прав граждан.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и принципы законности
2.Принципы законности
3.Обеспечение законности
4. Правопорядок и условия его стабилизации
5. Законность в государственном управлении
6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Право и законность не только закрепляют (юридически, морально) сложившуюся  систему общественных отношений, но и играют значительную роль в удовлетворении духовных потребностей2 личности – в образовании, пользовании достижениями культуры, в реализации своего участия в общественно-политической жизни страны, использовании личных прав и свобод. Каждому человеку важно осознание того, что он равен в правах с другими, может рассчитывать на справедливое решение его дела, на уважительное к себе отношение. Каждый сознательный член общества стремится активно участвовать в общественной жизни своего предприятия, района, всей страны. Он должен быть уверен в завтрашнем дне. Все эти и другие социальные потребности не могут нормально удовлетворяться вне правопорядка и без прочной правовой законности, помимо юридического закрепления прав, свобод и обязанностей граждан. Можно поэтому считать, что у граждан государства среди иных социальных потребностей есть вполне реальная потребность в существовании и упрочении законности, в законодательном закреплении их прав и возможностей, в праве обращения за помощью и защитой в органы правосудия. Право и законность способны юридически гарантировать члену общества значительный масштаб свободы его действий и решений, убеждений и устремлений. Это и свобода от произвола и несправедливости; это и свобода удовлетворения своих материальных и духовных потребностей в творческом труде и самоутверждении, во всестороннем развитии и совершенствовании своих способностей. Фактическим источником такой свободы как непременного качества образа жизни является экономический, социальный и политический строй, а официально и в общезначимой форме она (свобода) непременно закрепляется в законодательстве и гарантируется режимом правовой законности, правопорядком, которые юридически обеспечивают гражданам доступ ко всевозможным материальным и духовным богатствам общества, а также к самому участию в создании этих богатств. Обладание каждым гражданином государства обширным правовым статусом представляет собой неотъемлемое социальное качество личности.

Не менее важна роль законности в социализации личности. Под социализацией человека понимают усвоение им наиболее важных норм поведения, ценностных ориентиров и соответствующих  форм общения.

Право, заключенное в законодательстве государства, несет богатейшую информацию об эталонах поведения и общения, принятых в данном обществе, а законность требует, чтобы эти эталоны точно  соблюдались. Коль скоро отмеченные ориентиры должны быть восприняты личностью  как собственное убеждение, стать  второй натурой человека, в усвоении таких эталонов решающую роль играют воспитание, убеждение, нравственность, культура. Тем не менее, право и  законность оказываются весьма действенным  средством социального контроля за отклоняющимся поведением личности.

Эффективность такого контроля зависит от состояния законности в стране, от этого же во многом зависит  справедливое наказание преступника  и его возвращение в общество.

Уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к закону, добросовестное исполнение юридических  обязанностей и нравственного долга, неприятие произвола и социальной несправедливости, активное реагирование на грубые нарушения правопорядка, понимание необходимости и ценности права, значения правосудия – черты, характерные для демократического общества.

Право и законность оказываются  эталонами поведения членов общества, в какой-то степени юридической  моделью образа жизни в зрелом сообществе. Законность – одна из предпосылок  твердой правовой основы общественной жизни. Право и законность помогают упрочению основ государственной  жизни и ставят преграды для совершения противоправных поступков. Конкретное состояние правомерности поступков  – один из показателей зрелости общественных и государственных  институтов.

Соответственно правомерное  поведение субъектов правоотношений является важным фактором упрочения  законности и правопорядка.

 

3.Обеспечение законности

 

Обеспечение конституционных  прав личности и задачи совершенствования  управления государством требуют дальнейшего  упрочения режима правозаконности, которое происходит и может происходить  только на базе совершенствования всех институтов общества.

На состояние законности прямо или опосредованно влияют многие факторы социального характера: духовные (состояние общественного  сознания, уровень культуры населения), материальные (состояние экономики, состояние внешней среды), юридические (состояние всей правовой деятельности, включая правовой характер законов), политические (состояние политической системы общества в целом, состояние федеративного устройства, наличие или отсутствие разделения властей), организационно-управленческие (состояние информационной обеспеченности, состояние профессиональной ориентации) и др.

Упрочение режима правовой законности может происходить только на базе совершенствования всех институтов демократии. Как правовой феномен  законность составляет основу государственной  организации общества.

Законность служит утверждению  демократии: охраняет демократические  права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества.

Механизм законности призван  юридически гарантировать основные права и свободы граждан, их равные права и обязанности – без  этого не может развиваться творческая инициатива личности, не может существовать и действовать действительная демократия. Таким образом, демократия создает  наиболее благоприятные условия  для существования прочной законности, а законность, в свою очередь, обеспечивает и охраняет демократические институты  политической системы общества. Необходимо иметь в виду, что политической 3(государственной) демократии без режима правозаконности нет и не может быть вообще.

Упрочение законности диктуется  не только дальнейшим развертыванием демократии – главного направления  развития политической системы общества, но и постоянным ростом культуры населения  и работой государственного аппарата. Между законностью и культурностью  также существует взаимосвязь. Без  законности нельзя обеспечить культуру работы должностных лиц, да и общая  культура населения непременно включает в себя в качестве элемента правовую культуру. С другой стороны, и это  очень важно, чем выше уровень  культуры и образованности людей, тем  больше требований они предъявляют  к деятельности государственных  учреждений, административных органов, должностных лиц, тем более нетерпимо относятся к нарушению своих прав и законных интересов, к правонарушениям и произволу.

И наконец, дальнейшее упрочение  законности диктуется тем, что существует объективная потребность в постоянном упорядочении общественных отношений, сочетаемом с обеспечением меры свободы  и инициативы участникам этих отношений. Эта потребность коренится в  самой организации общества. Данное обстоятельство имеет решающее значение для упрочения законности. Чем  выше уровень управления общественными  отношениями, тем прочнее должна быть государственная дисциплина, которая  не может обойтись без закона и  законности, без прочного правопорядка в сфере общественных отношений.

Таким образом, забота о законности, как видим, обусловлена не только высокими идеалами гуманизма, несовместимого с любыми проявлениями анархии и  произвола, злоупотреблением властью  и нарушениями прав человека, не только уровнем культуры и степенью развертывания демократии, но и, в  конечном счете, объективными потребностями  развития общества.

Следует различать общесоциальные гарантии и юридические средства обеспечения законности в государстве. Важнейшими общими гарантиями законности являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов;

демократизм государственного и общественного строя и др.

Вместе с этим нужны  и специальные юридические гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них прежде всего:

· закрепление основ общественного  и государственного строя, основных прав и свобод, обязанностей граждан, порядка организации и деятельности органов государственной власти в конституции страны – основном законе государства;

· полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам  конституции, верховенство закона по отношению  ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность  государственного управления;

· равенство всех граждан  перед законом и судом, право  граждан на обращение в суд  при нарушении их конституционных  прав и свобод административными  органами; умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юридических  обязанностей;

· высокий уровень правосознания  и правовой культуры населения;

· четкая правовая регламентация  нормотворческой деятельности государственных  органов, распространение законности на область законодательствования, своевременная кодификация и  упорядочение всех нормативно-правовых актов, устранение противоречий между  этими актами и пробелов в законодательстве, ясность и доступность нормативно-правового  материала;

· демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и  подчинение только закону, признание  правосудия высшей юридической гарантией  законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод, а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого  на защиту с момента задержания;

· централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью  ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, 4обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.

Все факторы механизма  регулирования правозаконности  можно дифференцировать на две основные группы обеспечительных мер –  юридического и неюридического характера.

Государство, непосредственно  устанавливая законы и обеспечивая  их общеобязательность, прежде всего, возможностью использования механизма  принуждения, является одним из важнейших  факторов обеспечения правозаконности. Вместе с тем правозаконность  способна влиять на все области государственной  жизни: закрепляя основные направления  и цели внутренней и внешней политики; разрабатывая механизм обеспечения  субъективных прав и свобод; предусматривая порядок формирования и компетенцию  государственных органов, их иерархическую  структуру и соподчиненность, взаимоотношения  с общественными объединениями, политическими партиями, гражданами. Правозаконность в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим  принципом деятельности всей системы  государственных органов, в состоянии  связывать государственный аппарат  и его должностных лиц требованием  строгого и неукоснительного соблюдения правил поведения, закрепленных в нормативно-правовых актах. Неслучайно в современной  отечественной юридической науке  правозаконность рассматривается  как наиболее действенный правовой метод разрешения социально-политических конфликтов. Правозаконность как  специфический механизм правового  регулирования оказывает существенное влияние на то, каким образом будет  разрешена сложившаяся конфликтная  ситуация. Как правило, правозаконность  предполагает компромисс конфликтующих  сторон, когда в решении проблемы учитываются интересы всех участников.

Это становится возможным  только в том случае, если государство  выступает равноправным, а не главенствующим субъектом правоотношений, наряду с  обществом и отдельными гражданами.

Иногда считают, что одной  из гарантий законности является государственное  принуждение. В действительности принуждение  не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве.

Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная  целесообразность соблюдения законов  ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять.

Высшая государственная  и общественная целесообразность состоит  в том, чтобы законы полностью  осуществлялись и точно применялись.

Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы  каждый произвольно решал, надо или  не надо применять закон. Пока закон  не отменен или не изменен в  установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с этим любая юридическая  норма, в том числе и норма  закона, подлежит целесообразному применению, т. е. с учетом конкретных обстоятельств  дела, местных условий, личности правонарушителя  и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения  в строгих рамках, которые предоставляет  законодательство, т. е. в рамках самой  законности. Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственности  за нарушение закона, потому что  не может быть целесообразного нарушения  законности и правопорядка вообще. Точка зрения, допускающая обход  закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически  вредна, хотя бы потому, что не учитывает  общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые  предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права. Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.

Информация о работе Законность и правопорядок