Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является законность и правопорядок в государстве.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и принципы законности;
- раскрыть принципы законности;
- дать анализ обеспечению законности;
- рассмотреть правопорядок и условия его стабилизации;
- показать законность в государственном управлении;
- раскрыть режим правозаконности и обеспечение прав граждан.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и принципы законности
2.Принципы законности
3.Обеспечение законности
4. Правопорядок и условия его стабилизации
5. Законность в государственном управлении
6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Особый смысл приобретает  законность, предполагающая точное соблюдение законов государственным аппаратом. Остановимся на этом вопросе подробнее. Суть в том, что если любое правонарушение связано с несоблюдением требований законности, то вовсе не каждое нарушение  права способно подорвать режим  законности. Когда какой-то гражданин  нарушил закон, даже совершил уголовное  преступление, но соответствующим образом  справедливо наказан, то законность тут не оказывается нарушенной, а, напротив, торжествует. Иное положение, когда закон нарушает должностное лицо и когда за такое нарушение, произвол, беззаконие оно не привлекается к строгой ответственности. Если подобные факты становятся системой, то нарушение закона лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подорвать режим законности. Тут государственная деятельность теряет свою правовую основу, противоречит этой основе и расшатывает ее. В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного характера, которая становится опасной для режима правовой законности, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законности, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся: элементы бюрократизма, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры работников государственного аппарата и т. п.

Нарушения законности в деятельности государственного управления и правоохранительных органов мешают эффективному осуществлению  функций государства, десинхронизируют работу его органов. Следовательно, они опасны для самого государства. Более того, нарушения законности со стороны должностных лиц, помимо прямого вреда, подчас связанного и  с ущемлением прав граждан, снижают  общий престиж закона и власти в глазах населения, отрицательно сказываются  на правосознании народа, создают  ложное впечатление о безответственности и тем самым ослабляют борьбу с любыми правонарушениями за прочный  правопорядок. Каждое должностное лицо должно понимать, что допущенное им нарушение законности способно принести вред обществу, государству и его  гражданам. Обстановка безответственности в работе тех или иных государственных  органов, нарушения законности, в  свою очередь, создают атмосферу  попустительства этим чуждым проявлениям. Напротив, само по себе укрепление законности становится одним из средств решительного предотвращения любых антисоциальных проявлений, помогает борьбе с отрицательными сторонами работы госаппарата.

Государство, его законодательство призваны выражать и защищать интересы личности, задача административного  аппарата состоит в организации  практического осуществления законов, заинтересованности в2 укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а упрочение правовой основы государственной деятельности оказывается органически связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества.

Если иметь в виду особую значимость соблюдения законов всеми  органами государства и исключительную роль законности в обеспечении прав граждан, то есть все основания трактовать законность как безусловное требование уважения личности, ее конституционных  прав и свобод, обращенное к должностным  лицам государственного аппарата, и, с другой стороны, как неукоснительное  требование уважения к праву и  к закону, обращенное ко всем гражданам  страны, вне зависимости от того, какой пост занимают эти граждане, в какой сфере общественной жизни  осуществляют свою деятельность, какие  заслуги имеют перед обществом. Проведение в жизнь, реализация этих взаимосвязанных категорических требований законности – надежная предпосылка  дальнейшего упрочения правовой основы государственной и общественной жизни в каждой стране.

 

6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан

 

Если исполнение каждым гражданином  своих юридических обязанностей представляет одно из условий существования  законности, то упрочение законности и правопорядка является, в свою очередь, непременной предпосылкой беспрепятственного и всестороннего использования всеми гражданами своих конституционных прав и свобод.

Основные права и свободы  граждан, как и их основные обязанности, закреплены Конституцией Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает: человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства.

Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность  всех органов государственной власти и должностных лиц. Граждане РФ имеют  право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Исключительно большое значение в обеспечении конституционных  прав и свобод граждан имеет ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: «Решения и  действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд».

Законность требует незыблемого  соблюдения всех конституционных норм, в том числе и тех статей Конституции РФ, которые закрепляют широкий круг основных прав и свобод граждан. Можно утверждать, что режим  законности является политико-юридической  гарантией полноценного использования  гражданами своих конституционных  прав и свобод.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. Однако надо иметь в виду, что  нормы Конституции РФ – это  нормы прямого действия, что означает: во-первых, граждане реально обладают кругом конституционных прав и свобод, это – их наличные права (а не только способность приобретения тех  или иных прав), прямо вытекающие из Основного Закона; во-вторых, свои основные права и свободы граждане Российской Федерации имеют право  защищать во всех случаях, вне зависимости  от того, насколько полно предопределен  текущим законодательством порядок  такой защиты и насколько четко  эти конституционные права детализированы текущим законодательством.

Конечно, важно, чтобы текущее  законодательство и конкретизировало7 основные права, и определяло порядок их защиты, что в большинстве случаев и имеет место. Однако если этого еще нет по тем или иным причинам, по тем или другим видам прав, то вне зависимости от этого конституционные нормы действуют и могут быть использованы каждым гражданином непосредственно. Конституционная законность призвана обеспечивать верховенство Основного Закона, его единое на территории страны понимание и применение, его всеобщность и непререкаемость.

Конституционная законность требует безусловного восстановления нарушенных основных прав и свобод граждан, устранения препятствий к  их использованию, привлечения к  юридической ответственности лиц, которые своими действиями ущемляют права личности, нарушают ее честь  и достоинство, законные имущественные  и иные интересы.

В Конституции записано, что государство будет и дальше способствовать тому, чтобы расширялись  и обогащались права и свободы  граждан, создавались наиболее благоприятные  условия и гарантии их полной реализации. В обеспечении условий наиболее полной реализации прав граждан значительную роль играют законность и прокурорский надзор, обеспечивающий ее соблюдение всеми органами государственной  власти и должностными лицами, общественными  организациями, учреждениями и гражданами. Вместе с этим Конституция подчеркивает, что осуществление гражданами прав и свобод неотделимо от исполнения ими конституционных обязанностей, «нет прав без обязанностей, нет  обязанностей без прав – это непреложный  политический принцип общества». Конституция  РФ устанавливает не только основные права, но и основные обязанности  граждан РФ. Конституционная законность требует безусловного выполнения каждым гражданином РФ своих основных юридических  обязанностей.

Граждане РФ должны честно и добросовестно выполнять свои конституционные обязанности и все иные юридические обязанности, закрепленные в текущем законодательстве. Демократия и законность создают необходимые условия, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод граждан, исполнение ими своих юридических обязанностей.

Режим законности и правопорядка с наибольшей ясностью показывает взаимосвязь  прав и обязанностей граждан. В самом  деле, может ли законность обеспечить использование гражданами своих  прав и свобод, если не будет при  этом требовать исполнения юридических  обязанностей?

Конечно, это невозможно. И относится это не только к  обязанностям государственных органов  и должностных лиц, но и к обязанностям любого гражданина. Права и свободы  человека потому и становятся юридическими, что включают законом поддерживаемые требования:

1) ко всем – не нарушать  их и не препятствовать осуществлению  (использованию);

2) к установленным законом  лицам совершать те или иные  действия;

3) к лицам, не исполнившим  своих обязанностей, применять меры  юридического характера.

Последнее из перечисленных  требований обеспечено правом обращения  в суд (иной государственный орган). В подавляющем большинстве случаев  использование предоставленного права  непосредственно зависит (в смысле его использования) от полноты выполнения обязанностей какими-то лицами. В условиях режима законности есть юридическая  возможность беспрепятственного осуществления  своих прав потому, что обязанные  лица надлежащим образом выполняют  обязанности перед управомоченным либо принуждаются к этому государственным  органом, либо вынуждены возместить вред, причиненный их безответственным поведением, наконец, просто наказываются как правонарушители. Речь идет, конечно, о юридической стороне осуществления  гражданином своих прав – режим  законности, требование выполнения всеми обязанностей, вытекающих из закона, не создают непосредственно фактические предпосылки полноценного использования каждым своих правомочий, лежащих в политической и экономической областях. К тому же нельзя забывать, что пользование собственным правом зависит от самого гражданина, его потребностей и интересов. Однако очень важно, что режим законности предполагает существование такой реальной обстановки в государстве, при которой законодательное провозглашение прав и свобод оказывается не только формальным, но и в принципе соответствует фактическим возможностям личности, обеспечено не только юридическими, но и материальными, социальными и политическими гарантиями. В этом одна из особенностей правовой организации общественной жизни.

 

Заключение:

 

Законность и демократические  формы государства являются теми началами, которые в той или  иной форме и степени ограждают  личность от произвола власти, общество в целом – от насилия со стороны  тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с  установлением равенства всех перед  законом и судом. Такого рода равенство  диктуется самой сутью права  как равной меры свободы, но это равенство  достигается только при гражданском  обществе и правовой государственности. С этого времени требование законности так или иначе уже относится  не только к населению, но и к представителям власти, становится в этом смысле всеобщим. Вместе с этим, что очень важно, обогащается и уточняется сам  смысл, само содержание категории законности. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и  самим представителям государственной  власти, в требование связанности  государственных органов действующим  правом. Законность превращается в  непременный атрибут демократического политического режима. Равенство  всех перед законом и режим  законности являлись с самого начала бессменным лозунгом широких народных масс, сильнее всех страдавших от произвола  монархов, дворян, чиновников. Именно благодаря  настойчивой борьбе прогрессивных  движений, повышению уровня u1087 политического  сознания и культуры народов в  целом ряде стран Запада ставятся преграды беззаконию, нарушениям прав и свобод граждан, поддерживаются общедемократические  идеи и институты, и вместе с этим возрастает ценность права. Борьба широких  слоев населения за общедемократические  институты и свободы ставит преграды беззаконию. Проведение в жизнь принципа законности происходит в той степени, в какой он диктуется потребностями  общества в праве и правопорядке, в формальном равенстве и свободе, в справедливости, в престиже закона, в демократических формах государства, обеспечивающих наиболее стабильное функционирование и развитие общества.

Отказ от законности в государственном  управлении означает безграничность административного  усмотрения, господство своеволия чиновников и свободу расправы со всеми инакомыслящими, систематическое злоупотребление  властью, издевательство над правами  граждан, противоправную и подчас просто преступную деятельность со стороны  бюрократического аппарата, т. е. приводит к полному пренебрежению правом. Коррупция бюрократии, связь с  организованной преступностью приводят к беззаконию в стране. Беззаконие внутри страны чаще всего приводит к грубым нарушениям международного права, к международному терроризму. Вот почему, особенно в наше время, приход к власти неофашизма – это  не только внутригосударственный факт одной страны и бремя одного народа, ставящее эту страну на грань катастрофы. Это факт, на который не может  не обращать внимания мировая прогрессивная  общественность, борющаяся за мир  между народами и государствами.

Информация о работе Законность и правопорядок