Законность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- понятие, содержание и признаки законности;
- основные требования и принципы законности;
- система гарантий законности;
- взаимодействие законности и правового государства;
-выявить основные пути укрепления законности в правовом государстве.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

      ВВЕДЕНИЕ 

      Изучение  проблем законности их однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

    «Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан»1.

    Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот  эта-то сторона права, связанная  с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

    В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и  обязательного его исполнения всеми  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан  и их организации, органы, непосредственно  реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих  и правоприменительных), находится  вне ее содержания.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что укрепление законности остается главной задачей, ибо это - центральная  категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации  в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.

    Объектом  исследования являются вопросы законности и ее гарантий в деятельности милиции  в период формирования в России правового государства.

    Предметом исследования выступают общие условия  и специальные средства, гарантирующие  обеспечение и соблюдение законности в правовом государстве.

    Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

    - понятие, содержание и признаки  законности;

    - основные требования и принципы  законности;

    - система гарантий законности;

    - взаимодействие законности и  правового государства;

    -выявить  основные пути укрепления законности  в правовом    государстве.

      Проблема  законности – одна из центральных  в общей теории государства и  права. Актуальность ее очевидна как  в теоретическом, так и в практическом плане. Формирование правового государства  неразрывно связано с возвышением  роли закона и строгом его соблюдении всеми субъектами права.

     Формирование  правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает  необходимым условием возрождения  экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов  и становления подлинного народовластия. В заявлениях официальных лиц  и прессы подчеркивается: «Приоритет - правовой порядок», необходим порядок  в работе власти, в нормотворчестве  и других сферах государственной  жизни. Только при таком положении  гарантируется реальность прав и  свобод граждан, законных интересов  последних и выполнение всеми  субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

      С позиции осуществляемых сегодня  процессов необходимы новые глубокие научные разработки, связанные с  теоретическим обоснованием и практической реализацией законности и правопорядка. В силу этого очевидна необходимость  новых исследований на основе тех  возможностей, которые открываются  в условиях демократизации нашего общества и государства.

     Тематика  законности и ее гарантий, как в целом, так и с акцентомв тех или иных аспектах рассматривалась в общей теории и истории права и государства, а также концептуально на отраслевом уровне в трудах С. С. Алексеева, Н.Н. Арзамаскина , С. Н. Братуся, В.М. Ведяхина, А.Б. Венерова, П.Ф. Гришанина, Ю. П. Еременко, В.М. Корельскова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, А. Б. Лисюткина, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, П. М. Рабиновича, В. И. Ремнева, В. П. Сальникова, И. С. Самощенко, М. С. Строговича, Ю. А. Тихомирова, Р. О. Халфиной, Б. С. Эбзеева, А.С. Шабурова др.

      Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим  строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками  общественных отношений (государством, его органами, общественными и  иными организациями, трудовыми  коллективами, должностными лицами, гражданами — всеми без исключения). При  этом принцип выступает, как идеальная  форма законности — соблюдать  нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы  и не всеми субъектами соблюдаются  и исполняются, имеет место немало нарушений законности. 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ 

1.1. Понятие и содержание  законности

     О законности написано очень много  работ. «Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени»2.

     Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной  собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в  сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково  выгодные условия - главная задача закона правового государства, коим провозгласила  Россию Конституция Российской Федерации.

     Имущественное же неравенство создается не юридическими законами создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед  законом, а, следовательно, и о законности.

     В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

     Законность - это строгое и полное осуществление  предписаний правовых законов и  основанных на них юридических актов  всеми субъектами права. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права  и закона в общественной жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с  правонарушениями и произволом в  деятельности должностных лиц, в  обеспечении порядка и организованности в обществе.

     «Законность характеризуется следующими основными признаками:

     1. Важнейшей чертой законности  является ее всеобщность. Требование  соблюдать юридические нормы  относится ко всем, кто находится  в пределах действия права.  Никто не может уклоняться  от выполнения установлений, исходящих  от государства, точно так же, как и государство не может  уклониться от обеспечения и  защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан» 3.

     Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и  к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед  гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются  без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство  посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через  принятие и реализацию законов оно  может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

     Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно  на основе и в рамках действующих  законов. Одновременно оно должно пресекать  любые правонарушения как со стороны  своих органов и должностных  лиц, так и со стороны граждан.

     Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление  законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и  организаций и граждан .

     2. Законность неразрывно связана  с правом, юридическими нормами.

     Оценить состояние законности в стране можно  только на основании того, в какой  мере законы государства отражают объективные  потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих  и индивидуальных интересов всего  населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально  отражают интересы различных слоев  населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о  законности. История изобилует многими  примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась не правовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

     Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно  отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

     3. Понимаемая как метод государственного  регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

     В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным  и судебным органам.

     В то же время законность есть принцип  деятельности государства. «Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности»4.

       «Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

     - совершенного, четко отработанного  законодательства, отвечающего потребностям  общественного прогресса;

     - полной и безусловной реализации  предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями» 5.

     Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая  правовая атмосфера, которые ограждают  личность от произвола власти, массу  людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

     В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто  ее определяют как режим, принцип, метод  государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного  класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным  включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы  права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления.

Информация о работе Законность в правовом государстве