Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- понятие, содержание и признаки законности;
- основные требования и принципы законности;
- система гарантий законности;
- взаимодействие законности и правового государства;
-выявить основные пути укрепления законности в правовом государстве.
3. Целесообразность законности.
Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.
Изложенное
позволяет говорить о презумпции
целесообразности изданного нормативного
акта. Эта презумпция в свою очередь
диктует необходимость
В
силу формальной определенности закон
не может изменяться одновременно с
изменяющейся жизнью и поэтому нередко
отстает от ее требований, устаревает.
Законы могут быть неэффективными,
несовершенными с технической стороны.
На этом основании они могут
Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.
Итак,
благодаря своим принципам
Таким
образом, «нужно различать законность
как систему формальных требований и реальную
законность. На практике требования законности
в той или иной степени нарушаются, часто
наблюдаются отступления от правовых
предписаний. Следовательно, реальная
законность имеет количественные показатели,
которые определяют ее уровень в конкретном
обществе»9.
1.3. Гарантии законности: понятие и виды
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Общие
условия, то есть объективные (экономические,
политические и т.д.) условия общественной
жизни, в которых осуществляется
правовое регулирование. Эти условия
создают макросреду реализации права,
его функционирования, предопределяя
в известной степени и
«Общие условия подразделяются на:
1.
Экономические условия.
2.
Политические условия.
3.
Идеологические условия.
4.
Социальные условия. Прочная
5.
Правовые условия. Состояние
Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).
Юридические
гарантии - совокупность закрепленных
в законодательстве средств, а также
организационно-правовая деятельность
по их применению, направленная на обеспечение
законности, на беспрепятственное
Выделяются следующие юридические гарантии (средства):
-
средства выявления
-
средства предупреждения
-
средства пресечения
- меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;
- юридическая ответственность;
- правосудие.
Под
организационными гарантиями понимаются
различные мероприятия
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность,
как необходимая черта
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.
Таким
образом, законность представляет собой
процесс осуществления законов. Режим
законности означает такое состояние
общественной жизни, при котором участники
правоотношений свободно реализуют принадлежащие
им юридические права и обязанности. Законность
есть предпосылка такого порядка в общественной
жизни, который соответствует предписания
правовых норм. Другими словами, в результате
действия законность в обществе складывается
правовой порядок, являющийся целью правового
регулирования общественных отношений.
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1. Законность и правовое государство в Российской Федерации
Развертывание
всего комплекса институтов государства
в демократическом обществе устраняет
доминирование политической власти,
устраняет или резко
В
правовом государстве ни один государственный
орган, должностное лицо, коллектив
или общественная организация, ни один
человек не вправе посягать на закон.
За его нарушение они несут
строгую юридическую
Также
недопустимо "обогащать" закон
подзаконными актами, вкладывать в
его содержание такой смысл, который
не был предусмотрен законодателем.
Кроме того и все рядовые граждане
должны в своем поведении
«Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей»11.
Укрепление
законности остается актуальнейшей
задачей, ибо это - центральная категория
правового государства. Новая Конституция
Российской Федерации в соответствии
с принципом разделения властей
внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых
актов. Конституцией Российской Федерации
к федеральным законам
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность, которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.