Законность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- понятие, содержание и признаки законности;
- основные требования и принципы законности;
- система гарантий законности;
- взаимодействие законности и правового государства;
-выявить основные пути укрепления законности в правовом государстве.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

     3. Целесообразность законности.

     Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение  задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

     Целесообразность  законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

     Изложенное  позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь  диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний  независимо от субъективного отношения  субъектов реализации права к  его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

     В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с  изменяющейся жизнью и поэтому нередко  отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы, быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

     Иначе говоря, с точки зрения целей правового  регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

     Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к  нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности  правового регулирования в целом.

     Таким образом, «нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе»9. 

1.3. Гарантии законности: понятие и виды

     Несмотря  на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания  не оставались на бумаге (и тем более  не нарушались), необходимы соответствующие  условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать  законность - значит сделать ее незыблемой.

     Гарантии  законности - это объективные условия  и субъективные факторы, а также  специальные средства, обеспечивающие режим законности.

     Среди данных гарантий нужно четко различать  общие условия и специальные  средства, обеспечивающие режим законности.

     Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия  создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя  в известной степени и специальные  средства по укреплению законности.

     «Общие условия подразделяются на:

     1. Экономические условия. Условиями,  обеспечивающими законность, здесь  выступают такие факторы, как  степень организованности в экономической  сфере, ритмичная работа всего  хозяйственного организма, постоянный  рост производительности труда  и объема производства, устойчивая  денежная система и так далее.

     2. Политические условия. Основным  политическим условием стабильной  законности является сильная  государственная власть, то есть  устойчивая, легитимная, пользующаяся  поддержкой общества власть, способная  обеспечить реализацию принимаемых  правовых предписаний.

     3. Идеологические условия. Законность  предполагает такой уровень правовой  культуры, когда уважение к праву,  закону является личным убеждением  человека, причем не только рядового  гражданина, но в первую очередь  государственного служащего, законодателя.

     4. Социальные условия. Прочная законность  возможна только в условиях  социальной стабильности, уверенности  граждан в незыблемости своих  социальных прав и свобод.

     5. Правовые условия. Состояние законности  как политико-правового явления  обусловлено состоянием самого  права, системы законодательства» 10.

     Специальные средства законности - это юридические  и организационные средства, предназначенные  исключительно для обеспечения  законности. Среди них можно выделить юридические и организационные  средства (гарантии).

     Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также  организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение  законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические  гарантии сопряжены с общими условиями  и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

     Выделяются  следующие юридические гарантии (средства):

     - средства выявления правонарушений;

     - средства предупреждения правонарушений;

     - средства пресечения правонарушений;

     - меры защиты и восстановления  нарушенных прав, устранения последствий  правонарушений;

     - юридическая ответственность;

     - правосудие.

     Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся  кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре  последних спецподразделений (для  борьбы с организованной преступностью, коррупцией и др.).

     Требование  соблюдать юридические нормы  относится ко всем, кто находится  в пределах действия права. Никто  не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство  не может уклониться от обеспечения  и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

     Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и  к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед  гражданином, а гражданин перед  государством. Если в законах государства  выражаются действительные интересы его  граждан, то правовые предписания реализуются  без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство  не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно

     Непосредственная  защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая  законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

     Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность  общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического  процесса.

     Таким образом, законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

2.1. Законность и правовое государство в Российской Федерации

      Развертывание всего комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства  в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные  и контрольные функции; наличие  муниципального самоуправления; подчиненность  всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

      В правовом государстве ни один государственный  орган, должностное лицо, коллектив  или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут  строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой, то имеем в виду, что все  подзаконные акты должны строго соответствовать  ему, а должностные лица не уклонятся  от его исполнения и тем более  не нарушать его.

      Также недопустимо "обогащать" закон  подзаконными актами, вкладывать в  его содержание такой смысл, который  не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться  законом. А для этого помимо всего  прочего, они должны быть информированы  о его содержании.

      «Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей»11.

      Укрепление  законности остается актуальнейшей  задачей, ибо это - центральная категория  правового государства. Новая Конституция  Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей  внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации  к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Федерации - федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации  отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Федерации.

      Законность  и правовое государство - категории  во многом тождественные, но у них  несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в  то время как правовое государство  предъявляет подобное требование к  государственным структурам, выполняющим  функции публичной власти. Поэтому  реализация режима правового государства  означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность, которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.

Информация о работе Законность в правовом государстве