Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение взаимодействия законности и правового государства. Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- понятие, содержание и признаки законности;
- основные требования и принципы законности;
- система гарантий законности;
- взаимодействие законности и правового государства;
-выявить основные пути укрепления законности в правовом государстве.
Таким
образом, с позиций личности законность
выступает в первую очередь как средство
защиты ее прав, свобод и законных интересов.
Она обеспечивает охрану человека
как от произвола самого государства и
его органов, так и от противоправных действий
со стороны других лиц. От состояния законности
зависит степень свободы личности, реальность
ее прав и свобод, уровень и реальность
демократии. А поскольку в современных
условиях интересы личности становятся
приоритетными для государства, эта сторона
законности и правопорядка также является
важнейшей целью государственной деятельности.
Все это определяет особую роль законности
и правопорядка для общества в целом: они
выступают как основа, ядро порядка в обществе,
как условия и необходимые элементы демократии,
как основные общечеловеческие ценности
и, следовательно, существенные части
правовой и общей культуры.
2.2.
Основные пути укрепления
законности и правопорядка
Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений. Достаточно сказать, что в 1999 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны, прежде всего, юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране — это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии — необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
«Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания, как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении»12. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности не праву, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, соответствия правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Таким
образом, «укрепление правопорядка в обществе
невозможно без обеспечения законности
в деятельности самого государственного
аппарата, без ликвидации таких негативных
явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость
подобного требования, Маркс в свое время
писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее
почитающей закон, первым условием соблюдения
законности со стороны народа является
то, что другие органы держатся в рамках
закона» И наконец, важнейшим условием
укрепления законности и правопорядка
служит всестороннее развертывание демократических
начал во всех сферах общественной жизни,
в том числе в деятельности государственного
аппарата»13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования вопросов курсовой работы на тему «Законность в правовом государстве» можно сделать следующие выводы:
Категорию «законность» можно
раскрыть через следующие
Во-первых, законность - строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов.
Во-вторых, законность это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.
В-третьих, законность, - обязательность, являющаяся объективным свойством права и государственной дисциплины.
В-четвертых, законность распространяеться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.
В-пятых, законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.
В-шестых, законность – не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя.
Таким образом, законности присущи следующие свойства или черты, а именно: всеобщность законности, заключающаяся в обязательности ее требований; единство, которое состоит в единообразном понимании на всей территории страны; верховенство, выражающееся в иерархии нормативных актов; неотвратимость означает пресечение любых нарушений закона; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и культуры.
Кроме того, можно выделить основные тенденции в разработке теории законности: проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации; изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями; анализ законности в механизме правового регулирования. Особо отмечены функции законности: - проведение в жизнь государственной воли, связь законности с реализацией права; - создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права; - обеспечение реальности правового регулирования, функционирование элементов его механизма строго на основе законности.
С понятием законности тесно связано понятие правопорядка. Состояние правомерности, свойственное законности, в результате реализации норм права «материализуется», превращается в состояние согласованности, упорядоченности общественных отношений.
Основными тенденциями развития правопорядка являются: - упрощение, универсализация правовых связей, отношений, правового регулирования в целом; усиление нормативности, проявляющейся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей; борьба противоположностей.
Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.
Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.
В правовом государстве принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.
Для реализации требований законности большое значение имеют ее гарантии. Экономическими (материальными) гарантиями являются материальные условия жизни общества. Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя. Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества. Юридические гарантии выступают как деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
Таким образом, и «законность» и «правопорядок» - цель любого правового государства и одновременно его состояние.
В заключение, хочется еще раз
обратить внимание на то, что
и «законность» и «
Принятие такого нормативного акта, не только бы устранило бы практический пробел Российского государственного права, но и способствовало развитию и поддержанию демократического режима в нашей стране.
Важнейшим
условием укрепления законности и правопорядка
служит всестороннее развертывание
демократических начал во всех сферах
общественной жизни, в том числе
в деятельности государственного аппарата.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Учебная
литература