Законность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Законность и правопорядок в современном обществе

1.1 Понятия правового порядка и правовой законности

1.2 Свойства, принцип и гарантии правовой законности и правопорядка

1.3 Идеи правовой законности и правопорядка в Конституции Российской Федерации

Глава 2. Механизм правового регулирования в государстве

2.1 Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве

2.2 Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений

2.3 Законность и свобода, правопорядок и демократия

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Законность в правовом государстве.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Законность и правопорядок в современном обществе

 

1.1 Понятия правового порядка  и правовой законности

 

1.2 Свойства, принцип и  гарантии правовой законности  и правопорядка

 

1.3 Идеи правовой законности  и правопорядка в Конституции  Российской Федерации

 

Глава 2. Механизм правового  регулирования в государстве

 

2.1 Законность как состояние  общественной жизни в правовом  государстве

 

2.2 Правопорядок как цель  и результат правового регулирования  общественных отношений

 

2.3 Законность и свобода,  правопорядок и демократия

 

Заключение

 

Литература

 

 Введение

 

Законность фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики, а ее уровень и состояние  служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

 

Право представляет собой  фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно  находит выражение в формальных нормативно-правовых актах законах, указах, постановлениях, кодексах и  иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

 

Даже самый совершенный  закон жив только тогда, когда  он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение  людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его  действенностью, и характеризуется  понятием законность.

 

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования  охватывается такими юридическими категориями, как реализация права, применение права, правомерное поведение, правоотношение, эффективность права. Все они  сопряжены непосредственно с  действием права, но описывают его  лишь с какой-то одной стороны. Правомерное  поведение определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, правоотношение указывает на правовую связь его  участников, эффективность права  на результативность правового воздействия  и т.д. Законность же комплексная  категория, охватывающая все стороны  жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория законность фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

 

Законность выражает общий  принцип отношения общества к  праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

 

- в плане правового  характера общественной жизни;

 

- с позиций требования  всеобщего уважения к закону  и обязательного его исполнения  всеми субъектами;

 

- под углом зрения требования  безусловной защиты и реального  обеспечения прав, интересов граждан  и охраны правопорядка в целом  от любого произвола.

 

Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с  деятельностью государственных  органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

 

В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и  их организации, органы, непосредственно  реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих  и правоприменительных), находится  вне ее содержания.

 

Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую  практику. Обеспечение законности сводилось  главным образом к работе контрольно-надзорных  и правоохранительных органов выявлению  нарушителей правовых предписаний  и их последующему наказанию. Результатом  этого и стал обвинительный уклон  в их деятельности.

 

Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а  не орган правосудия, гарантирующий  защиту прав и свобод граждан и  их объединений.

 

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного  режима, совершенно не обеспечивает нормального  функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового  государства и общества.

 

Подобная трактовка законности есть результат отождествления права  и закона, когда любой нормативный  акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является правом и соответственно требует  неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового  регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что  при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнение норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится  стороной.

 

Рассматриваемая с самых  широких позиций, законность есть комплексное  политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права  и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового  государства носила иное название господства права.

 

 Глава 1. Законность  и правопорядок в современном  обществе

 

1.1 Понятия правового порядка  и правовой законности

 

Правовой порядок (правопорядок) -- это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции.

 

В абстрактно-общей форме  правовой порядок как должный  порядок устанавливается при  правовом регулировании общественных отношений.

 

Под правопорядком в таком  абстрактном значении имеется в  виду предмет правовой регуляции, т.е. статичное состояние права, абстрактно-общие  нормы объективного права, предусматривающие  юридически должный порядок взаимоотношений  людей в той или иной области  правовой регуляции. В этом смысле говорится  о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке  разрешения того или иного правового  дела, об отраслевом правопорядке или  о правопорядке в целом.

 

От такого абстрактно-должного правопорядка следует отличать реальный правопорядок как результат действительного  соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального  действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления  в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических  обязанностей и т.д.

 

Под реальным правопорядком, таким образом, имеется в виду фактически соблюдаемый и реально  функционирующий абстрактно-должный  правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права.

 

Правовая законность -- это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.

 

Под правовым законом при  этом имеется в виду объективное  право (и, следовательно, предусмотренный  им абстрактно-должный правопорядок), соответствующее принципу формального  равенства. Очевидно, что реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований лишь правового закона и  соответствующей правовой законности. Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок.

 

Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются  в виду, конечно, не всякий закон  и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность -- в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.

 

Из истории и теории права и государства хорошо известно, что не все, что именуется «законом», «законностью», «правопорядком» и  т.д., соответствует своей правовой сущности, своей правовой природе. Так, в условиях тоталитарного социализма безудержная апология социалистической законности по сути дела была призвана прикрыть порядки и произвол диктаторского, антиправового строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. При этом социалистическая законность, по существу, сводилась к партийно-политической целесообразности. В данном контексте социалистический правопорядок трактовался как результат социалистической законности, как итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни.

 

Конечно, если право автоматически  отождествляется с законом, то реализация любого закона (в том числе и  произвольного), по логике легистов, автоматически  дает в итоге «правопорядок». Такому правопорядку, как и соответствующему законодательству и законности, не хватает, правда, главного -- правового качества.

 

Подобный порок присущ всему позитивистскому подходу (включая  и старый позитивизм, и неопозитивизм XX в.) к праву, закону, законности, правопорядку и т.д. Недостатки подобного легистского (антиюридического, позитивистского) толкования этих юридических категорий и явлений весьма живучи и в той или иной форме присутствуют и во многих современных трактовках понятий законности и правопорядка, их соотношения и т.д.

 

Так, многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов  всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными  организациями и т.д., неизменно  добавляют, что результатом соблюдения требований законности является правопорядок. При этом ясно, что под «правопорядком», по существу, в подобных трактовках на самом деле имеется в виду законопорядок. Но подобно тому, как не всякий закон является правовым законом, точно так же не всякий законопорядок является правовым порядком.

 

Исходной основой для  правовой законности и правового  порядка могут быть не всякие, а  лишь правовые законы. Поэтому с  легистских (позитивистских) позиций, отождествляющих право и закон, в принципе невозможно развить последовательное (внутренне согласованное и непротиворечивое) учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке, как, впрочем, и о правовом государстве. Это возможно лишь с позиций юридического типа правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (в целом позитивного права).

 

Та или иная концепция  правопонимания (легистская, естественноправовая или либертарно-юридическая) предполагает и включает в себя не только соответствующую концепцию закона, законности и правопорядка, но и определенную концепцию государства (как института публичной власти, законодателя, правоприменителя, публично-властной правозащитной организации, организатора и гаранта режима законности и правопорядка и т.д.).

 

Правовой порядок, согласно либертарно-юридической теории, может быть результатом лишь правовой законности, представляющей собой всеобщее, точное и неуклонное соблюдение и применение требований правового закона в условиях соответствующей правовой организации публичной власти свободных людей (т.е. в условиях исторически достигнутой ступени правовой развитости реально существующего государства). Учет внутреннего правового единства и системных взаимосвязей права, правового государства (в той или иной мере и форме его исторической развитости), правового закона, правовой законности и правопорядка имеет существенное значение как для адекватного теоретического осмысления этих явлений, так и для их прочного утверждения и надлежащего функционирования в реальной действительности.

 

1.2 Свойства, принцип и  гарантии правовой законности  и правопорядка

 

Правовая законность как  особый правовой режим неуклонного  фактического соблюдения всеми субъектами права требований правового закона является необходимой правовой формой, условием и средством практического  утверждения реального правового  порядка в общественной жизни.

 

Режим правовой законности является необходимым правовым свойством (признаком, качеством) и составной частью любого реального правопорядка, поскольку  реальный правопорядок -- это и есть порядок взаимоотношений субъектов права (и в целом порядок действия и реализации норм объективного права) в режиме правовой законности. В свою очередь, правовая законность выступает как правовой режим соблюдения и реализации абстрактно-должного правопорядка, закрепленного в нормах объективного права.

 

Взаимосвязи и внутреннее единство правовой законности и правового  порядка обусловлены тем, что  их исходной основой и предпосылкой является правовой закон. С этим нормативно-правовым единством правовой законности и  правопорядка связаны и другие существенные аспекты их единства. Так, их единство в поведенческом, в субъектном и в целевом плане состоит в том, что и правовая законность, и правопорядок в их объективном внешнем выражении и реальном проявлении и осуществлении (функционировании) -- это фактически одни и те же правомерные действия одних и тех же субъектов права (одного и того же состава субъектов права), направленные на осуществление одной и той же правовой цели -- на надлежащее соблюдение и реализацию норм объективного права (и вместе с тем соответствующих требований абстрактно-должного правопорядка) и пресечение правонарушений.

 

Особо следует подчеркнуть  то принципиальное обстоятельство, что  все субъекты права (не только государственные  органы и должностные лица, но и  все физические и юридические  лица), независимо от различий в их правовом статусе и роли в процессе реализации права, являются формально-равными  субъектами процесса установления и  функционирования правовой законности и правового порядка в общественной жизни. Как справедливо отмечал уже Цицерон, «при защите свободы граждан нет частных лиц» (О государстве, II, XXV, 46).

Информация о работе Законность в правовом государстве