Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа
Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.
Введение
Глава 1. Законность и правопорядок в современном обществе
1.1 Понятия правового порядка и правовой законности
1.2 Свойства, принцип и гарантии правовой законности и правопорядка
1.3 Идеи правовой законности и правопорядка в Конституции Российской Федерации
Глава 2. Механизм правового регулирования в государстве
2.1 Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве
2.2 Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
2.3 Законность и свобода, правопорядок и демократия
Заключение
Литература
В формировании правового
порядка участвуют все элементы
механизма правового
1. Нормы права--это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.
2. Правоотношения--элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических
прав и обязанностей являются
завершающей предпосылкой
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Структура правопорядка --это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная
система права. Он включает конституционные,
административные, финансовые, земельные,
семейные и другие виды общественных
отношений, урегулированные нормами
соответствующих отраслей права. В
структурном отношении
Особенность правопорядка как
специфической системы
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
Воинский правопорядок --составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.
Поскольку вооруженные силы--это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.
Воинский правопорядок--это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм. Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:
Во-первых, воинский правопорядок
формируется на основе таких правовых
норм, которые специально предназначены
для регулирования
Во-вторых, воинский правопорядок
имеет специфическое
Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.
Воинский правопорядок складывается
на основе законности, в результате
точной реализации правовых норм всеми
военнослужащими, воинскими должностными
лицами и воинскими организациями.
Он воплощает в себе социальную справедливость,
равенство всех перед законом, демократизм
и другие принципиальные правовые положения.
Отношения между
Гарантии законности и правопорядка. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям
относится такая экономическая
структура общества, в рамках которой
устанавливаются эквивалентные
отношения между
Политическими гарантиями законности
и правопорядка являются все элементы
политической системы общества, которые
поддерживают и воспроизводят общественную
жизнь на основе юридических законов,
отражающих объективные закономерности
общественного развития. Государство,
его органы, разнообразные общественные
объединения и частные
К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.
Нравственными гарантиями законности
и правопорядка являются благоприятная
морально-психологическая
Законность и правопорядок
в обществе обеспечиваются всей системой
гарантий, которые органически
2.3 Законность и свобода, правопорядок и демократия
Законность есть реализация
свободы человека, смоделированная
в нормах права. Предусмотренные
ими разнообразные социально-
Законность--это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.
Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:
--в деятельности государства
осуществляется принцип
--в общественной жизни
реально воплощаются
--интересы субъектов права
находятся под надежной
--государство отвечает
перед своими гражданами за
нарушение их законных
--граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.
Заключение
Законность и правопорядок -- величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление -- одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них -- преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью -- жизненно важные задачи нашего сегодня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране -- это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии -- необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.