Законность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Законность и правопорядок в современном обществе

1.1 Понятия правового порядка и правовой законности

1.2 Свойства, принцип и гарантии правовой законности и правопорядка

1.3 Идеи правовой законности и правопорядка в Конституции Российской Федерации

Глава 2. Механизм правового регулирования в государстве

2.1 Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве

2.2 Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений

2.3 Законность и свобода, правопорядок и демократия

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Законность в правовом государстве.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Специальные правомочия и  обязанности государственных органов  и должностных лиц в сфере  законности, правопорядка, борьбы с  правонарушениями и т.д., а также  особое значение соблюдения требований законности в их собственной деятельности вовсе не означают, будто только они являются субъектами правовой (правореализационной) деятельности в данной сфере, а все  остальные субъекты права являются лишь пассивными объектами этой их деятельности.

 

Напротив, именно правовая активность граждан, юридических лиц, общественных объединений и гражданского общества в целом, их собственное правомерное  поведение, их постоянная, согласованная  и систематическая борьба за соблюдение требований закона всеми субъектами права, включая государственные  органы, против правонарушений и произвола  являются в конечном счете самым главным фактором и необходимой почвой для формирования и утверждения в стране режима правовой законности и реального правопорядка.

 

В целом положения правового  закона (его нормативные, поведенческие, субъектные и целевые аспекты  и характеристики) определяют основные сущностные свойства правовой законности и правопорядка. Ведь именно соблюдение и реализация положений правового  закона всеми субъектами права составляют сущность, смысл и содержание правовой законности и реального правопорядка. Этим и обусловлено значение верховенства правового закона как принципа правовой законности и реального правопорядка.

 

Понятие «верховенство правового  закона» включает в себя все основные нормативно-регулятивные формы, средства и способы реального проявления верховной (суверенной) юридической  силы и власти норм единой (и единственной) национально-государственной системы действующего позитивного права, общеобязательных для всех субъектов права во всех сферах и на всем пространстве правовой регуляции общественных отношений.

 

Принцип верховенства правового  закона подразумевает (и включает в  себя) целый ряд конкретных требований, характеристик, черт и свойств реально  утвердившегося режима правовой законности и реально функционирующего правопорядка. К числу таких требований и  характеристик правовой законности и реального правопорядка относятся: единство правовой законности и правового  порядка на всем пространстве верховенства правового закона (на всей территории государства); равная для всех субъектов  права общеобязательность принципа, положений и требований правового  закона, правовой законности и правопорядка; правовая активность всех субъектов  права в реализации принципа законности и правопорядка, в борьбе против правонарушений и произвола; безусловное  подчинение всех факторов, мотивов  и соображений неправовой целесообразности принципу и требованиям правовой законности и правопорядка, которые  в адекватной правовой форме выражают подлинный смысл и верховенство правовой целесообразности.

 

Для утверждения принципа верховенства правового закона и  последовательного соблюдения его  требований необходимы определенные объективные  условия, целенаправленные организационные  мероприятия, надлежащие нормативно-правовые и институциональные формы, средства и т.д., которые в своей совокупности выступают как гарантии обеспечения  правовой законности и реального  правопорядка.

 

Эти гарантии делятся на юридические и неюридические.

 

К неюридическим гарантиям  относятся те объективно сложившиеся  в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые  оказывают существенное, хотя и опосредованное, влияние на весь процесс формирования, установления и реализации права.

 

К юридическим гарантиям  относятся условия и факторы  юридического характера, оказывающие  непосредственное воздействие на процесс  установления, упрочения и реального  функционирования режима правовой законности и правопорядка.

 

В систему юридических  гарантий обеспечения правовой законности и реального правопорядка входят: достаточно развитая и постоянно  совершенствуемая система действующего правового законодательства; развитое состояние юридической науки, опирающейся  на идеи и достижения юридической  мысли и юридического правопонимания; развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров; высокий уровень общественного и профессионального юридического правосознания; правовая активность граждан, юридических лиц, общественных организаций и гражданского общества в целом; развитые процессуально-правовые формы реализации норм права; эффективно действующая система защиты действующего права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности; развитые организационно-институциональные формы специального государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципа и требований правовой законности и реального правопорядка (различные формы общегосударственного и общественного контроля, прокурорский надзор, контроль судов общей и конституционно-правовой юрисдикции и т.д.).

 

Лишь совокупное действие всех этих факторов может обеспечить стабильное функционирование режима правовой законности и реального правопорядка.

 

1.3 Идеи правовой законности  и правопорядка в Конституции  Российской Федерации

 

Идеи верховенства правового  закона и требования правовой законности нашли свое закрепление в Конституции  РФ.

 

Принципиальное значение в этом плане имеет то обстоятельство, что официально признанные в Конституции  РФ прирожденные и неотчуждаемые  права и свободы человека -- это  право (исходное и по существу -- естественное право, официально признанное, позитивированное в Конституции и наделенное высшей юридической силой) в его различении с законом (всеми источниками действующего позитивного права, включая и саму Конституцию). Это, по логике присущей Конституции естественноправовой концепции юридического типа правопонимания, означает, что закон (все действующее в России позитивное право, в том числе и сама Конституция) должен соответствовать праву (т.е. естественным прирожденным и неотчуждаемым правам и свободам человека). Такова, следовательно, конституционная концепция права, правового закона, правовой законности и правопорядка.

 

В Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и  прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области  действия и реализации этих прав и  свобод: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека -- обязанность государства» (ст. 2). В Конституции содержится также и ряд других норм, конкретизирующих как общерегулятивное значение прав и свобод человека и гражданина, так и процесс их реального действия, их соблюдения и практической реализации в общественной и государственной жизни.

 

Важное в этом плане  значение имеет ст. 18, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данная статья в позитивной форме содержит требование не только правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, но и, по существу, правовой законности во всех сферах правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельности государства и органов местного самоуправления.

 

Прямой запрет антиправового (правонарушающего) закона содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Взаимосвязи права и правовой законности отражены в ч. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

 

С точки зрения конституционной  концепции права и правовой законности важно и то, что помимо общих  положений о государственных  гарантиях прав и свобод человека и гражданина в Конституции указаны  также те институты и должностные  лица, в чьи специальные обязанности  входит обеспечение соблюдения и  реализации прав и свобод человека и гражданина, т.е. обеспечения правового  характера закона (действующего позитивного  права) и утверждения в стране режима правовой законности.

 

Обеспечение законности и  правопорядка по Конституции (ч. 1 ст. 72) находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов.

 

По Конституции (ч. 2 ст. 80) «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». В соответствии с этим Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции). В этих же правозащитных целях Президент вправе отклонить направленный ему для подписания и обнародования федеральный закон (ст. 107 Конституции).

 

Осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью  возложены на Правительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 114 Конституции).

 

В области правозащитной  деятельности (и тем самым в  сфере утверждения правовой законности) важную роль призван сыграть Уполномоченный по правам человека, назначаемый Государственной  Думой (ч. 1 ст. 103).

 

Существенное значение для  утверждения господства правового  закона и состояния правовой законности, наряду с общесудебной защитой правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц в частно-правовых и публично-правовых отношениях, имеют предусмотренные Конституцией формы и процедуры специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым качеством действующих нормативных актов, за конституционностью и правовым характером действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

 

В Конституции (ч. 2 ст. 46) закреплена такая важная форма судебно-правового  контроля общих судов, как обжалование  в суд решений и действий (или  бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 120), суд  при рассмотрении конкретных дел  проверяет соответствие подзаконных  актов закону, и если при этом будет установлено несоответствие между ними, решение должно быть принято в соответствии с законом. Кроме того, суды по Конституции (ч. 4 ст. 125) вправе обращаться с запросами  в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности  примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, нарушающего  конституционные права и свободы  граждан.

 

Конституция наделяет широким  кругом правомочий в области конституционного контроля за нормативными актами (и, следовательно, в сфере обеспечения правового закона и правовой законности) Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125). В сферу осуществляемого им контроля входят: разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных актов, разрешение споров о компетенции, проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы граждан, толкование Конституции Российской Федерации.

 

Конституционный Суд в  своей деятельности по осуществлению  конституционного контроля -- в силу закрепленных в новой Конституции  положений о правах и свободах человека, имеющих общеправовое значение, а также признания общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части  правовой системы Российской Федерации -- может и вправе, не ограничиваясь  позитивными нормами Конституции, руководствоваться также общеправовыми  принципами и положениями, соответствующими естественноп-равовому характеру прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека. По логике характерного для Конституции правопонимания и правового подхода конституционно-правовой контроль Конституционного Суда -- это по своей сути общеправовой контроль за нормативными актами. Такой характер и смысл функций Конституционного Суда в полной мере соответствуют новой правовой идеологии Конституции, идее господства права, утверждения правовой государственности, правового закона и правовой законности. Не противоречит это и положению Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (от 24 июня 1994 г.), согласно которому «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» (ч. 7 ст. 3), поскольку право по новой Конституции это прежде всего прирожденные и неотчуждаемые основные права и свободы человека, соответствие (или несоответствие) которым как раз и определяет правовой (или неправовой, правонарушающий) характер закона (тех или иных нормативных актов государства, всего действующего позитивного права).

 

Принципиальное значение имеют и международные формы  защиты прав и свобод человека, а следовательно, права в целом и правовой законности. Так, Конституция (ч. 3 ст. 46) признает право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Концепция правового закона и правовой законности, содержащаяся в Конституции, относится к числу  ее несомненных достоинств. Вместе с тем многие прогрессивные положения  Конституции носят пока что декларативный  характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными положениями и реальным состоянием законности и правопорядка в стране.

 

Строительство нового федеративного  государства в России еще далеко от своего надлежащего завершения, от прочного утверждения единой суверенной государственной власти в Российской Федерации, единого правового пространства, единой законности и правопорядка. Постсоветское государство и  право пока еще не справляются  со своими основными функциями, с  утверждением в стране режима законности и реального правопорядка.

 

Позитивные сдвиги в этом направлении требуют необходимой  корректировки курса социально-экономических  и государственно-правовых преобразований (с учетом накопленного опыта, ошибок и определенных достижений), завершения правовой реформы, надлежащего повышения  роли государства и права в  процессе реформирования общественных отношений, укрепления начал правовой законности и правопорядка на базе действующей Конституции и в  русле ее необходимого дальнейшего  совершенствования.

 

 Глава 2. Механизм правового  регулирования в государстве

 

2.1 Законность как состояние  общественной жизни в правовом  государстве

 

Законность--основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

 

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной  собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в  сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково  выгодные условия--главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Информация о работе Законность в правовом государстве