Законодательная власть Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Законодательные органы Российской федерации 5
2.Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации 9
3.Муниципальные представительные органы 21
4.Правовые основы организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 24
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, на практике федеральные  органы власти зачастую уходят от взаимодействия с представительными органами власти по той причине, что в федеральном  законе не обозначены возможность и  формы такого взаимодействия. Причем, по аналогичным запросам со стороны  федеральных органов власти органы власти субъектов РФ своевременно такие  сведения представляют.

Конечно, в действующем отраслевом законодательстве есть нормы, обеспечивающие взаимодействие федеральных органов  власти и органов власти субъектов  РФ. Однако в данном случае речь идет о разрешении скорее ведомственных  проблем, чем государственных.

С целью избежания возникновения  спорных ситуаций между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющими  совместное решение задач, вытекающих из предметов совместного ведения, полагали бы необходимым предусмотреть  в Федеральном Законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» положение, в соответствии с которым федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ обязаны оказывать друг другу содействие при реализации полномочий, вытекающих из сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Единство государственной власти в Российской Федерации должно восприниматься не как диктат федеральных органов  по отношению к органам власти субъектов РФ, а как совместное кооперированное выполнение поставленных перед единым федеративным государством задач.

В немалой степени статус законодательного органа власти субъекта Российской федерации  зависит от тех принципов, которые  положены в основу формирования этого  органа.

При формировании законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  одновременно решаются две неразрывно связанные между собой задачи. С одной стороны, это создание и непрерывное воспроизводство  важнейшего звена в организации  государственной власти субъекта Российской Федерации. С другой стороны, при  избрании этого органа реализуется  волеизъявление граждан относительно его состава, социально-политический ориентации этого представительного  учреждения в целом.

Изменения, внесенные в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской федерации» в июле 2002 года направлены на повышение  роли политических партий в избирательном  процессе путем введения пропорциональной системы выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным Федеральным законом не менее половины депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (политическими партиями), избирательными блоками. Таким образом, граждане, реализуя свое право избирать, обязаны будут отдавать свои голоса не конкретным кандидатам, а политическим партиям. Однако следует отметить, что объективно население еще не достаточно политически активно, чтобы поддерживать позиции тех или иных политических партий и активно принимать участие в их деятельности.

Формирование законодательного органа власти субъекта Российской Федерации  с учетом требований федерального законодательства несомненно будет способствовать усилению роли политических партий в деятельности законодательного органа. Однако, как  показала практика работы Законодательного собрания Иркутской области двух предыдущих созывов, депутаты вспоминают о своей партийной принадлежности лишь при обсуждении кадровых вопросов и вопросов, имеющих политический резонанс. При рассмотрении законопроектов экономического и социального характера  депутаты в большей степени ориентируются  на проблемы территории, от которых  они были избраны, и интересы населения  своего избирательного округа.

Еще одним важным изменением, связанным  с порядком формирования законодательного органа власти субъекта Российской федерации, стало дополнение статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ», устанавливающей  ограничения, связанные с депутатской  деятельностью, запретом для депутата замещать в течении срока своих  полномочий выборные муниципальные  должности и муниципальные должности  муниципальной службы. Таким образом, федеральный законодатель запрещает одновременное совмещение исполнения полномочий депутата законодательного органа субъекта РФ и главы муниципального образования.

Однако по этому поводу хотелось бы отметить следующее. Практика работы законодательных органов, в том  числе и Законодательного собрания Иркутской области, начиная с 1994 г., показала, что, как правило, одну треть численного состава депутатского корпуса составляли именно главы  муниципальных образований. И это  в определенной степени оказывало  большое положительное значение на работу законодательного органа в  целом. Депутаты, являющиеся главами  муниципальных образований, по роду своей деятельности располагают  объективной информацией о состоянии  дел на территории возглавляемого ими  муниципального образования и представляют интересы не только населения своего избирательного округа, но и населения  муниципального образования в целом. Поэтому их опыт и знания были полезны  и необходимы для работы законодательного органа.

Одним из ключевых моментов организации  и деятельности законодательного органа власти, существенно влияющим на его  статус, является оптимальное определение  его структуры.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации…» предоставил  право законодательному органу государственной  власти субъекта РФ самостоятельно определять свою структуру с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Структура законодательного органа государственной  власти субъекта РФ представляет собой  совокупность созданных внутри него органов, которые институционально осуществляют работу в законодательном  органе власти. Такое распределение  обязанностей позволяет законодательному органу власти субъекта РФ оперативно и эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Практика работы законодательных  органов власти субъектов РФ показывает, что в любом коллегиальном  органе действует руководитель, координирующий работу членов этого органа; создаются  коллегии и формируются постоянные комитеты и комиссии.

С учетом специфики деятельности законодательного органа власти субъекта РФ особого  осмысления требует роль и место  в системе его органов коллегия.

Практически во всех законодательных  органах власти субъектов РФ созданы  и действуют коллегии. Однако объем  полномочий указанных коллегиальных  органов различен. В ряде субъектов  коллегиальные органы осуществляют некоторые существенные обязанности  по организации деятельности законодательного органа власти. Такие органы наделены правом принятия самостоятельных решений  в перерывах между сессиями. В  Законе Иркутской области «Регламент Законодательного собрания Иркутской  области» была предпринята попытка  наделения коллегии отдельными самостоятельными полномочиями по оформлению законодательных  инициатив в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ, по осуществлению  взаимоотношений с иными государственными органами от имени Законодательного собрания и др. Однако такая практика себя не оправдала. По-нашему мнению, коллегиальные  органы, созданные внутри органа, не должны покушаться на компетенцию самого законодательного органа, а тем более  подменять его. В проекте закона области «Об основах организации  и деятельности Законодательного собрания Иркутской области» коллегия Законодательного собрания определяется как совещательный  орган без права решения ключевых вопросов деятельности Законодательного собрания в перерывах между его сессиями.

В состав коллегии входят, как правило, по должности Председатель законодательного органа, его заместители, председатели постоянных комиссий (комитетов). Реже в состав коллегиальных органов  включаются руководители депутатских  групп и фракций. Так, вопрос о  необходимости включения в состав коллегии руководителей депутатских  фракций и групп, встал при  обсуждении законопроекта «Об основах  организации и деятельности Законодательного собрания Иркутской области». В результате обсуждения было принято решения  в целях избегания необоснованных политических дискуссий на стадии подготовки сессии и обсуждения повестки дня не включать руководителей депутатских фракций и групп в состав коллегии с правом решающего голоса.

Тем не менее, мы не исключаем возможности  вернуться к рассмотрению данного  вопроса в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон  «Об общих принципах…», предусматривающими формирование не менее 50 процентов  состава законодательного органа власти субъекта РФ по партийным спискам.

Особо хотелось бы остановится на необходимости установления федеральным  законодателем правовой возможности  для законодательных органов  власти субъектов РФ осуществлять внешние  связи.

Действующий Федеральный закон  «Об общих принципах организации…», оставил за рамками своего регулирования  не только формы такого взаимодействия, но и саму возможность. Хотя как показала практика деятельности Законодательного собрания Иркутской области необходимость  такого взаимодействия существует и  прежде всего в форме взаимодействия органов государственной власти различных субъектов РФ между  собой.

В отсутствие специальных норм в  ФЗ «Об общих принципах…» мы можем  руководств в этом вопросе только Федеральным Законом от 17 декабря 1999 г., который предписывает осуществлять все взаимодействие между органами государственной власти субъектов  РФ в рамках создания ассоциаций экономического взаимодействия.

С учетом изложенного хотелось бы надеяться, что наши предложения  по совершенствованию федеральных  законов, обозначенные на этом совещании  и направленные в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ, помогут  решить проблемы, связанные с организацией и деятельностью законодательных  органов государственной власти субъектов РФ.

 

 

 

 

 

Заключение

При исследовании законодательных  органов власти и управления в  Российской Федерации в своей  работе я хорошо разобрался с принципом  их работы и их устройством. Так проводя  свои исследования я пришел к следующему заключению. Дело в том, что система  разделения властей должна существовать. Власть должна в обязательном порядке  разделяться на законодательную  исполнительную и судебную. Такой  организационно-правовой подход к структуре  государственной власти наиболее предпочтителен демократическим государствам. Он присутствует в организационно-правовом подходе  как у нас в так и в  ряде других стран, например, в США  и Великобритании. Предполагается, что законодательная власть должна принадлежать избранному народом парламенту, исполнительную власть должен осуществлять президент, а судебная власть должна осуществляться независимыми судами при  участии в них представителей от населения.

А по видам органов законодательной  власти в РФ, можно сделать следующие  выводы. Так Федеральное Собрание - парламент является представительным и законодательным органом на основании ст. 94 Конституции РФ и  состоит из Совета Федерации и  Государственной Думы. Что касается Совета Федерации и Государственной  Думы, то на основании ст. 101 Конституции  РФ вместе они представляют Счётную  палату. В отдельности же Совет  Федерации является верхней палатой, а Государственная Дума нижней палатой  парламента.

О законодательных органах власти субъектов РФ можно сказать, что  они в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные  функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая  бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей.

Итак, теперь можно отметить, что  при выполнении своей работы я  исследовал устройство и работу законодательных  органов власти и управления РФ.

 

Список используемой литературы

 

1.Конституция Российской  федерации.

2.Федеральный закон об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

3. А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л. Указ. соч. С. 155.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник., М., «Юристъ», 2003

4.Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2002. - № 3.

5.электронный ресурс : state.rin.ru

 

 


Информация о работе Законодательная власть Российской Федерации