Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар,холл,вестибюль) залов заседаний законодателтных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно ,и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния
Глава 1 Определение лоббизма
Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар,холл,вестибюль) залов заседаний законодателтных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно ,и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие "лоббизм" содержит в себе для многих негативный смысловой оттенок.1
Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия. 1)Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.
2)Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние ,то это не лоббизм.
3)Лоббирование подразумевает
наличие посредника или
связующего звена между группой граждан страны и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами , стремиться повлиять на правительственного чиновника , не может считаться лоббистом.
4)Всякое лоббирование
неизменно связано с
передачи сообщений , поскольку это единственный путь , по которому можно осуществлять влияние. Таким образом , в широком смысле , лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами , не являющимися гражданами , действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. Хотя большинство лоббистов представляют группы, обладающие особыми интересами, лоббизм лоббизм не может быть отождествлен с деятельностью и поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых ,группы ,преследующие общие интересы ,могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию; некоторые группы, на самом деле, могут и вовсе не участвовать в лоббизме. В-третьих, группы или индивидуумы могут найти способ прямого представительства ,без посредников-ходатаев лоббистов. Лоббирование ,таким образом ,лишь один из процессов или способов представления своих интересов ,которые могут быть использованы группами или индивидуумами.
1.1 Плюсы лоббизма
1. Влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах.2
2. Лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизируется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии, учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоев. Этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества.
3. Лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. «При детальном изучении власти в американском обществе в центре внимания оказывается не большинство, а меньшинство – лобби, группы давления, группы представляющие региональные интересы, руководители корпораций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих парламентские расследования».
4. Лоббизм воплощает собой
принцип свободы социальных
5. Это средство применяется
как своеобразное социально-
6. Он позволяет расширить
информационную
7.Лоббизм можно рассматривать
как инструмент взаимодействия
представительной и
8. Лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих хозяев, как это ни странно на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь, в конце концов, стержень лоббизма - взаимовыгодное сотрудничество.
1.2 Минусы лоббизма
Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблено либо на благо всего общества, либо в узкогрупповых интересах, все зависит от социально-экономической политики и культурного фона, от обстоятельств, которые могут «наделить» лоббизм, как плюсами так и минусами.
Глава 2 Формы и методы лоббирования
На первоначальных
стадиях развития лоббизма в Соединенных
Штатах, некотрые группы пытались получить
преимущество в процессе конкуренции,
засылая своих эмиссаров (лоббистов)
в стан правительства. Лоббирование
на тех стадиях было в большей
степени функцией прямых личных взаимоотношений
между лоббистами и официальными
лицами, принимающими решения. Группы,
обладающе более компетентными
лоббистами, имели больше шансов достичь
своих целей, тогда как группы,
не имеющее данного инструмента,
оказывались в невыгодном положении
и получали заинтересованность в
том, чтобы обзавестись собственными
профессиональными лоббистами. Постепенно
центры государственной власти в
столице и в штатах были заполнены
толпами лоббистов, ищущих возможности
установления личных прямых контактов
с представителями власти. Легкая
возможность для
юристах
, консультантах и т.п., в издании
1989г. мы найдем сведения о
12-ти тысячах лоббистов, а в
издании 1993 - уже о 15-ти).Столкнувшись
с ситуацией когда каналы для
прямых контактов стали
или
иной политики. Организовывались
массированные кампании в
Эта
смена тактики с уклоном на
непрямые методы получила
Современная практика лоббирования в Вашингтоне представляет собой смесь прямых и непрямых методов. Прямые методы, такие как личное изложение точки зрения, предпочитаются большинством лоббистов, но на них не всегда можно положиться: никогда нельзя гарантировать легкий доступ к официальным лицам в нужный момент. Лоббисты обращаются к косвенным методам, когда прямые перестают быть дейтсвенными. Вдобавок лоббисты уделяют массу внимания тому, чтобы их
коммуникационные каналы оставались стабильно открытыми и действенными. Они применяют разнообразные средства, чтобы снискать расположение государственных чиновников, втереться к ним в доверие, чтобы обеспечить быстрый и эффективный канал в необходимый момент. Развлечения, угощение и взяточничество не так широко применяются для этих целей, как принято считать. Они не рассматриваются как услуги или блага многими официальными лицами. А главное - взяточничество
весьма
опасно для карьеры как
2.1 Условия и структуры лоббирования
Необходимо отметить, что специфичность конкретной группы интересов
непосредственно проявляется , во-первых, в том , что именно конкретный
интерес
отличает эту группу от всех остальных
субъектов хозяйственной
Термин"
группа давления" фиксирует внимание
на действии, но вкладывает отрицательный
эмоциональный смысл. На самом деле
в данном случае мы попадаем в сферу
психолого-философских
В число наиболее существенных возможностей входят:
-близость к лицу или организации , принимающей решение (этот
признак обсуждается в прессе чаще всего , основываясь на карьере и
местах работы тех или иных членов правительства, депутатов парламента, работников аппарата правительства или Президента);