Законодательное регулирование лоббизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар,холл,вестибюль) залов заседаний законодателтных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно ,и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния

Файлы: 1 файл

главы по политологии, лоббизм.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Определение лоббизма

 

Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар,холл,вестибюль) залов заседаний законодателтных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно ,и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие "лоббизм" содержит в себе для многих негативный смысловой оттенок.1

Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия. 1)Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.

 2)Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние ,то это не лоббизм.

3)Лоббирование подразумевает  наличие посредника или представителя  как 

связующего звена между  группой граждан страны и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами , стремиться повлиять на правительственного чиновника , не может считаться лоббистом.

4)Всякое лоббирование  неизменно связано с установлением  контактов для 

передачи сообщений , поскольку  это единственный путь , по которому можно осуществлять влияние. Таким образом , в широком смысле , лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами , не являющимися гражданами , действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. Хотя большинство лоббистов представляют группы, обладающие особыми интересами, лоббизм лоббизм не может быть отождествлен с деятельностью и поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых ,группы ,преследующие общие интересы ,могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию; некоторые группы, на самом деле, могут и вовсе не участвовать в лоббизме. В-третьих, группы или индивидуумы могут найти способ прямого представительства ,без посредников-ходатаев лоббистов. Лоббирование ,таким образом ,лишь один из процессов или способов представления своих интересов ,которые могут быть использованы группами или индивидуумами.

 

 

1.1 Плюсы лоббизма

1. Влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах.2

2. Лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизируется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии, учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоев. Этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества.

3. Лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. «При детальном изучении власти в американском обществе в центре внимания оказывается не большинство, а меньшинство – лобби, группы давления, группы представляющие региональные интересы, руководители корпораций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих парламентские расследования».

4. Лоббизм воплощает собой  принцип свободы социальных негосударственных структур. С помощью лоббирования они сами стараются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств подобного решения.

5. Это средство применяется  как своеобразное социально-политическое  стимулирование, направленное на  ускорение претворения в жизнь  тех или иных целей. При таком  подходе лоббизм выступает как  способ активизации каких-либо  процессов и явлений.

6. Он позволяет расширить  информационную организационную  базу принимаемых решений и  гораздо убедительнее обратить  внимание на определенные «кричащие»  проблемы. Лоббисты обеспечивают  органы власти потоком информации  по тому или иному вопросу,  который и выносится на парламентское слушание, «информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне и других уровнях». Через лоббирование интересам различных групп и слоев придается острая злободневность, актуальность, социальная значимость. Властные структуры убеждаются в приоритетном оперативном и полном их удовлетворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.

7.Лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной  властей. Разделение властей не  противопоставляет их друг другу,  оно должно иметь рабочий характер. Поэтому «взаимопомощь министерских  лоббистов и депутатских комитетов – на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни».

8. Лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих хозяев, как это ни странно на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь, в конце концов, стержень лоббизма  - взаимовыгодное сотрудничество.

1.2 Минусы лоббизма

 

  1. Он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство.
  2. Выступает иногда проводником неправильного воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о его преступных видах, которые подтачивают фундамент власти.
  3. Может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма etc, усиливать крайние формы удовлетворения специнститутов. Например, энергичная атака директоров спиртоводочных заводов на российское правительство, в результате которой акциз на алкогольные напитки, лишь с 1994 года возросший на 90%, был снижен до прежнего уровня в 85%.
  4. Таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент  отдельных властных групп.
  5. Мероприятия выступают в определенных условиях в форме проявления  социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, результат лоббизма большого бизнеса несравнимо выше (главным образом,  ввиду финансовых возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, способствовать повышению напряженности.
  6. Зачастую блокируются действительно нужные управленческие решения, возникают препятствия к удовлетворению общественно ценных интересов, способствующие осуществлению интересов чиновничьих.
  7. Иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета, «перетягивание одеяла на себя», на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном  ослаблении другой etc.
  8. Лоббизм может использоваться как инструмент для обогащения отдельных слоёв,  элит, «лоббизм как таковой – существование мощных  групп людей у власти, принимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».

Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблено либо на благо всего общества, либо в узкогрупповых интересах, все зависит от социально-экономической политики и культурного фона, от обстоятельств, которые могут «наделить» лоббизм, как плюсами так и минусами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Формы и методы лоббирования

 

На первоначальных стадиях развития лоббизма в Соединенных  Штатах, некотрые группы пытались получить преимущество в процессе конкуренции, засылая своих эмиссаров (лоббистов) в стан правительства. Лоббирование на тех стадиях было в большей  степени функцией прямых личных взаимоотношений  между лоббистами и официальными лицами, принимающими решения. Группы, обладающе более компетентными  лоббистами, имели больше шансов достичь  своих целей, тогда как группы, не имеющее данного инструмента, оказывались в невыгодном положении  и получали заинтересованность в  том, чтобы обзавестись собственными профессиональными лоббистами. Постепенно центры государственной власти в  столице и в штатах были заполнены  толпами лоббистов, ищущих возможности  установления личных прямых контактов  с представителями власти. Легкая возможность для непосредственного  контакта, характерная для тех  времен, когда лоббистов было мало, перестала существовать (Обратившись  к девятистастраничному ежегодному  справочнику "Вашингтонские представители" ,содержащему информацию о лоббистах ,

  юристах  , консультантах и т.п., в издании  1989г. мы найдем сведения о  12-ти тысячах лоббистов, а в  издании 1993 - уже о 15-ти).Столкнувшись  с ситуацией когда каналы для  прямых контактов стали перегружены,  лоббисты перешли к непрямым  методам коммуникации. Они стали  использовать вторичных посредников,  которые по их мнению, имели  более надежный и частый доступ  к соответствующим лицам - родственников  или друзей официальных деятелей. Кроме того, они стали организовывать  массовые кампании по отправке  писем и телеграмм с расчетом  создать впечатление наличия  широкого общественного мнения  за или против той

  или  иной политики. Организовывались  массированные кампании в средствах  массовой информации с целью  изменить(или поддержать) политические  тенденции.3

 Эта  смена тактики с уклоном на  непрямые методы получила название "лоббироваие на корню"("lobbing at the grass roots"). Однако непрямые, косвенные методы также ограничены в своей эффективности. Кампании "лоббирования на корню", проводимые сильными конкурирующими группами, часто приводили сохранению статус кво. Кампании , организуемые лоббистами, часто легко распознаются официальными лицами, на которых такие кампании нацелены.Успешные публичные кампании требуют весьма далеких обходных путей и аккуратных методов и весьма дороги. В результате трудностей такого рода наметилась тенденция отхода от методики "лоббирования на корню"-маятник качнулся в обратную сторону.

Современная практика лоббирования в Вашингтоне представляет собой смесь прямых и непрямых методов. Прямые методы, такие как личное изложение точки  зрения, предпочитаются большинством лоббистов, но на них не всегда можно  положиться: никогда нельзя гарантировать  легкий доступ к официальным лицам  в нужный момент. Лоббисты обращаются к косвенным методам, когда прямые перестают быть дейтсвенными. Вдобавок лоббисты уделяют массу внимания тому, чтобы их

коммуникационные  каналы оставались стабильно открытыми  и действенными. Они применяют разнообразные средства, чтобы снискать расположение государственных чиновников, втереться к ним в доверие, чтобы обеспечить быстрый и эффективный канал в необходимый момент. Развлечения, угощение и взяточничество не так широко применяются для этих целей, как принято считать. Они не рассматриваются как услуги или блага многими официальными лицами. А главное - взяточничество

весьма  опасно для карьеры как государственных  деятелей, так и для самих лоббистов.

 

2.1 Условия и структуры лоббирования

 

Необходимо  отметить, что специфичность конкретной группы интересов 

непосредственно проявляется , во-первых,  в том , что  именно  конкретный

интерес отличает эту группу от всех остальных  субъектов хозяйственной деятельности, во-вторых тем,  что именно этот интерес  может не вписываться в действующие  нормы , правила или даже законы , в-третьих , тем , что эти  группы должны иметь возможность представить  свои устремления государственным  структурам. Это очень важно при  разработке государственной политики в области экономики. Специфичность  интереса является одним из базовых  признаков группы. Другой признак - возможность реализовать свой интерес  или ,по крайней мере , донести его  до лица или структуры , принимающей  решение.

Термин" группа давления" фиксирует внимание на действии, но вкладывает отрицательный  эмоциональный смысл. На самом деле в данном случае мы попадаем в сферу  психолого-философских обоснований  действий, которые проистекают благодаря  таким качествам,как настойчивость, целеустремленность, активность, и  меру их согласованности с интересами и мнениями других субъектов, действующих  в этом же поле. Вероятность  реализации интереса группы зависит от комплекса  возможностей , которыми эта группа и члены группы обладают.

В число  наиболее существенных возможностей входят:

-близость  к лицу или организации , принимающей  решение (этот

признак  обсуждается в прессе чаще всего , основываясь на карьере и 

местах  работы тех или иных членов правительства, депутатов      парламента, работников аппарата правительства  или Президента);

Информация о работе Законодательное регулирование лоббизма