Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар,холл,вестибюль) залов заседаний законодателтных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно ,и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния
-наличие
средств, достаточных для
- возможность
оказания политического
смысле ( от угроз забастовок до голосов в парламенте);
- возможность
оказания экономического
явном
виде проявляется в отношениях
федеральных и региональных
- информационные возможности ( близость контактов и возможность
оказания влияния на средства массовой информации) с целью формирования общественного мнения.4
В этот перечень
не включена такая возможность
Совпадение интересов отдельных субъектов на том или ином этапе может
способствовать
созданию временных коалиционных групп
, что резко расширяет
Таким образом, группа интереса, действующая как лоббистская структура
в сфере экономики , представляет собой довольно сложное образование ,
включающее:
- предприятие
или , как правило , группу предприятий
, в традиционном понимании (
контактам и выходам на внешние рынки) ;
- информационно-аналитический центр , подготавливающий обоснование,
оформление конкретного интереса , программу действий по его реализации ;
- общественную
организацию придающую
щей
проблемы ; и тем способствующую
вынесению интереса в
- связи
и возможности вынесения
суждение структур , принимающих решение;
- связи
в средствах массовой
- средства,
которые могут быть направлены
на финансирование
Объектом воздействия групп интересов чаще всего являются условия хозяйственной деятельности:
- собственность и право распоряжения ею;
- право
на занятие конкретной
только в компетенцию государства);
- налоги , квоты , лицензии;
- государственный
заказ (в данном случае
гарантированность сбыта , но может быть и цена , хотя в некоторых условиях это не является гарантией финансирования).
Повторим, все перечисленные структурные элементы - предпосылки лоббирования, организация субъекта лоббирования , цели лоббистской деятельности - относятся в первую очередь к группам интереса , организованным на экономической основе, вокруг экономических интересов. Этому есть два объяснения. Во-первых, бывают ситуации, когда в стране финансово-промышленные группы - едва ли не единственные полноценные субъекты лоббирования , удовлетворяющие перечисленным выше условиям. Во-вторых, всегда и везде , даже в странах с богатыми традициями лоббизма цели лоббистской деятельности - по преимуществу экономические. Это, как правило, налоговые льготы или борьба за кусок "бюджетного пирога".Так что в большинстве случаев (хотя определенно не для всех) групповой интерес обнаруживается как экономический интерес. С этой точки зрения, иногда принято рассматривать лоббизм финансово-промышленных групп как наиболее чистый и показательный вариант лоббизма. 5
2.2 Два основных типа представительства интересов
Вариант лоббизма, как он охарактеризован выше, - это практика давления снизу вверх со стороны самоорганизующихся интересов определенных групп населения на государственные органы с целью получения определенных преимуществ, льгот, привилегий для этих групп. При этом
предполагается, что государство суверенно и контролирует распределение ресурсов, статусов, Экономических и социальных льгот. Группы интересов стараются воздействовать на государство, но в конечном счете
принятие решений во многом находится в руках государства.
Но это не единственный способ взаимодействия государства и организованных интересов разных групп населения. Другой способ состоит в том, что государство заключает с какой-то из групп давления или
групп интересов своего рода конвенцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на определенные предоставляемые ей привилегии, ее
лояльность
и гарантию содействия государственным
интересам. Если в первом случае можно
говорить о лоббировании как "давлении"
на государство со стороны групп
итереса, то во втором случае речь идет
о лоббировании как "обмене", или
"контракте". В первом случае это
именуется плюралистическим типом
представительства интересов, во втором
- это корпоратистский тип
Получается,
что главным признаком
свободное
соревнование групп давления в их
воздействии на на государство, тогда
как в корпоратизме налицо род "картельного
соглашения", функциональная дифференциация
и монополия определенных групп
на представительство определенных
интересов.
Можно говорить, таким образом, о
плюралистском лобби и о
Корпоратистское представительство возникает не только в результате "злой воли" правителей. Даже в в современных демократических государствах, во многих секторах деятельности количество абсолютно свободных, действующих на конкурентной осеове групп давления сравнительно невелико. Союзы и объединения , чтобы быть действенными, должны обладать определенной степенью монополии на представительство интересов. Это необходимо с точки зрения эффективности политических решений, ибо государство, формируя политику, неизбежно принимает в расчет не все заинтересованные группы, а лишь те из них, которые располагают соответствующими ресурсами, то есть в состоянии мобилизовать и контролировать значительные группы населения. Таким образом складываются "естественные" монополии представительства реальной практике лоббирования всегда налицо сочетание плюралистических и корпоратистских структур.
Глава 3 Законодательное регулирование лоббизма
Почти каждый, кто серьезно задумывается о лобби, сталкивается с вопросом, как его можно контролировать. Вполне явным является предположение, что если процесс оставить без контроля, то общественное благо может пострадать. Многочисленные злоупотребления имевшие место в прошлом, позволяют сделать вывод о правильности данного предположения. Имеется два общепризнанных стандарта, которые должны быть соблюдены при выработке мер по регулированию лоббизма. Результаты уже принятых мер законодательного или иного характера должны отвечать этим двум требованиям.
Первое
из них - соблюдение того, чтобы никакой
контроль за лобби не противодействовал
реализации конституционного права
подачи петиций. Это право является
столь фундаментальным при
В данной главе мы рассмотрим на примере США систему законодательного контроля за лоббированием.
Правовой контроль за лобби прежде всего сталкивается с проблемой взяточничества и подкупа должностных лиц. Особенно возрастает эта опасность на уровне штатов. Конкуренция за время и внимание чиновников здесь не столь активна как на федеральном уровне, и как следствие прямые методы превалируют над дорогостоящими и менее надежными непрямыми. Прямые же методы делают весьма соблазнительными для чиновников и лоббистов взятки и развлечения.
Надо отметить, что развлечения как форма взятки ценятся в столицах штатов больше, чем в Вашингтоне. Большинство законодателей штатов не имеют особых квартир или домов при правительственном центре, как члены Конгресса. Законодатель штата, живя в отеле, обычно находит перспективу провести вечер за счет лоббиста более привлекательной нежели перегруженный работой и развлечениями член Конгресса. Суммы же денежных взяток могут достигать миллионов долларов. Методом их передачи часто является нигде не зафиксированный перевод денег на тайные счета должностных лиц.
Как полагают в США, развитие современных средств массовой информации и особенно изменения в общественном сознании способствуют уменьшению случаев мошенничества в легислатурах (законодательных собраниях).Безусловно, некоторые законодатели коррумпированы даже в наши времена. Всегда будут способы пользоваться преимуществами государственной должности. Законодатель
может получить гонорар за выступление перед группой особых интересов или получать деньги за консультации. Какое-либо лицо или группа могут просто покупать акции компании, партнером которой является законодатель ,или же заключать сделки с фирмой. Однако ,по словам бывшего сенатора Орегона, он никогда не сталкивался с попытками лоббистов открыто предлагать законодателям деньги или другие "прямые приманки".Так что, сегодня лоббизм уже не означает неприкрытую скупку голосов законодателей, как, скажем ,случалось в XIXв. Джон Монохен ,политический советник губернатора Колорадо Р.Лема еще с тех времен ,когда последний был членом легислатуры ,заметил: "Лоббизм можно сравнить с дыханием. Оно необходимо ,хотя воздух может быть и чистым, и отравленным".
Ответственность за взяточничество, как в процессе лоббирования, так и вне него по американскому законодательству является уголовной и определяется как законами штатов , так и Федеральным Сводом Законов США в 18-м титуле (Гл.11,параграфы 201,203,211).Параграфы 201-й -"взяточничество должностных лиц и свидетелей",203-й -"Вознаграждение членов Конгресса, должностных лиц и других лиц по вопросам, затрагивающими интересы правительства" и 211-й - "Получение или домогание вознаграждения за содействие в получении должности на государственной службе" имеют несколько общих черт. Во-первых, формулировка данных пунктов закона пытается как можно шире охватить суть дела, т.е. не оставить лазейки для любых деяний , имеющих смысл взяточничества. Например в одном из пунктов законодатель так определяет взяточника:"Тот , кто будучи должностным лицом или избранным таковым прямо или косвенно, просит , требует, принимает, получает или соглашается принять какие-либо ценности для себя или другого лица или организации в обмен на согласие совершить какой-либо официальный акт и т.д.(п.201,титул 18). Во-вторых, проводится попытка разграничить ответственность за указанные действия с целью, содержащей преступные интересы (п.201), и с целью, не являющейся противозаконной. Нарпимер, чиновник ,распределяющий государственные кредиты и дотации, долго решавший вопрос о том, какой конкретно фирме отрасли их предоставить, получил взятку от лоббиста фирмы А и отдал предпочтение именно этой фирме - деяния, наказуемые параграфом 203-м 18-го титула. В первом случае закон предусматривает санкции аж до пятнадцати лет тюремного заключения, во втором лишь до двух лет. В-третьих ,в санкциях законодатель пытается заранее уберечься от рецидивов формулировкой:"он (преступник -прим.авт.) также лишается права занимать должности ,связанные с получением доходов, почетом или доверием Соединенных Штатов".