Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар,холл,вестибюль) залов заседаний законодателтных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно ,и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния
Следующим актом, касающимся лоббизма, в американском законодательстве является Закон о Регулировании Лоббизма (1946г.)[Свод Законов США- титул18, гл. 8А].Согласно 267-му параграфу этого закона любое лицо, которое занимается за вознаграждение или по иным причинам деятельностью, имеющей целью воздействовать на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта, должно перед тем ,как оно приступит к каким
либо действиям по осуществлению указанной цели зарегистрироваться у клерка Палаты представителей и секретаря Сената и представить под присягой в письменном виде заявление ,в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица, имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает, сроки найма ,сумма вознаграждения ,сумма и цели выделяемых на расходы средств. Лицо, зарегистрированное таким образом в период между первым и десятым днем каждого квартала календарного года ,представляет ,если его деятельность продолжается, клерку и секретарю под присягой подробный отчет, в котором приводятся: все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале, и лица, которым были произведены эти выплаты <...>,наименования каких-либо документов, периодических изданий , журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно согласно договору о найме должно было препятствовать или оказывать поддержку.(Необходимо заметить ,что
это положение 267-го параграфа не применяется к лицам, которые выступают , отражая собственную позицию. Таким образом,"Закон о Регулировании Лоббизма", в основном вторую часть вышеприведенной формулы, т.е.делает процесс видимым и открытым для членов общества. Как контролируется лоббирование , представляющее иностранные интересы? Согласно закону , только зарегистрированные в министерстве юстиции лоббисты иностранных правительств и иностранных компаний могут заниматься лоббированием или подготовкой общественного мнения. Каждые 6 месяцев они должны сообщать в министерство о доходах , полученных по контракту и в результате своей деятельности.
Особо необходимо рассмотреть вопрос о регулировании лоббизма на уровне штатов. Следует помнить ,что в легислатурах ряда штатов оно существует скорее в теории ,в декларациях законов ,нежели на практике. Во многих штатах лоббистами считаются лишь лица ,получающие вознаграждение за открытое "давление" на Капитолии и исключаются представители партий ,религиозных и благотворительных организаций, местных исполнительных органов власти и т.д.; регулярность ,с которой лоббисты должны регистрироваться (чаще всего в комиссии по этике ,у секретаря или генерального атторнея ,т.е. у генерального прокурора штата),колеблется от ежемесячной до двухгодичной. Нарушения законов о лоббизме ,как правило ,трактуются в качестве незначительных проступков и наказываются штрафом от 100 до 10000долл. А в 7-ми штатах (Арканзас, Джоржия, Луизиана, Мичиган, Монтана , Юта Вайоминг) по существу отсутствуют какие-либо правовые ограничения лоббизма: даже в случае регистрации нет необходимости предъявлять отчеты об израсходованных средствах или другую отчетность. Существует точка зрения ,что лоббизм на уровне штатов должен контролироваться, напротив, сильнее и строже, чем на федеральном уровне , так как лоббисты в легислатурах штатов менее профессиональны ,чем в Вашингтоне. Около половины из них - обычно новички ,тогда как про вашингтонских специалистов говорят ,что они "зубы съели" (аналог нашей поговорки "собаку съели") на этой работе. Поэтому на уровне штатов повышается
вероятность нарушений из-за неопытности.Однако здесь нет места и регуляторам социальной справедливости. Например, в Орегоне за десятилетие число лоббистов удвоилось ,однако, как и в прошлом, преобладали среди них защитники интересов капитала. 66% составляли лоббисты бизнеса; 18,4%- местных органов власти, религиозных групп ,социальных служб и т.п.; 8%- ассоциаций специалистов; 6%- профсоюзов. Подобная ситуация "сверхпредставительства" правящих кругов буржуазии и предпринимателей типична для многих других штатов. По исследованиям политологов ,наиболее преуспевают лоббисты бизнеса в однопартийных и преимущественно в аграрных штатах и тех, которые характеризуются низкими средними доходами населения и относительно слаборазвитой промышленностью ,а также в легислатурах со слабой партийной дисциплиной. Одним из косвенных регуляторов ,управляющих лоббированием ,является формализм. Законодатели ,на которых ,повлияли лоббисты ,по тому или иному вопросу ,обычно не составляют большей части в легислатуре ,поэтому их действия - действия меньшинства. Так ,например ,если они хотят затянуть принятие окончательного решения , требуют проведения голосования по списку или же чтения полного текста протокола дебатов предыдущего дня. Однако самым эффективным орудием меньшинства считают строгое выполнение всех процедур, включая сюда обязательное по регламенту чтение полного текста законопроектов ,несмотря на то ,что он раздается каждому члену палаты. Иногда этот метод обструкции пресекается анегдотическим способом: целая толпа служащих начинает одновременно читать вслух различные части законопроекта. Такой "хор" обычно быстро отбивает охоту затягивать обсуждение.В целом в легислатурах штатов гораздо меньше возможностей для обструкции ,чем ,для сравнения ,в федеральном сенате.
Регламент голосования в законодательных собраниях штатов сложно подвести под общий знаменатель. В трети легислатур необходимо голосование простого большинства присутствующих законодателей ,а в остальных - большинства по списку (так называемое конституционное большинство).Последнее условие позволяет членам легислатур отвергать законопроекты простым отсутствием в палате. Это удобно для политиканов ,которые потом всегда могут сослаться на то, что встречались с избирателями ,не слышали оповещения и т.п.Обычно в легислатурах штатов требуется огромное большинство (до двух третей или трех четвертей всех избранных либо присутствующих членов) для того ,чтобы отклонить вето губернатора, принять чрезвычайный закон или отдельные типы законопроектов об ассигнованиях.
3.1 Контроль за лоббизмом заложенный в систему
Безусловно существуют некоторые взаимосвязи между различными группами участников политического процесса , объединяющие их в одну систему. Ни один человек в этой системе не имеет единоличной власти для принятия решения. Каждое решение требует одобрения многих ответственных за него лиц; кроме того эти лица зависят от разных других участников системы в том , что касается информации , совета , поддержки и т.д. Взаимосвязанность дает участникам политического процесса власть друг над другом и принуждает их реагировать на нужды друг друга. В системе , построенной на взаимосвязанности , цели и правила системы становятся важнее , чем цели и желания любого индивидуума.
Участники
системы поступают безжалостно
с теми , кто нарушает правила
игры, и с теми , кто посягает на
благо других участников. Наказанием
становится изгнание из системы. Поскольку
политическая система это прежде
всего информационная система, наиболее
важными из упомянутых правил игры
касаются именно передачи сообщений .
Ложные, искаженные сообщения не допускаются.
Санкции применить очень
Взаимные обязательства и
Чиновники могут поддерживать свое влияние на лоббистов не только негативными, но и позитивными действиями. Например, это может заключаться в сотрудничестве в их политических кампаниях, в помощи при распространении их взглядов, в рекламе их успехов перед коллегами и возможными клиентами, в передаче им важной информации и т.п. Кроме того официальный деятель может усилить свое влияние на лоббиста, установив с ним дружеские отношения. Лоббист, ставший другом, начинает связывать свои интересы с интересами официального деятеля и с развитием его карьеры. Лоббист может быть при этом более лояльным по отношению к своему другу, чем к организации, которую он представляет. Многие лоббисты признаются, что они находят более трудным лоббировать своих личных друзей, чем просто знакомых.
Взаимозависимость, правила игры, угроза санкций против нарушителей, характерные для вашингтонской политической системы, действуют довольно эффективно, контролируя поведение участников политического процесса. По мнению специалистов, эти факторы играют значительно более важную роль, чем какие-либо законодательные акты в поддержании той относительной чистоты лоббистской деятельности в Вашингтоне, которую мы наблюдаем. Но достаточно ли это? Можно ли быть уверенным, что система будет столь же хорошо функционировать и в дальнейшем? Система может справиться с отдельными нарушениями, но в состоянии ли она противостоять широкому наступлению зла? Если большое количество чиновников и лоббистов тайно договорятся о протаскивании нужных им решений, чтобы круто повернуть власть
против общественных интересов, регуляторы, заложенные в систему, могут отказать. Вероятность такого события чрезвычайно мала, но надо иметь в виду такую возможность. Только постоянная бдительность со стороны граждан и ответственное осуществление права голосования может предотвратить такой исход. Наиболее эффективный контроль за лоббизмом, и, вероятно, все, что действительно нужно - это избрание высококвалифицированных, ответственных политических деятелей и чиновников. Голоса избирателей указывают направление системе и обеспечивают ее честное и справедливое функционирование. Официальные власти имеют столько возможностей для управления деятельностью лоббистов, что они фактически определяют, как эта деятельность будет протекать. Они сами, своим собственным поведением, могут добиваться выполнения определенных правил. Например, они могут четко установить, что они будут получать информацию только от лиц,
пользующихся безупречной репутацией. Они могут ограничиваться лишь
деловыми отношениями с лоббистами, отказываясь от развлечений, услуг
и взяток. Они могут быть устойчивы к упорному давлению, но в то же
время, чувствительны к голосам избирателей. Они могут обеспечить себе независимые источники информации, чтобы не зависеть от информации
и советов лоббистов. Конгресс уменьшает свою зависимость от групп
давления, совершенствуя свои процедуры и обеспечивая услугами вполне
профессиональных экспертов свои подкомитеты и отдельных членов. Уклонения от правильной линии могут быть представлены на обсуждение в Сенате или Конгрессе или подвергнуты расследованию. Избираемые чиновники должны держать под постоянным контролем действия назначаемых; они должны заботиться об отношениях последних с лоббистами. Моральный уровень лоббизма зависит в конечном итоге, от морального уровня официальных деятелей. "Такого рода моральные ограничения действительно определяют характер системы лоббизма. Никакие законы о регистрации, никакие перечисления связей и гонораров в "Congressional Record", никакая система партийной ответственности- сами по себе- не могут решить до конца проблему контроля за политикой давления. В конечном счете, цивилизованная мораль - единственный ключ к выживанию демократии".
Заключение
Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблено либо на благо всего общества, либо в узкогрупповых интересах, все зависит от социально-экономической политики и культурного фона, от обстоятельств, которые могут «наделить» лоббизм, как плюсами так и минусами. В связи с тем, что лоббизм создает широкий «набор» возможных последствий, он нуждается в упорядоченном юридическом оформлении. Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании механизмов трансформации негативного лоббирования в позитивное, сводить к минимуму его вредные результаты и последствия.
Для того чтобы он приносил пользу всему обществу в большей степени, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество. Безусловно, лучше создавать легальные формы лоббирования с тем, чтобы их можно было контролировать. Но абсолютного контроля над данным явлением установить невозможно. Лоббизм многогранен, воплощается зачастую в уникальных формах. В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства, существующих институтов и норм, пытаются найти свои пути в разрешении проблемы упорядочения лоббистской деятельности.