Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:16, курсовая работа
Актуальность темы определяется ролью и значением законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни стран. Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Введение……………………………………………………………………………..3
Законодательный процесс в Российской федерации………………….…….5
1.1. Парламент как высший орган законодательной и представительной власти…………………………………………………………………………………5
1.2. Структура и порядок формирования парламента……………………….…….7
1.3. Внутреннее устройство палат парламента…………………………………..10
2. Законодательный процесс в зарубежных странах…………………………13
2.1. Парламент как носитель верховной законодательной власти.......................13
2.2. Классификация зарубежных парламентов…….……………………………..15
2.3. Порядок формирования парламентов………………………………………...21
2.4. Структура парламентов и организация палат………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………..34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
НОУ ВПО
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
по
Теории государства и права
на тему:
«Законодательный процесс и другие формы работы парламента»
Выполнил: студент заочной формы обучения
Новожилов В.В.
Научный руководитель:
Зав. Кафедрой
Государственно-правовых дисциплин:
г. Ростов-на-Дону
2013г.
План
Введение…………………………………………………………
1.1. Парламент как высший орган
законодательной и представительной власти………………………………………………………………
1.2. Структура и порядок формирования парламента……………………….…….7
1.3. Внутреннее устройство палат парламента…………………………………..10
2. Законодательный процесс в зарубежных странах…………………………13
2.1. Парламент как носитель верховной
законодательной власти.......................
2.2. Классификация зарубежных парламентов…….……………………………..15
2.3. Порядок формирования парламентов………………………………………...
2.4. Структура парламентов
и организация палат……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..34
Введение
Актуальность темы определяется
ролью и значением
По общепринятому мнению
отечественных и зарубежных правоведов,
законодательная деятельность занимает
центральное место среди всех
направлений парламентской
В настоящее время важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.
Необходимо отметить, что в современной юридической науке и практике взгляды на понимание структуры, стадий и задач законодательного процесса в разных странах остаются различными: от узкого, сводящего законодательный процесс к процедуре принятия законов в парламенте, до самого широкого, включающего в это понятие правообразование, разработку законопроектов, прохождение их в законодательном учреждении.
Целью данной работы является исследование особенностей законодательного процесса в Российской Федерации и зарубежных странах.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- изучить парламент как высший орган власти;
- рассмотреть структуру и порядок формирования парламентов в Российской Федерации;
- изучить внутреннее устройство палат парламента;
- рассмотреть классификации зарубежных парламентов;
- изучить структуру и порядок формирования парламентов в зарубежных странах.
Для решения указанных
задач, в работе использовались общенаучные
методы исследования: диалектико-материалистический,
предполагающий объективность и
всесторонность познания исследуемых
явлений; анализ, обобщение, синтез и
логический метод, а также специально-
1.1. Парламент как высший
орган законодательной и
Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, и законов принятия, опубликования и вступления в действие. [1] В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента по созданию законов.
Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации».
В соответствии с концепцией
разделения властей первое место
среди ветвей государственной власти
принадлежит законодательной. Исполнительная
и судебная ветви власти хотя и имеют
свою сферу деятельности, но действуют
от имени и во исполнения закона. Законодательная
власть — это исключительное право и способность
устанавливать наиболее общие правила
поведения, издавать нормативные правовые
акты, имеющие высшую юридическую силу.
Законодательная власть осуществляется,
прежде всего, общегосударственным представительным
органом, а в субъектах федерации, в автономиях
политического характера — также местными
законодательными органами. Общегосударственный
представительный орган может иметь разные
названия (народное, государственное собрание,
конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось
обобщенное название "парламент",
которое используется теперь в некоторых
конституциях. Во всех современных конституциях
парламент определяется как носитель
верховной законодательной власти. Как
институт государственной власти парламент
породил две производных: парламентаризм и парламентское
право, тщательно изучаемые доктриной
права. Под парламентским правом понимают
совокупность правовых норм, регламентирующих
статус, порядок формирования, внутреннюю
организацию и деятельность парламента. Парламентаризмом
Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность. Эти принципы нашли свое отражение и в Конституции РФ. Так, в ст.94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Этой же статьей Конституции Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
В Конституции РФ определена
структура Федерального Собрания как
двухпалатного органа.[2] Анало
Двухпалатная структура
российского парламента принадлежит
к тому типу, который определяется
сравнительной слабостью
Совет Федерации основывается
на равном представительстве субъектов
Федерации, каждый из которых представлен
в палате двумя членами - по одному
от законодательного и исполнительного
органов государственной
Конституция РФ устанавливает численный состав Государственной Думы – 450 депутатов.[5] Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не следует считать слишком длительным. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе политические симпатии и антипатии избирателей. В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - депутаты Государственной
Думы) избираются гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права
при тайном голосовании. Участие
гражданина Российской Федерации в
выборах является свободным и
добровольным. Никто не вправе принуждать
гражданина Российской Федерации к
участию или неучастию в
Процедура законотворчества содержательно и структурно непроста. Это целый комплекс последовательных действий уполномоченных органов, аппаратных структур, отдельных депутатов и государственных служащих по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие законов. Он включает в себя несколько стадий.
СТАДИЯ 1. Поступление законопроекта,
внесенного субъектом права
СТАДИЯ 2. Первичное рассмотрение законопроекта, вносимого в порядке законодательной инициативы, в депутатских объединениях и профильных комитетах.
Информация о работе Законодательный процесс и другие формы работы парламента