Законодательный процесс и другие формы работы парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется ролью и значением законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни стран. Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Законодательный процесс в Российской федерации………………….…….5
1.1. Парламент как высший орган законодательной и представительной власти…………………………………………………………………………………5
1.2. Структура и порядок формирования парламента……………………….…….7
1.3. Внутреннее устройство палат парламента…………………………………..10
2. Законодательный процесс в зарубежных странах…………………………13
2.1. Парламент как носитель верховной законодательной власти.......................13
2.2. Классификация зарубежных парламентов…….……………………………..15
2.3. Порядок формирования парламентов………………………………………...21
2.4. Структура парламентов и организация палат………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Новожилова В..docx

— 69.75 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 

НОУ ВПО

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

по

Теории государства и  права

на тему:

«Законодательный процесс  и другие формы работы парламента»

 

 

Выполнил: студент заочной формы обучения

Новожилов В.В.

 

Научный руководитель:

 

 

Зав. Кафедрой

Государственно-правовых дисциплин:

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013г.

План

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Законодательный процесс в Российской федерации………………….…….5

1.1. Парламент как высший орган законодательной и представительной власти…………………………………………………………………………………5

1.2. Структура и порядок формирования парламента……………………….…….7

1.3. Внутреннее устройство палат парламента…………………………………..10

2. Законодательный процесс в зарубежных странах…………………………13

2.1. Парламент как носитель верховной законодательной власти.......................13

2.2. Классификация зарубежных парламентов…….……………………………..15

2.3. Порядок формирования парламентов………………………………………...21

2.4. Структура парламентов  и организация палат………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы…………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы определяется ролью и значением законодательного процесса в современной государственной  и общественной жизни стран. Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

По общепринятому мнению отечественных и зарубежных правоведов, законодательная деятельность занимает центральное место среди всех направлений парламентской работы, определяет место и характерную  роль парламента в системе разделения властей.

В настоящее время важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной  работы могут негативно сказаться  на всей правовой системе. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.

Необходимо отметить, что в современной юридической науке и практике взгляды на понимание структуры, стадий и задач законодательного процесса в разных странах остаются различными: от узкого, сводящего законодательный процесс к процедуре принятия законов в парламенте, до самого широкого, включающего в это понятие правообразование, разработку законопроектов, прохождение их в законодательном учреждении.

Целью данной работы является исследование особенностей законодательного процесса в Российской Федерации  и зарубежных странах.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие  задачи:

- изучить парламент как высший орган власти;

- рассмотреть структуру и порядок формирования парламентов в Российской Федерации;

- изучить внутреннее устройство палат  парламента;

- рассмотреть  классификации зарубежных парламентов;

- изучить структуру и порядок формирования парламентов в зарубежных странах.

Для решения указанных  задач, в работе использовались общенаучные  методы исследования: диалектико-материалистический, предполагающий объективность и  всесторонность познания исследуемых  явлений; анализ, обобщение, синтез и  логический метод, а также специально-юридические  методы исследования - сравнительно-правовой, формально-юридический и системный. Совокупность этих методов позволила  обеспечить объективное исследование поднятых вопросов.

 

 

  1. Законодательный процесс в Российской федерации

1.1. Парламент как высший  орган законодательной и представительной  власти

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми  актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, и законов  принятия, опубликования и вступления в действие. [1] В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента по созданию законов.

Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.

В соответствии со ст.94 Конституции  Российской Федерации Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 года: «Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации, является законодательным  и исполнительным органом Российской Федерации».

В соответствии с концепцией разделения властей первое место  среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнения закона. Законодательная власть — это исключительное право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу. Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера — также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное, государственное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент", которое используется теперь в некоторых конституциях. Во всех современных конституциях парламент определяется как носитель верховной законодательной власти. Как институт государственной власти парламент породил две производных: парламентаризм и парламентское право, тщательно изучаемые доктриной права. Под парламентским правом понимают совокупность правовых норм, регламентирующих статус, порядок формирования, внутреннюю организацию и деятельность парламента. Парламентаризмом обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место.

Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность. Эти принципы нашли свое отражение и в Конституции РФ. Так, в ст.94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Этой же статьей Конституции Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

 

    1. Структура и порядок формирования парламента

В Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как  двухпалатного органа.[2] Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, двум преимуществам: возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации), либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной палаты. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

Двухпалатная структура  российского парламента принадлежит  к тому типу, который определяется сравнительной слабостью верхней  палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия.[3] Более того, Конституция предусматривает совершено различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода, как своеобразно выразились Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин, тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.[4]

Совет Федерации основывается на равном представительстве субъектов  Федерации, каждый из которых представлен  в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного  органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 83 субъектов, Совет Федерации должен состоять из 166 членов. Именно это общее число  служит основой для определения  долей, необходимых для принятия Советом Федерации решений или  реализации групповых инициатив  его членов. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ.

Конституция РФ устанавливает  численный состав Государственной  Думы – 450 депутатов.[5] Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не следует считать слишком длительным. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе политические симпатии и антипатии избирателей. В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной  Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Участие  гражданина Российской Федерации в  выборах является свободным и  добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к  участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.[6] Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.[7]

Процедура законотворчества содержательно и структурно непроста. Это целый комплекс последовательных действий уполномоченных органов, аппаратных структур, отдельных депутатов и  государственных служащих по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие законов. Он включает в  себя несколько стадий.

СТАДИЯ 1. Поступление законопроекта, внесенного субъектом права законодательной  инициативы, в Государственную Думу.

СТАДИЯ 2. Первичное рассмотрение законопроекта, вносимого в порядке  законодательной инициативы, в депутатских  объединениях и профильных комитетах.

Информация о работе Законодательный процесс и другие формы работы парламента