Законодательный процесс и другие формы работы парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется ролью и значением законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни стран. Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Законодательный процесс в Российской федерации………………….…….5
1.1. Парламент как высший орган законодательной и представительной власти…………………………………………………………………………………5
1.2. Структура и порядок формирования парламента……………………….…….7
1.3. Внутреннее устройство палат парламента…………………………………..10
2. Законодательный процесс в зарубежных странах…………………………13
2.1. Парламент как носитель верховной законодательной власти.......................13
2.2. Классификация зарубежных парламентов…….……………………………..15
2.3. Порядок формирования парламентов………………………………………...21
2.4. Структура парламентов и организация палат………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Новожилова В..docx

— 69.75 Кб (Скачать файл)

Пятый способ формирования верхней палаты, чаще всего, именуется  смешанным способом формирования парламента. Хотя к этому способу можно  отнести и некоторые ранее  названные. Например, формирование Палаты Лордов парламента Великобритании осуществляется несколькими способами. В данном случае имеется в виду, что основная часть палаты избирается, а часть  назначается главой государства  или иным способом эти палаты дополняются.

В каком-то смысле формирование верхней палаты итальянского парламента можно отнести к смешанному способу, потому что, хотя основная часть итальянского Сената избирается, но каждый президент Италии может назначить в Сенат 5 человек за особые заслуги в области науки, искусства, культуры. Кроме того, все бывшие президенты Италии могут там находиться «по праву». Совет Штатов индийского парламента также избирается косвенным способом, но 12 членов Совета Штатов назначается президентом также за особые заслуги в сфере науки, искусства и культуры. [20]

 

    1. Структура парламентов и организация палат

Говоря о структуре  парламента, во-первых, имеют в виду структуру парламента как цельного органа, парламента вообще. В данном случае говорят об однопалатном или  двухпалатном парламенте. Второй подход - это деление палат на определенные структурные части. В этом случае имеются в виду руководящие органы палат, должностные лица, а также  структурные единицы, включая комиссии и комитеты, партийные фракции  и иные вспомогательные органы парламента.

Начнем с палат. Современные  парламенты состоят из одной или  двух палат, хотя истории известны случаи большего числа палат. По конституции  СФРЮ 1963 года (в редакции 1968 года) число  палат равнялось шести. В ЮАР, которая была построена на принципе «апартеида», т.е. на принципе раздельного  существования рас, был трехпалатный парламент, палаты которого формировались по расовому принципу. Первоначально (исторически) парламент был двухпалатным. Британский парламент - родоначальник всех парламентов - был двухпалатным, потому что идея двух палат отражала идею компромисса между двумя ведущими социальными группами: аристократией и третьим сословием - буржуазией. Палата Лордов представляла аристократию, а Палата Общин - класс имущих. Двухпалатная структура в Англии и других странах старой парламентской системы гарантировала от поспешных решений нижней палаты, ограждала аристократию от неожиданностей. По традиции, верхняя палата была более консервативной, защищающей традиции, нижняя - более демократичной и прогрессивной. Они как бы составляли баланс. В США в 1787 году однопалатный конгресс конфедерации был заменен, согласно конституции США, конгрессом двухпалатным. Во Франции в 1795 году после самых острых революционных потрясений также был создан двухпалатный парламент. Преимущество двухпалатности в то время виделось в том, что верхняя палата удерживает нижнюю от непродуманных и излишне жестких решений. При том, что парламент делился и делится на две палаты, и каждая из них имеет свой круг полномочий, свои руководящие органы, и, так сказать, свое лицо, парламент должен быть единым органом, а принимаемые им акты должны отвечать потребностям граждан, и выражать согласованную волю обеих палат.

В двухпалатных парламентах  есть две модели взаимоотношений. Есть двухпалатные парламенты с равным правовым статусом палат, есть также такая  система, когда у палат статус неодинаковый. В США обе палаты Конгресса - Палата представителей и  Сенат - имеют одинаковые права в  законодательной области. Законопроект первоначально может быть внесен в любую палату. Но законопроект, не одобренный одной из палат, не принимается. Иными словами начинается принятие закона в одной из палат, затем  переносится в другую и для  того, чтобы он был принят, нужно  решение обеих палат. Долгое время  принцип равенства палат считался признаком демократии и пропагандировался  после Второй Мировой войны. В  ряде стран он закреплен в конституциях. К примеру, в конституции Италии (1947 г.) говорится о равенстве палат  в законодательной области. Однако практика показала, что равенство  прав палат не всегда дает положительные  результаты. Равенство компетенции  в ряде случаев приводит к исчезновению специфических функций, и палаты могут просто дублировать друг друга. Там, где установлена федеративная форма государственного устройства, практически всегда существует специальная  вторая палата для представительства  субъектов федерации. Такой порядок  в США, Австралии, Австрии, Венесуэле, Индии, Мексике и т.д. В этих странах вторая палата как бы «страхует» субъекты федерации от решений, которые могут быть приняты нижней палатой, образованной по территориальному принципу.

В последние годы стало  меньше критики существования второй палаты, и идею существования второй палаты стали связывать с концепцией органа, который собирает представителей, обладающих особым знанием, особым политическим и профессиональным опытом. Вторые палаты подобного типа представляются в литературе, как полезное дополнение нижней палаты, т.к. вторая палата может исправить ошибку, может затормозить слишком поспешное решение, но вопрос этот слишком неоднозначный, и споры по поводу второй палаты будут идти долго. В любом случае, каждая страна должна решать этот вопрос самостоятельно. [21]

Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие  органы. В странах с двухпалатной системой в каждой палате есть свои руководящие органы. В однопалатных парламентах, конечно, руководящие  органы только в одной палате. Руководство  нижних палат или парламентов, которые  состоят из одной палаты, в большинстве  случаев избираются депутатами (обычно на первой сессии на весь срок полномочий). По традиции, руководителя палаты, чаще всего, называют спикер, иногда - председатель или президент. Кроме спикера или председателя нижней палаты депутаты обычно избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей. Также могут избираться секретари, которые редактируют и подписывают протоколы заседаний, а в некоторых странах (Франции, Италии, Бельгии) еще и квесторы, которые занимаются административно-хозяйственной деятельностью в парламенте. На них возложены заботы о помещениях парламента, других вспомогательных заведений (библиотеки, буфеты, спортивные залы), они занимаются расходами и поддержанием порядка в зале заседания.

Иногда председателя палаты депутаты избирают только на срок сессии. Он является не важным политическим лицом  в государстве, а выполняет служебную  функцию. Таков порядок предусмотрен швейцарской конституцией, согласно которой председателей палат  и заместителей избирают только на время очередной или чрезвычайной сессии. Должность председателя верхней палаты в разных странах занимается по-разному. В некоторых странах он избирается так же, как и председатель нижней палаты. Одинаково избираются руководители палат во Франции, Италии, Японии. В некоторых странах должность руководителя верхней палаты замещается ex oficio («по должности»). Например, в США и некоторых других президентских республиках вице-президент становится руководителем верхней палаты автоматически. В Великобритании Палатой Лордов руководит Лорд-канцлер. Это член кабинета, лицо, назначаемое премьер-министром. В Канаде спикер Сената назначается указом генерал-губернатора по рекомендации премьер-министра. Кстати говоря, весь состав Сената Канады назначается аналогичным образом.

Руководители палаты могут  образовывать коллегиальный орган. Например, в Германии, согласно регламенту Бундестага, президент палаты и два  секретаря во время заседания  Бундестага образуют президиум. В Испании  в каждой палате избирается бюро. Бюро считается коллегиальным руководством палаты и представляет палату во внешних  сношениях. В бюро испанского парламента (Генеральных Кортесов) входят председатель палаты, четыре вице-председателя и  четыре секретаря. Аналогичная система установлена во Франции и Италии. Там также существует бюро в палатах. Бюро нижней палаты французского парламента - Национального собрания - включает председателя, 6 заместителей, трех квесторов и 13 секретарей. Бюро итальянской палаты образовано председателем палаты, четырьмя заместителями, тремя квесторами и восемью секретарями.

Иногда, кроме официальных  руководителей палаты, избирают постоянных заместителей, которые выполняют  функции отсутствующих председателей. Например, вице-президент США редко  присутствует на заседании Сената (эти  случаи предусмотрены обычаем), поэтому  Сенат избирает временного руководителя, который называется президент Сената («pro temporе» - «временный»).

Полномочия председателя палаты либо руководящего органа палаты (бюро, президиума) распространяются практически  на все сферы парламентской деятельности. Председатель представляет парламент  во взаимоотношениях с другими государственными органами и представляет парламент  в международных сношениях. Он обладает дисциплинарной властью; по договоренности со своими заместителями и председателями фракций, он определяет повестку дня  заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством. Естественно, председатель либо его  заместители руководят прениями, дебатами, происходящими в зале заседания, он предоставляет слово депутатам, может прервать выступающего, определяет процедуры обсуждения законопроектов, определяет порядок и вид голосования, подводит итоги голосования и  объявляет их. Председатель (и его  заместители) координирует разные виды деятельности парламента. Председатель парламента и его заместители  руководят и ведают денежными  средствами (парламентским бюджетом). Они назначают служащих и руководят  парламентской полицией.

Значительные права в  процедурной сфере дают возможность  председателю, его заместителям и  другим руководящим органам существенно  влиять на решения парламента, на политику парламента и на законодательную  сферу. В палатах, помимо должностных  лиц, которые избираются из числа  депутатов, имеются постоянные чиновники, назначаемые не из числа депутатов: клерки, их помощники, приставы (полицейские служащие) и капелланы.

Таким образом, мы выяснили, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.

За рубежом парламенты классифицируются по-разному в зависимости от объёма их компетенций и устройства высшей государственной власти.

Современные парламенты состоят из одной или двух палат, которые имеют разные модели взаимоотношений. Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие органы, которые избираются по-разному и имеют различные права. Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество вариантов ее формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента по созданию законов.

Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное, государственное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент", которое используется теперь в некоторых конституциях. Во всех современных конституциях парламент определяется как носитель верховной законодательной власти.

Таким образом, можно сказать, что Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.

Говоря о структуре, современные  парламенты могут быть однопалатными или двухпалатными, хотя истории известны случаи большего числа палат. Российский парламент имеет двухпалатную структуру. В двухпалатных парламентах есть две модели взаимоотношений. Есть двухпалатные парламенты с равным правовым статусом палат, есть также такая система, когда у палат статус неодинаковый.

В России Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания. Совет Федерации основывается на равном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 83 субъектов, Совет Федерации должен состоять из 166 членов. В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ.

Порядок формирования парламента в зарубежных странах зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты. Нижние палаты формируются на началах выборности, причем в абсолютном большинстве случаев это выборы прямые, всеобщие, равные и при тайном голосовании. Когда говорят о народном представительстве, о верховенстве законодательного органа, о народном суверенитете, то речь идет о нижних палатах, поскольку они формируются народом, там заседают представители народа.

Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие  органы. В странах с двухпалатной системой в каждой палате есть свои руководящие органы. В однопалатных парламентах, конечно, руководящие  органы только в одной палате. Руководство  нижних палат или парламентов, которые  состоят из одной палаты, в большинстве  случаев избираются депутатами (обычно на первой сессии на весь срок полномочий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации ".
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
  4. Регламент Совета Федерации, утвержденный Постановлением СФ от 6 февраля 1996г. № 42-СФ.
  5. С.А. Авакьян "Энциклопедический Словарь Конституционного права России".
  6. М.П. Авдеенко, Ю.А. Дмитриев "Основы теории конституционного права"
  7. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск 2005г.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА, 2007.
  10. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.
  11. С.А. Авакьян, "Федеральное Собрание - Парламент России"
  12. "Большой юридический словарь" М., 1999
  13. В.В. Белов, Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск 2005г.
  14. Венгеров А.Б. "Теория государства и права" / М:, Юристъ 1999г.
  15. Гузнов А.Г., Кененов А.А. "Современный законодательный процесс: основные институты и понятия" - Смоленск: Траст-Иком, 1995
  16. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций /авт.- сост. А.В Якушев. - М: ПРИРОР, 2002.с. 247
  17. Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  18. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Проспект, 2007.
  19. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М Энтина. - М.: Норма, 2005.
  20. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. - М.: Изд-во «НОРМА», 2007.
  21. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2002.

Информация о работе Законодательный процесс и другие формы работы парламента