Законодательный процесс в российском парламенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в том, чтобы сформулировать собственное мнение о причинах возникновения государства и права, а также разобраться в сущности современных государств на основе изучения разных точек зрения специалистов.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................ стр.3
Глава I: Характеристика родовой организации и социальной власти первобытного общества.
Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты…………стр.4
Власть и социальные нормы в первобытном обществе …………………………………...стр.4-7

Глава II: Основные теории о происхождении государства и их общая характеристика………………………………………………………………………… стр.8-13

Глава III: Предпосылки и причины происхождения государства. Пути и формы происхождения государства у различных стран и народов.
3.1 Предпосылки и причины происхождения государства………………………………...стр.14-15
3.2 Пути происхождения государства у разных стран и народов………………………….стр.15-17
3.3 Формы возникновения государства………………………………………………………...стр.17

Глава IV: Признаки государства, его отличие от родовой организации первобытного общества.
4.1 Признаки государства……………………………………………………………………стр.18-19
4.2 Отличие государства от родовой организации первобытного общества……………...стр.19-20
Глава V: Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.
5.1 Происхождение и пути формирования права…………………………………………...стр.21-23
5.2 Отличие права от мономорм первобытного общества. ……………………………………стр.24
Заключение....................................................................................................................................стр.25
Список литературы…………………………………………………………………………стр.26

Файлы: 1 файл

Курсовая-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

Государственно образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

«Ленинградский государственный  университет им.А. С. Пушкина»

 

Юридический факультет

Кафедра государственного права

 

Курсовая работа

Законодательный процесс в российском парламенте

 

 

 

Выполнила:

студентки 1 курса 

заочного отделения

юридического факультета

Гудинской О. В.

 

Проверил:

Научный руководитель

кандидат юридических наук, профессор

Мамонов Вадим Васильевич

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление:

Введение........................................................................................................................................ стр.3

Глава I: Характеристика родовой организации и социальной власти первобытного общества.

    1. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты…………стр.4
    2. Власть и социальные нормы в первобытном обществе …………………………………...стр.4-7

 

Глава II: Основные теории о происхождении государства и их общая характеристика…………………………………………………………………………  стр.8-13

 

Глава III: Предпосылки и причины происхождения государства. Пути и формы происхождения государства у различных стран и народов.

3.1 Предпосылки и причины происхождения  государства………………………………...стр.14-15

3.2 Пути происхождения государства у разных стран и народов………………………….стр.15-17

3.3 Формы возникновения государства………………………………………………………...стр.17

 

Глава IV: Признаки государства, его отличие от родовой организации первобытного общества.

4.1 Признаки государства……………………………………………………………………стр.18-19

4.2 Отличие государства  от родовой организации первобытного  общества……………...стр.19-20

Глава V: Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.     

5.1 Происхождение и пути  формирования права…………………………………………...стр.21-23

5.2 Отличие права от  мономорм первобытного общества. ……………………………………стр.24

Заключение....................................................................................................................................стр.25

Список  литературы…………………………………………………………………………стр.26

Введение.

Изучение теорий происхождения  государства и права в науке  и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования. Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право являются стабильным образованием, которое складывалось длительное время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном Изучение теорий происхождения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить развитии. Несколько тысячелетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время

 Цель исследования в том, чтобы сформулировать собственное мнение о причинах возникновения государства и права, а также разобраться в сущности современных государств на основе изучения разных точек зрения специалистов.

Предмет исследования составляют теоретические  и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма  происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы  соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.

Информационной базой курсовой работы являются учебники, учебные  пособия, и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков и юристов. Они выражали различные точки зрения по данной проблематике, которые стали основными в моей работе.

 

Глава I:Характеристика родовой организации и социальной власти первобытного общества.

    1. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты.

Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины.

 

1.2. Власть и социальные нормы  в первобытном обществе

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

Структуру органов власти родовой  организации можно представить  следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель  охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость последних двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Черты власти родовой организации  следующие:

1. Власть носила общественный  характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);

2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;

3. Не существовало особого аппарата  управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);

4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли  ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;

5. Выполнение управленческих функций  не давало никаких привилегий;

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.

В родовой организации, как и  во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой  организации были представлены табу (непререкаемые за-преты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования  социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала  общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали  равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 

4) род выступал органом защиты  всех своих членов, и за убийство  члена общины назначалась кровная месть.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Основные теории о происхождении государства и их общая характеристика.

 

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т. п.

Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения  государства, хотя и преувеличивают, универсализируют эти стороны. Важно, в общей характеристике этих теорий, часть из которых зародилась в глубокой древности или в Средние века, наряду с критическим отношением выделять и то позитивное, что они содержат. Традиционно выделяют следующие теории происхождения государства:

- Психологическая теория

Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867—1931 гг.). Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т. е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

Общество и государство они  рассматривали как сумму психических  взаимодействий людей и их различных  объединений. Человеку присуща психологическая  потребность жить в рамках организованного  сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

В своих работах Л. И. Петражицкий  подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову «внутреннего голоса» совести. Позитивное правовое представление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте. Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную — наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную — наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.

Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте