Законодательный процесс в российском парламенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в том, чтобы сформулировать собственное мнение о причинах возникновения государства и права, а также разобраться в сущности современных государств на основе изучения разных точек зрения специалистов.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................ стр.3
Глава I: Характеристика родовой организации и социальной власти первобытного общества.
Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты…………стр.4
Власть и социальные нормы в первобытном обществе …………………………………...стр.4-7

Глава II: Основные теории о происхождении государства и их общая характеристика………………………………………………………………………… стр.8-13

Глава III: Предпосылки и причины происхождения государства. Пути и формы происхождения государства у различных стран и народов.
3.1 Предпосылки и причины происхождения государства………………………………...стр.14-15
3.2 Пути происхождения государства у разных стран и народов………………………….стр.15-17
3.3 Формы возникновения государства………………………………………………………...стр.17

Глава IV: Признаки государства, его отличие от родовой организации первобытного общества.
4.1 Признаки государства……………………………………………………………………стр.18-19
4.2 Отличие государства от родовой организации первобытного общества……………...стр.19-20
Глава V: Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.
5.1 Происхождение и пути формирования права…………………………………………...стр.21-23
5.2 Отличие права от мономорм первобытного общества. ……………………………………стр.24
Заключение....................................................................................................................................стр.25
Список литературы…………………………………………………………………………стр.26

Файлы: 1 файл

Курсовая-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Формы возникновения государства.

 Что касается форм возникновения государства, то они были выделены в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Выделяют три формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую. Все эти формы относятся к государствам европейского пути развития. Афинское государство является классической формой возникновения государства, т. к. в данном случае государство возникает из расслоения общества и классовых противоречий, без вмешательства каких-либо дополнительных факторов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде процесс формирования государства проходил именно в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества - патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. Германское государство возникло в результате завоевания германскими племенами Римской империи, что породило необходимость создания особого аппарата власти, чтобы удерживать в подчинении завоеванные народы, находящиеся к тому же на гораздо более высокой ступени развития. Можно сказать, что, в отличие от Афинского государства, возникновение государства у римлян и германцев было ускорено: в отношении римлян - внутренними противоречиями, а в отношении германцев - внешними факторами.

 

Глава IV: Признаки государства, его отличие от родовой организации первобытного общества.

 

4.1 Признаки государства.

Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества. К этим признакам можно отнести следующие:

- Наличие аппарата управления (публичная  власть). Он состоит из системы  органов, осуществляющих различные  функции государства. Люди, занятые в них, не производят материальных или духовных благ, но пользуются ими. Они призваны действовать в интересах государства и его народа. В зависимости от формы государства свои должности они получают по наследству, избранию, назначению или замещению.

-Четко определенная территория. Государство осуществляет свою власть на определенной территории, границы которой зафиксированы в правовых документах.

-Постоянное население (территориальные подразделения граждан). На территории государства постоянно проживает определенное количество населения, что достигается не только невозможностью для большинства людей постоянного перемещения в пределах и за пределами территории государства, но и признанием их с рождения, а также в некоторых других случаях, гражданами определенного государства, наделением их состоянием гражданства.

-Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения. При этом население не подчиняется власти других государств, которые обязаны воздержаться от действий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального на то разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях, в решении вопросов международного и мирового значения.

- Собственная правовая система  (связь с правом). Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных источниках, например, в нормативных правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции ( основном законе ) , принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты органы государства принимают на основе и во исполнение конституции.

- Налоги и денежная единица (налоги и сборы). Для содержания государственного аппарата и выполнения своих функций государство закрепляет в законах систему налогов. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета (казны).

- Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющимися его символами, в которых обобщенно отражаются его история, традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируются государством внутри страны и в международных отношениях.

 

4.2 Отличие государства от родовой  организации первобытного общества.

1. В первобытном обществе публичная  власть организационно совпадает с обществом. Например, ее носителями является общее собрание, старейшина (выборная сменяемая должность). Структура органов публичной власти проста, а компетенция - тотальна (решают любые вопросы), государственная власть организационно не совпадает с обществом, отделена от него. Общество делится на управляемых и профессиональных управляющих, функционеров специального, структурно разветвленного аппарата, носителя государственной власти. Структурное разветвление этого аппарата обусловлено разделением управленческого труда, разными функциями, выполняемыми различными государственными органами, предусмотренными их компетенцией.

2. В первобытном обществе основа  действенности публичной власти - сила авторитета, т. е. добровольность  выполнения решений, исходящих, например, от старейшины, обусловливается уважительным отношением к его личности(знаниям, опыту, мудрости). Изначально основа действенности государственной власти - авторитет силы, т. е. решения, исходящие от этой власти, при необходимости могут быть проведены в жизнь принудительно.

3. Первобытное общество в своей  родовой основе объединяло и  делило людей по кровнородственному  признаку; государство объединяет  и делит людей по территориальному  признаку (население страны, провинций,  губерний и т.п.).

4. В первобытном обществе общественные  отношения регулируют обычаи; в  государстве появляются юридические  нормы - общеобязательные правила  поведения, установленные или  санкционированные, а также охраняемые  государством.

5. В первобытном обществе нет  налогообложения; в государстве - устанавливается институт налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V: Происхождение и пути формирования права, его отличие  от мононорм первобытного общества.

5.1 Происхождение и пути формирования  права.

«Ранние государства вели непрерывную борьбу за право, отголоски которой сохранились в отношениях современных государств к правовым системам. Из правовой сферы вытеснялись обычно-правовые нормы, которые считались устаревшими и вредными, усиливался авторитет писаного юридического акта, сужалась юрисдикция племенных, общинных судов в интересах судов государственных и т. п.»7

 «Наука нередко связывает возникновение права, как государства, с появление частной собственности на средства производства, с расколом общества на антагонистические классы и последовавшим в связи с этим разложением первобытного общества.

Ближайшим образом возникновение права на основе общественно-исторических факторов обусловлено тем, что:

А) первобытные обычаи оказались  неприспособленными для регулирования  отношений классового общества, отношений господства и подчинения;

Б) формирующееся государство нуждалось  в необязательном регуляторе, который  смог бы выступить в качестве классовой  силы, средства навязывания классово-господствующей воли всему населению…

 При таком подходе оказывается, что право в своем возникновении и развитии связано с потребностями классового общества.

Главное заключается в том, что общество, важнейшая сторона которого характеризуется расколом на враждующие, антагонистические классы,- новый, более социально развитый и сложный общественный организм. И это общество, совершившее, по терминологии Ф. Энгельса, качественный  скачок от «дикости» и «варварства» к  «цивилизации», объективно ___________________________________________________________________

7 Под общ.ред. Нерсесянца В. С. Проблемы общей теории прав и государства//М.,2010.С125

нуждается в более развитой, качественно  новой системе социального регулирования, такой системе, которая отличалась бы мощной регулятивной силой, обеспечивающей функционирования общества как целого организма, глубокое вторжение в социальные процессы и в то же время - условия для социальной свободы, для развертывания активности участников общественных отношений. А важнейшим, ключевым элементом такой качественно новой регулятивной системы и явилось право…

Среди оснований, вызвавших к жизни  право, наряду и в сочетании с  непосредственно-классовыми отношениями, проявляющимися через государство (политические факторы), необходимо выделить потребности экономических  отношений, складывающихся в условиях частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения. Именно потребность закрепить экономический статус товаровладельцев, необходимость обеспечить для них устойчивые и гарантированные экономические связи, постоянные, прочные и обязательные для всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельности, условия для самостоятельности, активности. Инициативного действования явились исходным источником многих важнейших свойств юридической формы общественного регулирования- общеобязательности, формальной определенности, действия через субъективные права и обязанности и др…И еще один существенный момент, относящийся к возникновению права. Это такое социальное развитие, основанное на только что указанных экономических факторах, которое связано с превращением человека в личность, в относительно самостоятельного индивида с социально обусловленной необходимостью проявления и обеспечения социальной свободы общественных отношений (характер и объем которой имеет исторически конкретную, классовую природу)».8 Потому-то «уже Платон понимал, что закон должен быть односторонним и должен абстрагироваться от индивидуальности». 9

_________________________________________________________________________________

8.  Алексеев С. С. Общая теория права // М.,2009. С. 40-41

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С.197

 Учитывая влияние на возникновение права многообразных факторов, необходимо  вместе с тем подчеркнуть, что непосредственной силой, при помощи которой оно сформировалось и обрело принципиально новые свойства, явилось государство.

В процессе возникновения права  можно выделить три способа (пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:

· Санкционирование обычаев. Государство  санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

· Юридическая (прежде всего судебная) практика. При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обы-чаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

· Прямое нормотворчество государства. Для достижения своих целей, закрепления вы-годных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддержи-ваемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества го-сударства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

 

5.2 Отличие современного права от мононорм первобытного общества.

 В отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется  на всех, находящихся на территории  данно-го государства. 

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются  права и обязанности субъектов.  Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте