Законы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут облачиться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Содержание работы

1. Формы государства……………………………………………………….3
а) Понятие формы государства…………………………………………..3
б) Форма правления………………………………………………………4
в) Формы государственного устройства…………………………………11
г) Политический режим…………………………………………………..14
Практическое задание к теме………………………………………………..17
2. Законы России……………………………………………………………19
а) Понятие закона, его особенности……………………………………..19
б) Порядок принятия федерального закона……………………………..21
в) Виды законов…………………………………………………………..23
Практическое задание к теме……………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

                                                                         

                                                                         

                                                        

 

 

2. Законы Российской  Федерации

а) Понятие  и признаки закона

 

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Из определения закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего  высшей юридической силой, вытекают следующие признаки:

  1. законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
  2. законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
  3. законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам; порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
  4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган. Закон обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
  5. законы представляют ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

С точки зрения юридических  качеств законы обладают высшей юридической силой. Все остальные правовые акты исходят из законов и никогда не противоречат им; в случае расхождения акта с законом действует последний.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия - вот особенности  этой разновидности нормативных актов. Раскрывая порядок принятия законов, можно выделить четыре обязательных стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование).

К законам как к  особым нормативно-правовым актам предъявляются следующие требования:

- законы должны регулировать  действительно конкретные вопросы;

- они должны быть  совершенными по содержанию и  по форме;

- их соблюдение должно  быть непререкаемым.

В юридической литературе выделяются три основные характерные особенности закона.

Во-первых, закон - акт  высших представительных органов Российской Федерации. Законы, принимаемые представителями  всего населения, являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя  основные начала для всей системы законодательством.

Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными наиболее значимыми проблемами, законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

В-третьих, законы - это  акты, принятые в особом порядке  и обладающие высшей юридической властью.

На основании всего  вышеизложенного, необходимо сделать  вывод

о том, что закон - это  произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни.

 

б) Порядок  принятия федерального закона (законодательный  процесс)

         Законодательный процесс – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

        Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

          Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

          Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

         Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее, чем за 14 дней. Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации. Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия, какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование  федерального закона, принятого Государственной  Думой и одобренного Советом  Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

в) Виды законов

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по сроку действия (постоянные законы и временные);

- по характеру (текущие и чрезвычайные);

- по сферам действия (общефедеральные и региональные);

- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

- по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Высшей юридической  силой среди нормативных актов  обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию  государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеральных отношений, основные права, свободы и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую  базу для всего действующего законодательства. Основополагающие положения Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой нормативный акт или его часть признается недействующим.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами, как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенства закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону.

По значимости содержащихся в них норм законы разделяют на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменение и дополнения в Конституцию, и законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно ею. Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании.

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал законов.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

По сферам действия законы подразделяются на:

а) общефедеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

В свою очередь общефедеральные  законы делятся на два вида –  федеральные законы и федеральные  конституционные законы.

Отличие федеральных конституционных законов и федеральных законов:

1. По предмету правового  регулирования:

Федеральные конституционные  закону принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются обыкновенными, т.е. федеральными законами.

2. По порядку принятия:

Федеральные законы принимаются  простым большинством голосов депутатов  Государственной Думы (50% + 1 голос).

Федеральные конституционные  законы принимаются квалифицированным  большинством голосов (2/3 голосов депутатов  Государственной Думы и ¾ голосов членов Совета Федерации).

3. По праву вето  Президента:

Право вето Президента РФ распространяется только на федеральные законы и не распространяется федеральные конституционные законы.

Федеральные законы делятся  на кодифицированные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы.

Кодекс - это закон  интегративного характера, который  содержит внутренне согласованный  комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной  и единообразной правовой регуляции  всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. (Например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

Информация о работе Законы России