Законы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут облачиться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Содержание работы

1. Формы государства……………………………………………………….3
а) Понятие формы государства…………………………………………..3
б) Форма правления………………………………………………………4
в) Формы государственного устройства…………………………………11
г) Политический режим…………………………………………………..14
Практическое задание к теме………………………………………………..17
2. Законы России……………………………………………………………19
а) Понятие закона, его особенности……………………………………..19
б) Порядок принятия федерального закона……………………………..21
в) Виды законов…………………………………………………………..23
Практическое задание к теме……………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для  всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная  власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской  Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

 в) Форма государственного устройства              

         Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

     Форма государственного устройства показывает:

-   из каких  частей состоит внутренняя структура государства;

-   какого  правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

-   в какой  государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

       По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: а) унитарное; б) федеративное; в) конфедеративное; г)  империя.

        Унитарное государство  -  это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

-   унитарное  устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

-   на территории  унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

-   составные  части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

-  унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в  степени и формах контроля центральной  власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным  государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

       Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с  тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория  федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2.  В союзном  государстве верховная, исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных единиц.

5.  При федеральном  государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

-   конфедеративное  устройство не имеет единой  армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

-   сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

-   государства могут  договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Империя – сложное государство, которое состоит из главы государства

(метрополия) и  ее колоний. Примером может быть Древняя Римская империя.

   г)  Формы государственного режима                

Формы государственного режима  -  представляют собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть  политического режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма  -  и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических  форм государственного режима в реальной

действительности  не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

-   определяет  характер государственной власти  -  это соотношение государства и личности;

-   антидемократический  режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

-   ему  свойственно огосударвстление всех  общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

-   личность  в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

-   реально  действует примат государства  над правом, что является следствием произвола, нарушением законности,  ликвидации правовых начал в общественной жизни;

-   всеохватывающая  милитаризация общественной жизни;

-   игнорируют  интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

-   не учитывает особенностей  религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти, которые  реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим  демократической власти выражается в следующем:

-   режим  представляет свободу личности  в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

-   реальная гарантия  прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

-   создает  эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

-   в демократическом  государстве личность защищена  от произвола, беззакония, так как  ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

-   власть  в одинаковой степени обеспечивает  интересы большинства и меньшинства;

-   основным  принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

-   государственный  режим базируется на законах,  которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает  различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

Практическое  задание к теме:

Дайте краткую  характеристику Российского государства:

а) по форме правления

б) по форме государственного правления

в) по форме политического  режима    

        Форма государства – это сложное общественное явление, которое включает в себе три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государства и форму государственного (политического) режима.

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним, являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства. Во-первых, Гос. Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111). Во-вторых, Гос. Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос. Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117). Форма государственного устройства. Статья 1 Конституции РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. Конституция РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой Конституции РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы. В силу изложенного, многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России действует на основе ряда принципов: государственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России. Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократическое государство. В России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические партии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике. Государство — это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.   

Информация о работе Законы России