Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:11, реферат
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут облачиться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
1. Формы государства……………………………………………………….3
а) Понятие формы государства…………………………………………..3
б) Форма правления………………………………………………………4
в) Формы государственного устройства…………………………………11
г) Политический режим…………………………………………………..14
Практическое задание к теме………………………………………………..17
2. Законы России……………………………………………………………19
а) Понятие закона, его особенности……………………………………..19
б) Порядок принятия федерального закона……………………………..21
в) Виды законов…………………………………………………………..23
Практическое задание к теме……………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………………….31
Основную массу федеральных законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные наиболее важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений). К таким законам относятся, например, Закон РФ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. и др.
Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные, согласно ч.4ст.76 Конституции РФ.
б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
Виды и порядок принятия законов субъектов Российской Федерации устанавливается Конституциями (Уставами) субъектов РФ.
Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы.
Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).
Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.
Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат, и т.д.
Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.
Законы по юридической силе подразделяются следующим образом:
1) Конституция
(закон законов) - основополагающий
учредительный политико-
2) федеральные
конституционные законы - принимаются
по вопросам, предусмотренным и
органически связанным с
3) федеральные
законы - это акты текущего
4) законы субъектов
Федерации - издаются их представительными
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
С точки зрения социальной оценки законодательных актов можно условно выделить демократичные (недемократичные), качественные (некачественные), справедливые (несправедливые) и реальные (фиктивные) законы.
Главным критерием демократичности законов служит полнота выражения воли народа, проявляющаяся, в том числе посредством широкого участия населения (общественных организаций) в законотворчестве (как на стадии подготовки законопроектов, так и при их обсуждении и принятии). Законы, которые принимаются без участия населения и вопреки воле народа, являются недемократичными. Среди недемократичных законов следует особо выделить так называемые "конъюнктурные" законы, принятые в конкретной общественно-политической обстановке в стране в интересах отдельных политических сил, финансово-промышленных групп и криминальных структур.
Справедливость
законов проявляется в том, что
они позволяют учитывать
Практическое задание к теме
1. Какой орган
обладает правом издания
а) Правительство РФ
б) Федеральное собрание РФ
в) Президент РФ
2. Назовите стадию правотворческого процесса.
а) Законодательная инициатива
б) Выбор правовой нормы
в) Установление фактических обстоятельств дела
Список используемой литературы
1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998 – 570 с.
2. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2001.
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений – М.:ИКФ Омега; Интерстиль,2006.
4. Конституция РФ. – Москва: 2004 г.