Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать формы и механизмы защиты прав и свобод граждан.
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина
2) изучить классификацию основных прав и свобод человека
3) рассмотреть гарантии прав и свобод человека и гражданина;
4) изучить механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина……..............................................................................................................5
1.1. Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина……….5
1.2. Классификация прав и свобод человека…………………………......8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1.Понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей 14
2.2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина…………..……….16
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
3.1. Современные проблемы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации 20
3.2. Судебный порядок защиты прав и свобод человека и гражданина 25
Заключение………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Эти отступления, как принято писать от «иммунитета верховной власти», желательно более широко, чем сейчас, внедрять в судебную и административную практику нашего государства, переходя постепенно к предоставлению потерпевшему от власти права предъявлять иск непосредственно к должностному лицу, виновному в нанесении ущерба по образцу и подобию других цивилизованных государств.
Коренной проблемой реализации правового статуса личности является поляризация общества, т.е. социальное расслоение, что требует корректирования имущественного положения отдельных слоев населения (военнослужащих, ветеранов, инвалидов и т.д.) в административно-правовом порядке и в зависимости от ситуации. Сегодня экономические реформы идут трудно, падение экономического уровня не остановлено.
Конституция РФ пока не стала на практике законом прямого действия, широко распространен правовой нигилизм среди должностных лиц и населения, как по причине кризиса духовности, так и в силу информированности гражданского общества и местного самоуправления, в частности. Люди не свободны от нужды и страха в силу слабой государственной защищенности, неэффективной работы правоохранительных органов, отсутствия возможности и способности себя защитить.
Появилась множественность правовых статусов и их несогласованность для членов российского общества и его составных частей (субъектов Федерации), которые противоречат друг другу. Известно, что не противопоставление одних прав другим, а их взаимодополнение и переплетение наилучшим образом способствуют интересам реальной демократии. Урегулирование отношений между федерацией и республиками в ее Составе, в первую очередь республикой Чечня, другими субъектами было и остается делом первостепенной важности. «Не менее существенную роль играют поиски путей укрепления межнационального согласия в целом, устранения и предотвращения межэтнических противоречий, несущих опасность вооруженных конфликтов». При этом защита интересов национальных меньшинств выделяется в качестве одной из острых и актуальных проблем современности. Ее решение выдвигает на первый план проблему соотношения национально-территориальной и национально-культурной автономии. Национально-культурная автономия позволяет эффективным образом сохранять и развивать свою этничность путем организации собственных культурных и образовательных центров, обслуживающих национальные традиции и особенности быта.
Нерешенность перечисленных и других проблем приводит к неблагоприятному самочувствию людей в новых условиях российской действительности, социальному дискомфорту и неуверенности в будущем. Та мера правовых возможностей и та мера социальных требований к личности, которые определены действующим законодательством, и, прежде всего Конституцией РФ, должны заставить человека и гражданина быть активным и ответственным в правовой сфере, что будет способствовать более высокой степени обеспечения их правового статуса.
В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».
Значительный объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.
Судебные гарантий являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции).
Суды, рассматривая, уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.
Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов (в частности, заграничного паспорта) и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.
Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, административное приостановление деятельности, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация.
Безусловно, суды и судьи, добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.
Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан[13].
Первым и важнейшим комплексным средством обеспечения и охраны прав гражданина служит в рамках государства разветвленная система правоохранительных органов, включающая в центре и на местах свыше 20 звеньев государственных и общественных органов: система правосудия, прокуратура, органы внутренних дел, включая милицию и внутренние войска, нотариат, адвокатура, многочисленные контрольные и надзорные службы и другие звенья.
В центре внимания практической деятельности правоохранительных органов должен быть человек, гражданин, обеспечена защита его прав и законных интересов. Из всей правоохранительной системы, Конституция выделяет и ставит по справедливости на первое место для защиты прав гражданина систему правосудия. Из пугала, каким суд был для людей в течение многих лет, он должен стать в правовом государстве первым и самым надежным защитником гражданина.
Каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Суды, разрешая административно-правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и интересов граждан, восстанавливают нарушенные права граждан.
Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий штрафов: выясняют, наложен ли штраф правомочным органом или должностным лицом; совершил ли оштрафованный нарушения, за которые законодательством установлена ответственность в виде штрафа и виновен ли он в его совершении; не превышает ли штраф установленный предельный размер; учтены ли при наложении штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного, его имущественное положение, не истекли ли сроки давности для наложения взыскания. Установив, что штраф наложен неправильно, суд выносит определение о его обмене и прекращении производства по делу. Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Большими контрольными полномочиями наделены суды при рассмотрении и разрешении дел о привлечении к административной ответственности за мелкое хулиганство, за злостное неповиновение работникам милиции, а также военнослужащему при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и другие правонарушения. При рассмотрении таких дел, суд оценивает доказательства, выслушивает объяснения лица, совершившего правонарушение, проверяет законность привлечения лица к административной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновности лица, применяет к нарушителю меру взыскания или освобождает невиновного от ответственности.
Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом, при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиями закона.
Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами. Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба.
Работниками прокуратуры рассматривается и разрешается ежегодно около миллиона жалоб и заявлений граждан. Примерно столько же получают правовую помощь от прокуроров на личных приемах. Их количество значительно превышает количество обращающихся в суды.
Во многом это объясняется тем, что прокурорское реагирование на беззакония происходит гораздо быстрее судебного сроки рассмотрения представлений и протестов прокуроров установлены законом достаточно сжатые. Кроме того, прокуратура располагает возможностями добиться ликвидации нарушений закона не только в отношении индивидуального заявителя, но и целых категорий граждан, в частности, путем опротестования незаконных актов исполнительной власти.
Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а, следовательно, и защиты прав и свобод граждан.
В современном обществе закрепляются наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Права человека касаются только взаимоотношений человека и власти и призваны защищать человека от произвола власти. Права и свободы человека относятся к категории прав моральных, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Механизм правовой защиты представляет собой систему закрепленных законом направлений, методов, способов, средств, применяемых субъектами правозащитной деятельности в целях обеспечения конституционных прав и интересов юридических лиц и граждан, оказания им помощи по реализации и восстановлению своего правового статуса. Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.
Юридические права и свободы очень близкие и по существу тождественные понятия. Будучи закреплены в Конституции, они означают меру возможного поведения, т.е. определяют границу, рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Порядок правовой защиты граждан есть совокупность прав и обязанностей правозащитной деятельности, предусмотренных действующим международным и национальным правом, а также совокупность средств, методов и способов их реализации и применения в целях создания гарантий такой защиты, восстановления социальной справедливости и законности.
Главная проблема в современных условиях - это обеспечение реализации (осуществления в жизни) предоставленного личности правового статуса. Отсюда такой существенный ее аспект, как защита и охрана прав человека и гражданина Российской Федерации, тем самым — государство и общество. Дело в том, что человек, совершая противоправные действия, создает ситуацию, при которой государственная власть вынуждена идти на ограничение его основных прав и свобод (например, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, а в предусмотренных законом исключительных случаях — и права на жизнь). В этих и других случаях власть не всегда следует ею же принятым законам, т.е. допускаются нарушения законности. Поэтому правовой статус личности нужно защищать от государственной политической власти, точнее — от государственных служащих органов власти, которые эту законность нарушают. Следовательно, нужна государственная программа обеспечения, укрепления законности в работе органов государства, прежде всего правоохранительных органов и их должностных лиц.
Информация о работе Защита прав и свобод человека и гражданина