Земельные реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цели, задачи и содержание земельной реформы определены земельным законодательством. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Содержание работы

Введение 2
I. Теоретическая часть
1.1. Писцовые межевания и Генеральное межевание...............4
1.2. Реформа1861года...............................................................8
1.3. Столыпинская реформа....................................................11
1.4. Земельные преобразования Октябрьской революции......13
1.5. Земельная реформа в Российской Федерации.................16
II. Практическая часть 21
III. Заключение 26
IV. Используемая литература 28
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.1..doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)


СОГОУ СПО «Ельнинский  сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

по дисциплине “Экономическая оценка земли”

 

тема: “Земельные реформы в России”

 

 

 

 

 

Работу выполнил

студент 3 курса 31 группы

Абуязидов Ислам Ильясович

специальность 0614

Дата:

Оценка: 5

Преподаватель: Прудникова В.С.

 

 

 

 

 

                                              г. Ельня

 

2006 г.

 

ПЛАН

 

Введение                                                                       2

I.    Теоретическая часть

1.1. Писцовые межевания и Генеральное межевание...............4

1.2. Реформа1861года...............................................................8

1.3. Столыпинская реформа....................................................11

1.4. Земельные преобразования Октябрьской революции......13

1.5. Земельная реформа в Российской Федерации.................16

II.   Практическая часть                                               21

III. Заключение                                                                   26

IV. Используемая литература                                   28

     Приложение

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия богата земельными ресурсами. Общая площадь ее территории — 1709 млн. га, в том числе пахотных угодий — 132,3 млн. га, сенокосов и пастбищ — 87,8 млн. га. Это национальное богатство способно обеспечить привольную жизнь и успешное развитие всех народов, проживающих на ней.

Но административно-командные  методы руководства сельским хозяйством, монополия государственной собственности на землю, однообразие форм хозяйствования, отторжение крестьянина от земли привели к острому продовольственному кризису в стране, крупным социально-экономическим издержкам, тяжелым экологическим последствиям. Это отрицательно сказалось на состоянии земель. За последние двадцать лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 8,0 млн. га. В Нечерноземной зоне 6,5 млн. га пашни заросли лесом, кустарником или заболотились. Прогрессируют процессы деградации почв, увеличиваются площади эродированных земель, падает плодородие пашни, уменьшается продуктивность естественных сенокосов и пастбищ. Все эти обстоятельства потребовали коренного преобразования земельных отношений путем проведения земельной реформы.   

Земельная реформа — это совокупность правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих в результате их комплексного осуществления переход к новому земельному строю, соответствующему характеру рыночной экономики.

Земельная реформа  проводится длительный период, затрагивает  интересы практически всех социальных групп населения и требует упорной работы огромного числа специалистов самого различного профиля.

Успешное проведение земельной реформы невозможно без  учета исторического опыта. Земельная  реформа в России проводились  не раз и при этом  одновременно с другими общественными преобразованиями.

Например, писцовые межевания (XVII век) преследовали цель закрепления земель за землевладельцами  и одновременно закрепления земледельцев за землевладельцами. Это был самый длительный реформенный период (XVII — XIX века), закончившийся генеральным и специальным межеванием. Земельная реформа 1861 года была вызвана освобождением крестьян от крепостной зависимости, а основной целью столыпинской реформы было уничтожение остатков феодализма, разрушение общины и утверждение на селе капиталистических отношений.

Коренные изменения  в земельных отношениях произошли после Октябрьской революции. Декретом о земле отменялась помещичья собственность на землю, а Законом о социализации земли отменялась  всякая собственность на землю, воду, леса, земля передавалась в пользование трудового народа. Основные положения этих законов были развиты  и уточнены в Земельном Кодексе РСФСР 1922 года. В нем определялись понятия трудового землепользования, крестьянского двора и регламентировались различные стороны новых земельных отношений.

Цели, задачи и  содержание земельной реформы определены земельным законодательством. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

1.1. ПИСЦОВЫЕ  МЕЖЕВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОЕ    МЕЖЕВАНИЕ

ПИСЦОВЫЕ  МЕЖЕВАНИЯ

Писцовые межевания  можно считать первой земельной  реформой, связанной со становлением Российского государства, начавшего свое развитие с Московского княжества. Княжество еще не государство, оно сохраняет традиции родового быта, при котором правит старший в роду (великий князь), опираясь на свою военную дружину. Господствующей формой землевладения является вотчина (происходит от слова «отчина», т.е. отцовская собственность), которую можно было передавать по наследству, менять, продавать. Вотчинами владеют князья, бояре, члены дружин, монастыри, высшее духовенство.

Переход от родового быта к государственному сопровождается сменой понятия «родич» на «подданного». Великий князь Иван IV становится царем. Изменяется военный строй. Дружина превращается в регулярную армию. Ратные люди жили в своих вотчинах и призывались только на войну. Новые служивые люди уже не могли оставаться в своих поместьях, понадобились постоянные работники из холопов и смердов.

Обширность  и малонаселенность областей России вызывали постоянное стремление населить их. Князья давали своим подданным большие земельные участки и льготы тем из них, кто привлекал на эти участки население из чужих областей. Происходило переманивание крестьян с одних земель на другие.

Земля и земельные  отношения становятся основой феодальной системы. Великий князь, в последующем царь, был самым богатым человеком. Ему принадлежали земли, а земля земледельческого государства, при неразвитости торговли и промышленности, составляет единственное богатство. Оно дает возможность правителю утвердить свое могущество путем раздачи поместий — земель во временное владение за службу. В последующем поместья также становятся вотчинами. Несмотря на обширность территории, уже трудно было найти поместья в населенных и хорошо защищенных от внешних врагов местах. Из-за земли и из-за прикрепленных к ней крестьян между вотчинниками и новопоместными людьми стали происходить междоусобицы, потому что для землевладельца земля не имела значения без крестьянина, который бы ее обрабатывал. Появилась необходимость в окончательном постоянном прикреплении к ней и, следовательно, к ее владельцу крестьян-крепостных. Средством проведения такой реформы послужили писцовые межевания.

Историки часто  называют их писцовыми описаниями, но первое название более полно отражает сущность проводимых работ, которые включали не только описание, но и обозначение на местности границ владений межевыми знаками. Писцовые межевания осуществлялись особыми комиссиями. Этих комиссии должны были производить записи в границах уездов, волостей и станов о землях поместных и вотчинных, землях сел и деревень, по видам землевладений, перечислить в каждом селе количество дворов, поименно людей в них, за кем они закреплены, отдельно дворы заброшенные, сроки и причины заброшенности.

За сокрытие от писцов используемых земель в пользу царя изымались поместье и доход в двойном размере.

Из наказа видно, что его авторы стремились к системному подходу. В нем можно увидеть: учетно-статистические, правовые, кадастровые, межевые задачи.

Сводными документами  писцовых межеваний были писцовые и межевые книги. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город, уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня. В писцовых книгах описаны пахотные земли, сенокосные угодья и лесные участки. Каждая писцовая книга заканчивалась сводными итогами.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ

Генеральное межевание  можно считать логическим завершением писцовых межеваний. В XVIII веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялись как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Генеральное межевание было начато с обнародования Манифеста о генеральном размежевании земель всей Империи от 19 сентября 1765 года. К Манифесту прилагались Генеральные правила, данные межевой комиссии для составления по ней межевой инструкции и Инструкция землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию.

В инструкции землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию были изложены цели и правила проведения размежевания, а именно:

    • развести всех владельцев в спорах по их земляному владению;
    • государственному и экономическому правлению получить обстоятельные сведение, и планы всем состоящим в Империи земляным дачам и урочищам;
    • при генеральном размежевании на каждом участке должно было быть по два землемера, один из которых состоял в подчинении старшего;
    • межевание они должны были проводить таким образом,  чтобы один обходил по окружной меже, а другой снимать внутреннюю ситуацию;
    • каждые два землемера при отправлении от Межевой канцелярии или Конторы снабжались Инструкцией землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию, сведениями о тех землях, которые из-за споров следует межевать по-новому и т.д.

Генеральное межевание  проводилось со второй половины XVIII века по первую половину XIX века. Им было охвачено 35 губерний России, в которых насчитывалось 188264 владений площадью всех земель 300,8 млн. га.

Из результатов генерального межевания было видно, что часть землевладений из-за чересполосного расположения или по другим причинам практически не была удостоверена государственными документами. Возникло название: «специальное полюбовное межевание».

8 января 1836 года Государственным Советом было принято постановление «О предуготовительных мерах к специальному размежеванию земель». Специально созданной комиссией в 34 губерниях было обнаружено 78780 общих и чересполосных владений с общей площадью 65,3 млн. га.

В 1799 году для подготовки высококвалифицированных кадров в Москве была основана землемерная школа при межевой Канцелярии. С 1819 году она становится Константиновским землемерным училищем, а с 1835 года — Межевым институтом, на основе которого позднее были образованы Московский институт инженеров землеустройства и Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии, преобразованные в настоящее время в государственные университеты.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. РЕФОРМА  1861 ГОДА

Проведение  этой реформы было вызвано многими обстоятельствами. С одной стороны, крепостнические отношения затруднили развитие производительных сил не только сельского хозяйства, но и промышленности. Это понимала русская общественность, включая высшие сферы управления. С другой стороны, поражение в Крымской войне вызвало нарастание крестьянского движения. 30 марта 1856 года Александр II сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу.

19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

В Положениях было указано следующее:

1. Крепостное  право на крестьян, водворенных  в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с ним изданных, Положениях и Правилах;

2. Крестьянам  и дворовым людям, вышедшим  из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу;

3. Помещики, сохраняя право собственности, на все принадлежащие им земли, предоставляют в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях указанных в Местных Положениях;

         4.Крестьяне, за отведенный надел,  обязаны отдавать, в пользу помещиков повинности: работой или деньгами;

5. Наделение  крестьян землей и другими  угодьями осуществляется преимущественно  по добровольному между помещиками  и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

    • размер надела, предоставляемого крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта должен был быть не менее размера, определенного в Местных Положениях;
    • повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работой, определяются не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (продлять такие договоры в случае желания обеих сторон не запрещается, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
    • заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не должны противоречить общим гражданским законам и ограничивать личных и имущественных прав;

         6. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность свою усадебную оседлость, путем внесения определенной выкупной суммы;

Информация о работе Земельные реформы в России