Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 07:57, курсовая работа
Цели, задачи и содержание земельной реформы определены земельным законодательством. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Введение 2
I. Теоретическая часть
1.1. Писцовые межевания и Генеральное межевание...............4
1.2. Реформа1861года...............................................................8
1.3. Столыпинская реформа....................................................11
1.4. Земельные преобразования Октябрьской революции......13
1.5. Земельная реформа в Российской Федерации.................16
II. Практическая часть 21
III. Заключение 26
IV. Используемая литература 28
Приложение
7. Независимо от способа, указанного в предшествующей статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращаются, если крестьяне добровольно откажутся от пользования предоставленным им наделом, и если крестьяне перейдут в другие сословия;
8. Крестьяне
не могут быть подвергнуты
никакому наказанию иначе, как
по судебному приговору или
по законному распоряжению
9. Крестьяне,
вышедшие из крепостной
10. Крестьяне,
вышедшие из крепостной
11. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях. На этом основании, для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, не требуется позволения помещиков.
Согласно «Положениям» крепостное право отменялось навсегда, а крестьянам предоставлялись права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброки, не имели права отказываться от нее в течение 9 лет.
Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Менялась его экономическая природа: втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным. Одновременно ускоренными темпами развивалось земледелие. Площадь пашни расширилась с 88,8 млн. десятин до 117,2 млн. десятин. Урожайность хлебов возросла с 29 пудов с десятины в 1861 — 1870 гг. до 39 пудов в 1890-1891 гг.
В 60-е годы в России возникло кооперативное движение. Кооперативы создавались в виде производственных артелей, потребительских обществ, ссудно-сберегательных товариществ и т.п. организаций. В начале 1901 года в России было 1625 кооперативов.
1.3. СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА
Реформа вошла в историю под именем ее автора и организатора — П.А. Столыпина, крупного политического и государственного деятеля России, занимавшего пост председателя Совета Министров в течение пяти лет (1906—1911 гг.).
Начало реформы относят к выходу Указа императора Николая II — 6 ноября 1906 г. Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян. Это можно видеть из следующих данных: с 1908 по 1915 год число хозяев, продавших надельные земли, составило 1201269, ими продано земли 3953532 дес. на сумму 444,7 млн. руб.; покупателей же оказалось значительно меньше — 815309. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли было отменено с января 1907 г.
Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено в первую очередь на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. К началу 1916 года в 47 губерниях Европейской части России было образовано 1,7 млн. хуторов и отрубов. В осуществлении реформы значительной была роль Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам.
В годы реформы расширились масштабы крестьянских переселений. До неё в 1899 году число переселившихся крестьянских семей составило 28783, а в 1902 году – 105008. Правительство активно содействовало переселению деревенской бедноты из перенаселенных центральных губерний России на окраины, особенно в Сибирь.
Наряду с разверстанием земель и образованием нового землепользования, законодательством предусматривалось его упорядочивание, совершенствование.
На 1 мая 1915 г. были закончены землеустроительные работы, охватившие около 2,5 млн. крестьянских дворов, в том числе 1,26 млн. единоличных, на общей площади более 21 млн. десятин (в 47 губерниях Европейской России). При землеустройстве решались вопросы оказания населению денежной помощи. С 1907 по 1914 год включительно было выдано почти 300000 ссуд домохозяевам на сумму более 30 млн. рублей.
1.4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ
Наиболее важными законодательными актами в области аграрной политики новой власти в лице Советов являются Декрет о земле Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и Закон о социализации земли, принятый 27 января 1918 г.
Законом о социализации земли определялось, что всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы отменяется навсегда, а земля без всякого выкупа переходила в пользование всего трудового народа. Распределение земли должно было производиться на уравнительно трудовых началах так, чтобы потребительско-трудовая норма была бы посильна для каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существования семье земледельца. Объявлялась государственная монополия на торговлю хлебом, сельскохозяйственными машинами и семенами. Закон о социализации земли устанавливал следующие виды сельскохозяйственного землепользования (в последовательности их приоритетности):
1) совхозы;
2) сельскохозяйственные коммуны;
3) сельскохозяйственные
4) сельские общества;
5) отдельные лица и семьи.
Декрет о земле был принят Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 8 ноября 1917 г. Из его содержания следовало, что помещичья собственность на землю должна отменится немедленно без всякого выкупа. Порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Помещичьи имения, так же как и все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Для руководства по осуществлению земельных преобразований впредь до окончательного их решения Учредительным собранием повсюду должен действовать крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. В нем было сказано, что самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таким:
1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может ни продаваться, ни покупаться, ни сдаваться в аренду либо в залог и ни каким-либо другим способом отчуждаться.
Вся земля: государственная, удельная, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль, леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства.
3. Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин в зависимости. Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев (размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком).
4. Конские
заводы, казенные и частные племенные
скотоводства и птицеводства
и прочее конфискуются, обращаются
во всенародное достояние и
переходят либо в
5. Весь
хозяйственный инвентарь
конфискованных земель, живой и
мертвый, переходит в
6. Право пользования
землею получают все граждане
(без различия пола) Российского
государства, желающие
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7. Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.
При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.
Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и, в конце, по жребию или по соглашению.
1.5. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель земельной реформы - перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории Российской Федерации. В ходе реформы осуществлялось наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю.
Земельная реформа
проводилась поэтапно. На первом ее
этапе осуществлялось закрепление
земель в федеративную собственность
и собственность субъектов
На втором этапе осуществлялась передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.
В результате осуществления
Программы должны были быть созданы
условия для равноправного
Проведение земельной реформы должно было преобразовать земельные отношения внутри хозяйств, повысить продуктивность земли.
Были приняты
Лесной Кодекс Российской Федерации, Водный
Кодекс Российской Федерации, Федеральный
Закон «Об охране окружающей среды»,
Федеральный Закон «Об экологич
Так же 28 сентября
2001 года Государственной Думой
Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
В Земельном
кодексе говорится о
Согласно ст. 15 Земельный Кодекс Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.