Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Земская и городская реформы в России во второй половине 19 века» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Земская и городская реформы в России во второй половине 19 века» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тема-тики данного исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки и основные положения Земской реформы в России 5
1.1 Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века 5
1.2 Основные положения и особенности реформы 12
2 Земская реформа как предпосылка Городской Реформы в России 1870г 25
3 Городская реформа в России во второй половине 19 в 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладал принцип бюрократизма и централизма, не учитывающий нужд местного населения.
Проведение крестьянской
реформы потребовало
Данная земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы.
В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений – волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством. Не решившись сделать земства исключительно дворянским учреждением, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.
Еще хотелось бы отметить, что Городская
реформа 1870 года годов – крупное явление
в истории России. Она внесла определенные
изменения в систему государственного
управления России, что позволило на время
стабилизировать обстановку в стране.
Новые,
современные органы самоуправления способствовали
росту производительных сил страны, развитию
гражданского самосознания населения,
распространению просвещения, улучшению
качества жизни. В связи с принятием этой
реформы Россия подключалась к общеевропейскому
процессу создания передовых, цивилизованных
форм государственности, основанных на
самодеятельности населения и его волеизъявлении.
Но это были только первые шаги. В местном
управлении были сильны пережитки крепостничества,
оставались нетронутыми многие дворянские
привилегии. Реформа 1870 года не коснулась
верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие
и полицейский строй, унаследованные от
прошлых эпох. Россия по-прежнему оставалась
самодержавно-монархической, что все больше
становилось анахронизмом в условиях
пореформенной действительности.
Еще при императоре Николае I (в 1846 г.) для Петербурга было выработано Городовое положение, по которому восстанавливалась общая городская дума и вместо шести разрядов городского населения, установленных Жалованной грамотой городам, закреплялось пять городских сословий: потомственные дворяне, личные дворяне и разночинцы (главным образом, чиновники), купцы, мещане и цеховые ремесленники. Эти сословия выбирали всесословную Думу численностью в несколько сотен человек.
Общая дума выбирала распорядительную (исполнительную) думу. Городской голова избирался представителями всех сословий. В конце 50-х гг. численность общей думы была уменьшена вдвое, был установлен двухступенчатый порядок выборов (вместо прямого) при посредстве особых собраний выборщиков, составленных сословными куриями
В 1863 г. Петербургское Городовое положение было распространено на Москву и Одессу. И уже в 1862 г. началась выработка нового городового положения для всех городов России. В выработке проекта участвовали представители общественности, сводный проект был готов уже в 1864 г. и весной 1866 г. внесен в Государственный совет. Начало политической реакции (после покушения Каракозова на государя) отодвинуло его обсуждение до 1868 г.
В проект были включены элементы прусской классовой системы, по которой все плательщики налога делились на три класса, из которых каждый составлял особую курию. Каждая курия формировалась в соответствии с размером уплачиваемых избирателями податей и налогов; первая курия состояла всего из нескольких десятков лиц, уплачивающих 1/3 городских налогов, вторая — из нескольких сотен, третья — из тысяч налогоплательщиков. Тем самым, всесословный принцип участия населения в выборах был существенно искажен. Думы подчинялись не местной администрации, а непосредственно Сенату. Губернатором принадлежал лишь контроль за законностью их деятельности. Однако недостаточная финансовая база городских органов самоуправления ставила их в зависимость от государственных административных и финансовых органов. Полиция также фактически не подчинялась местному самоуправлению, городской голова (бывший председателем и думы, и управы) находился под контролем правительственных органов.
16 июля 1870 г. было утверждено
Городовое положение,
Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: в выборах участвовали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.
Дума и управа избирались на четыре года, половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор. Устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания, допускавшихся в состав управы, — оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.
Надзор за деятельностью
городских дум и управ
В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установлении правил о заведовании городскими имуществами, о приобретении городской недвижимости, о займах.
В пользу города дума могла устанавливать следующие сборы: с недвижимости (оценочный сбор), с документов на право торговли и промышленности, трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, извозного промысла, частных лошадей и экипажей, квартир и жилых помещений, собак, аукционов.
Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор. Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I Научная литература:
1. Абрамов В.Ф. Российское
земство: экономика, финансы,
2. Буржуазные реформы в России второй половины XIX в. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1988.
3. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: учебное пособие. – М., Инфра-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997.
4. Великие реформы в России. 1856-1874/ Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М., Изд-во МГУ, 1992.
5. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., Изд-во МГУ, 1957.
1 Буржуазные реформы в России второй половины XIX в. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1988.
2 Великие реформы в России. 1856-1874/ Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М., Изд-во МГУ, 1992.
3 Великие реформы в России. 1856-1874/ Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М., Изд-во МГУ, 1992.
4 Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., Изд-во МГУ, 1957. с. 28.
5 В. И. Лeнин. Соч., т. 5, стр. 32.
6 История государства и права России. / Под ред. проф. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2001. – С. 200 – 203.
7 Федоров В.А. Внутренняя политика российского самодержавия во вто-рой половине XIX века. – М.: Манускрипт, 1993. – С. 67 – 72.
8 Городовое Положение (16/28 июня 1870 года) // Реформы Александра II. -= М.: Юридическая литература, 1998. – С. 232 – 262.
9 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М.: Просвещение, 1993. – С. 250 – 257.
Информация о работе Земская и Городская реформы в России во второй половине 19 века