Значение законности и правопорядка в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 01:26, реферат

Описание работы

Государственное и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет свои особенности.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

1.Значение законности  и правопорядка в современном  обществе.

Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом  правового регулирования и в  этом смысле производна от права.

Однако законность - явление  исторически развивающееся: она  развивалась вместе с правом и  обществом и в своем развернутом  виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда  произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой  свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный  принцип, как режим жизни демократического общества.

В таком качестве уже законность определяет содержание конкретных правовых систем, ее действие связывается лишь с правовыми законами и она  становится правозаконностью. Связи  законности с демократией и правовым законом настолько тесны и  неразрывны, что некоторые авторы даже считают, что законность возникла именно в этот период, а не вместе с правом. 
   Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы. Некоторые авторы полагают, что законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка.

Эта точка зрения имеет  под собой достаточно серьезную  основу. Действительно, законность не следует смешивать с общеобязательностью  права, и смысл ее существования  связан, в первую очередь, именно с  законами и с публично-правовой сферой отношений в обществе. Самой законности дают определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения  права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном  нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выглядит нарушением законности принятие ведомственных  актов, противоречащих конституционным  положениям, нормам закона. 
   Другие считают, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частноправовую) и на все нормативно-правовые акты. Это представляет другую точку зрения на законность и сферы ее действия, наиболее распространенную.

С позиций такого подхода  законность определяется как “правовой  режим общественной жизни, заключающийся  в неуклонном соблюдении юридических  норм всеми ее праводееспособными участниками”. 
  

В качестве принципов законности выделяют следующие: 
   1) всеобщность ее требований; 
   2) верховенство Конституции, закона; 
   3) единство (единообразие) законности; 
   4) гарантированность основных прав и свобод граждан; 
   5) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 
   6) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления; 
   7) презумпция невиновности; 
   8) связь законности и культуры и др. 
  

Гарантии законности - это  средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных  актов, беспрепятственное осуществление  прав граждан и интересов общества и государства. 
   Виды гарантий законности: 
   1) социально-экономические - степень экономического развития общества, уровень благосостояния, экономическая свобода и т.п.; 
   2) политические - разделение властей, степень демократизма политической системы и конституционного строя, плюрализм и т.д.; 
   3) организационные - эффективная деятельность контролирующих и надзорных органов; 
   4) общественные - комплекс общественных средств, механизмов и иных мер, применяемых в борьбе с нарушениями закона; 
   5) идеологические - степень развития правосознания, уровень нравственного, правового воспитания и т.д.; 
   6) юридические - способы и средства, установленные в законе с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований (нормативное установление специальных принципов, например, презумпции невиновности, институты возбуждения уголовного дела, процедуры рассмотрения юридических дел и т.д.). 
  

Конституционная законность есть реально действующая система  конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции и  предполагает: 
   а) правовой характер самой Конституции как Основного Закона государства; 
   б) верховенство Конституции в правовой системе; 
   в) верховенство Конституции на всей территории государства. 
   В Российской Федерации создан Конституционный Суд как высший судебный орган по защите ее конституционного строя. Конституционное правосудие призвано обеспечить суверенитет России, основные права и свободы человека, верховенство Конституции России, ее непосредственное действие на всей территории Российской Федерации,

соответствие положений  законодательства и практики их применения Основному Закону страны. 
  

 Правопорядок является  реальным итогом, результатом действия  законности как конституционного  принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся  систему правовых отношений общества  и правомерное поведение, в  том числе акты правомерного  поведения в рамках общей правовой  структуры, установленной нормами  о правосубъектности (в рамках  общего правового положения субъектов). Правопорядок существует в результате  того, что участники юридически  регулируемых общественных отношений  реализуют свои субъективные  права и обязанности, следуют  режиму законности. Другими словами,  правопорядок складывается в  результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм  права. 
   Особенности правопорядка:

1) запланирован в нормах  права; 

2) возникает в результате  реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для  организованности общественных  отношений, делает жизнь человека  определенней, устойчивей, стабильней  в правом пространстве.

Следует различать понятия  “правопорядок” и “общественный  порядок”. Второе понятие более  широкое, включает первое понятие как  ядро. 
   Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как “определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие”.

Законность, правопорядок и  демократия соотносятся следующим  образом:

1) с одной стороны, подлинная  демократия невозможна без законности  и правопорядка;

2) с другой стороны,  законность и правопорядок не  будут социально значимы и  ценны (т.е. не будут приносить  людям пользы) без демократических  механизмов, институтов норм, с помощью  которых можно легитимно изменять  нормативную базу законности  и правопорядка. 
   Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание закона, контроль общественности за реализацией законов и т.п.

В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии. 
   Дисциплина - это определенные требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Это понятие, связанное, прежде всего с деятельностью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и коллективам и, во-вторых, социальная оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, внутренней культуры.

Это необходимое средство против дезорганизации в различных  сферах. 
   Можно выделить следующие виды дисциплины: 
   1) государственная, связанная с выполнением требований к государственной службе и служащим; 
   2) трудовая, связанная с трудовой деятельностью субъектов; 
   3) воинская - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами; 
   4) договорная - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в различных договорах; 
   5) финансовая - соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний; 
   6) технологическая - соблюдение субъектами в процессе производства различных технических и технологических предписаний и т.д. 
   Законность более узкое понятие, чем дисциплина, т.к. первое означает только соблюдение правовых норм, а второе - соблюдение всех социальных норм, включая, правовые, моральные и т.п. Результатом законности выступает правопорядок, а результатом дисциплины - порядок общественный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и  принципы государственного управления. Органы государственного и муниципального  управления.

1.   Управление: государственное и муниципальное

Сегодня наша страна переживает период реформ политической системы, которые  требуют нового подхода к государственному и муниципальному управлению и, конечно, подготовки высококвалифицированных  специалистов в этой области.

Что же такое современное  государственное и муниципальное  управление? С одной стороны, это  управление социальное, т.е. целенаправленное, организующее воздействие на коллективы людей для обеспечения материальных и духовных условий их жизнедеятельности. С другой - процесс эффективного управления включает четыре основных стадии, на которых реализуются следующие  функции:

планирование – определение  параметров оптимального функционирования и развития управляемого объекта  и разработка модели его будущего состояния;

организация – изменение  организации управляемого объекта  путем его перевода в новое, запланированное  состояние;

контроль и учет - сравнение  состояния управляемого объекта  с найденным оптимальным;

регулирование и координирование  – ликвидация рассогласования нового состояния объекта управления с  заданным.

Организационная структура  муниципального управления – это  состав, взаимосвязи и соподчиненность  совокупности структурных подразделений  местных органов, выполняющих различные  функции по управлению муниципальным  образованием.

Традиционно выделяют три  основные схемы построения структур управления: линейную, функциональную, программно-целевую, и две смешанные: линейно-функциональную и матричную.

Управление является также  особым видом связей в системе  субъект — объект. Это — активная и организующая деятельность. Она  может осуществляться лишь должным  субъектом. Не всякий человек способен быть лидером политической партии или  руководить предприятием, райвоенкому  бесполезно поручать управление городским  транспортом. Для управления следует  выбирать должный объект. Не все  явления, события или состояния  могут быть предметом управления людей (например, глобальные проблемы погоды, землетрясения или космос). Применять управленческие меры к  недолжному объекту бесполезно.

При управлении необходимо ставить реальные цели. Задача, поставленная в 70-х гг. XX в. в Китае — путем  «большого скачка» построить  за несколько лет коммунизм —  была нереальной и, естественно, от этого  пришлось отказаться. Управление должно быть результативным. Однако не всегда целенаправленное воздействие на должный  объект и с реальной целью дает тот результат, к которому стремился  управляющий. Иногда принимаемые меры не дают результата, а нередко приводят к обратным последствиям. Последнее  не означает, что управление отсутствовало, просто воздействие не достигло желаемой цели.

Чаще всего воздействие  при управлении понимается как однолинейные связи: субъект — объект. Мы видим  обычно лишь эти прямые связи, но существуют и обратные связи: воздействие объекта  на управляющий субъект. Это имеет  место и при использовании  человеком технических систем, и  в общественной жизни. Водитель управляет  автомобилем, но способы применяемого управления определяются во многом автомобилем, им нельзя управлять так же, как, скажем, велосипедом. Без учета обратных связей государственное и муниципальное  управление в демократическом обществе невозможно. Реакция населения на мероприятия органов государства  и местного самоуправления может  изменить и часто изменяет управленческие решения, заставляет принимать иные меры. К тому же, субъект и объект в этом процессе могут поменяться местами, объект становится действующим  субъектом (подчиненные требуют, чтобы  начальник, который утратил доверие, ушел с занимаемой должности и  добиваются этого). Обратные воздействия  тоже могут рассматриваться в  определенном смысле как управление, в них иногда есть должный объект, цель, результативность (администрация  предприятия повышает заработную плату  в результате забастовки работников), но в государственном и муниципальном  управлении для характеристики обратных связей термином связи «командного» характера.

В обществе применяются различные  способы «прямого» управления. Техническое  управление, например, железнодорожным  транспортом (расписание поездов, установление автоматических систем на переездах  и т.д.) отличается от управления воинскими  подразделениями, а последнее от управления в сфере пенсионного  обеспечения.

В государственном и муниципальном  управлении используются разные приемы, в том числе технического характера (организация работы канцелярии государственного учреждения, руководство размножением бюллетеней для голосования избирателей). Государственное и муниципальное  управление изучается как разновидность  общественной, социальной деятельности людей, как часть и решающий элемент, ядро публичного управления в обществе.

 

 

1.1. Системность государственного и муниципального управления.

Общество, его различные  коллективы сложные системы, где  действуют принципы не только кибернетики, но и синергетики.

Это, в частности, означает, что общество, его коллективы управляются  системным (иногда говорят структурным) и бессистемным, (бесструктурным) способами. При системном управлении информация (включая указания, иные управленческие акты) распространяются адресно, по специальной  структуре и к выделенному  объекту. При бессистемном управлении информация, распространяв свободно или по случайным цепочкам (через  соседей, сослуживцев, бывших сокурсников), тоже может оказать воздействие  на управляющего. Например, подчинены  желает получить повышение, но непосредственно  воздействовать на начальника в этих целях он не может.

Информация о работе Значение законности и правопорядка в современном обществе