Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 01:26, реферат
Государственное и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет свои особенности.
На деле многие массовые процессы социального управления в обществе, в территориальной единице (перемещение рабочей силы, воспитание подрастающего поколения, демографические процессы — рождения, смерти и т.д.) имеют бесструктурный характер. Органы государственного и муниципального управления могут лишь частично воздйствовать на них, а на некоторые — вообще не могут.
Система - это единство элементов и их связей. Государственное и муниципальное управление системное управление. Оно характеризуется единством и дифференциацией:
1) общих и частных задач, целей, принципов;
2) органов и институтов
управления (включая институты
3) внутрисистемных и
4) материальных и иных условий управления.
Государственное и муниципальное управление — только часть (хотя и важнейшая) регулирующей социальной деятельности в обществе. Органы и должностные лица государства, местного самоуправления регулируют не всякие отношения в обществе, а лишь общественные отношения или отношения, приобретающие общественное значение (например, все отношения между супругами, родителями и детьми регулируются законами государства о браке и семье). Государственное и муниципальное управление не может и не должно регулировать многие отношения в обществе (например, отношениям людей, имеющие интимный характер). Оно регулирует отношения не во всех коллективах, существующих в обществе (например, не регулирует детали внутренней деятельности добровольных общественных объединений).
Его задача — регулирование
жизнедеятельности
Такое регулирование рассматривается не только с юридических позиций и не только как администрирование, а с позиций широкого подхода, включая деятельность всех органов и должностных лиц государства и местного самоуправления, а также роль институтов непосредственной демократии, (референдум и др.).
Хотя такое управление осуществляется органами, несколько отличающимися по своей природе (государственными и муниципальными), разными способами, разными органам, в неодинаковых формах, оно имеет единую стратегию. Структура органов государственного и муниципального управления, основные формы и методы их деятельности базируются на одинаковых наиболее общих принципах. Поэтому здесь говорится о системе государственного и муниципального управления, что и является предметом изучения. Вместе с тем, система государственного и муниципального управления — сложная система, имеющая комплексный характер. Она, в свою очередь, состоит из двух подсистем (систем): государственного и муниципального управления.
В общественных науках государство рассматривается в разных аспектах: как политическое сообщество людей в государственных границах, как особая организация в обществе, как регулятивный институт и т.д. Государство изучается, прежде всего, как управляющая система. Система государственного и муниципального управления — это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа.
Муниципальное управление также
изучается как управленческая система.
Оно реализуется в рамках того
или иного муниципального образования
и называется «местное самоуправление».
Муниципальные образования - это
особые территориальные публичные
объединения населения по месту
жительства. Они имеют свое имущество,
выборные органы и выборных должностных
лиц. У территориальных публичных
коллективов населения
Его основа - муниципальная публичная власть того или иного территориального публичного коллектива населения села, города, района и т.д. по управлению местными делами локального образования внутри государства.
2. Структура государственного и муниципального управления
Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный совет и др.), должностное лицо (министр, мэр). В пределах своих полномочий, установленных законом (иными правовыми актами), субъекты управления могут использовать различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические.
Так, с целью развития какой-либо отрасли экономики государство может применить стимулирующие методы (например снизить налоги), его органы могут не зарегистрировать политическую партию, если ее устав противоречит закону, что лишает партию прав юридического лица, в частности права выдвигать своих кандидатов на выборах, закон запрещает пропаганду экстремистской идеологии и т.д. В отличие от человека и гражданина, которому разрешено все, что не запрещено законом, субъекты государственного и муниципального управления могут применять только такие средства управления, которые им разрешены законом. При этом каждый из них вправе применять лишь свои, определенные способы управления (милиция — одни, финансовые службы — другие). Эти способы тоже установлены правовым актами (законом о милиции, положением о министерстве финансов и др.).
Объект государственного или муниципального управления — это общественные (социальные, национальные, иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, смотреть некоторые кинофильмы). Такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. публичному управлению.
Содержание государственного,
муниципального управления эторазличные
действия по использованию публичной
власти (издание правовых актов, организационные
меры), которые предпринимаются в
целях регулирования
Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе.
Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты. Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. В таком решении следует возможно более полно учесть все обстоятельства, имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.
В государственном и
Для содержания управления важное значение имеет профессионализм управленцев и связанная с ним несменяемость некоторых должностных лиц (например судей), что обеспечивает, с одной стороны, стабильность и профессионализм управления, а с другой - обновление (ротацию) определенной части кадров путем периодических выборов, что позволяет привлекать к управлению новые силы, делать отбор управленцев.
Стабильность управления имеет важное значение для достижения
успеха. Не авралы, а настойчивая, последовательная работа приносит
результат. С другой стороны, периодическая ротация (обновление)
кадров ведет к появлению новых управленческих идей, новых методов
управления. Она тоже полезна для управления. Применяя такие меры,
необходимо заранее
Эффективность связана не с количественной стороной управления: избыточность управления (излишек управления) так же плоха, как и его недостаточность (мало управления), а с его качеством.
Важнейшей материальной базой
управления являются ресурсы управления
(наличие соответствующих
возможностей, управленческой техники и т.д.). Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого. Важное значение имеют сроки. Управленческая задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее решение запоздало.
2.1. Функции государственного и муниципального управления
К общим функциям государственного и муниципального управления относятся:
Прогнозирование, программирование и планирование социально-экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ, которое осуществляется экономическим органом государственного или муниципального управления;
Организация деятельности самого органа государственного или муниципального управления, реализуемая руководителями органа управления и его аппаратом;
Контроль цен и тарифов, который обеспечивается отделом цен;
Учет записи актов гражданского состояния, проводимый отделом загса;
Регулирование функционирования хозяйства территориального образования, которое проводят руководители органа государственного или муниципального управления общей компетенции.
Управление отраслями
хозяйства той или иной
Местное самоуправление представляет
собой организационную форму
осуществления населением власти на
местах, которая призвана обеспечить
самостоятельное решение
Функции местного самоуправления:
1. Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).
2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия.
З. Обеспечение развития соответствующей территории.
4. Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.
5. Охрана общественного
порядка, обеспечение режима
6. И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.
В управленческой работе всегда
присутствуют три компонента: эвристический,
административный и операционный труд.
Эвристический труд заключается
в исследовании и решении различных
проблем, это главный элемент
труда руководителей и
Успешный менеджер обладает необходимыми глубокими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками всех компонентов управленческого труда.
Он располагает современными представлениями о совокупности элементов государственного и муниципального управления, их структурах и процессах, а также о строении, функционировании и совершенствовании систем государственного управления и местного самоуправления как единых целостных систем.
2.2. Развитие системы функций государственного управления в современных условиях
Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание.
Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.
Вырисовываются два аспекта проблемы:
а) функции государственного управления;
6) функции его субъектов.
Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.
Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль.
Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.
Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации государственной работы.
Нередко, чаще всего применительно
к экономике, предлагается заменить
систему прямого
И хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.
Между тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.
Информация о работе Значение законности и правопорядка в современном обществе