Значение законности и правопорядка в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 01:26, реферат

Описание работы

Государственное и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет свои особенности.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

В широком смысле оно выражается в установлении государством общих  правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке  в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон - основной регулятор общественных отношений.

В узком смысле государственное  регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция  является приоритетной не только в  управлении экономикой, но и социальнокультурной  сферой.

Содержание и механизм осуществления этой функции включает:

а) нормативное регулирование  путем установления общих правил);

б) его оперативную корректировку  в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

в) контроль за исполнением  правовых норм, регулирующих те или  иные отношения;

г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

д) координацию и общее  направление их деятельности;

е) содействие ее успешному  осуществлению;

ж) определение приоритетов  в структурной политике;

з) государственные контракты (договоры);

и) регистрацию;

к) лицензирование и др.

Традиционными инструментами  государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные  заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы.

В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования  являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.

Многоплановое государственное  регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность. Отрицание  его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.

Государственное регулирование  направлено на создание благоприятных  экономических, правовых и организационных  условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство  государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Отношения предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное регулирование земельных отношений, реализации промышленной политики и т.п.

Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина «управление», отчасти и термина «руководство» формулировкой «органы, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления».

 

Конкретизация полномочий вышестоящих  органов касается отдельных организационных  и специальных вопросов, обусловленных  отраслевыми особенностями и  формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).

Государственный контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.

Формы, виды и методы контроля на практике реализуются в различных  отраслях и сферах. Не представляет собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных представителей и аппарата Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях, особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за соблюдением законодательства о налогах и т.д.). Но в общем его сфера в негосударственном секторе более ограничена, чем в государственном. Так, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т.д.

Больше разнообразия среди  специализированных форм и видов  контроля и надзора. Именно они обуславливаются  особенностями отраслей и сфер, функций  управления ими.

Такой контроль сформирован  либо в виде самостоятельных в  организационном и юридическом  отношениях (Государственная налоговая служба) или в составе других органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации).

 

Он функционирует в  качестве вневедомственного, то есть общего для всех отраслей и сфер управления (Государственный земельный контроль), либо в области экономики, или  социально-культурной или административно-политической деятельности областей имеются вневедомственные и ведомственные виды специализированного контроля.

Заключение

Государственное и муниципальное  управление в России, как и в  других странах, имеет много различных  сторон: управление экономикой, социальными  и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни  общества, поведением людей, имеющим  общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства (Федерации), субъектов РФ, органов  местного самоуправления в муниципальных  образованиях. Каждая из них имеет  своп особенности. Управление финансами  строится иначе, чем вооруженными силами, а сельским хозяйством - по-другому, чем в сфере средств массовой информации, городским транспортом  в муниципальном образовании  — иначе, чем железнодорожным  на территории государства.

Эти особенности, своеобразные формы, приемы, методы в различных  сферах жизни изучаются специальными дисциплинами.

Функция государственного регулирования  реализуется различными методами и  в различных формах. Многие из них  являются традиционными, органично  присущими государственному управлению. В современном механизме государственного регулирования своеобразными и получающими более широкое использование, становятся метод государственного заказа, а формами - программы, государственный контракт (договор), государственная лицензирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Иванников И.А. Общая теория государства и права:учеб.пособие.-М.:Дашков и К,2007.  
  2. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение:учеб.-М.:Проспект,
  3. Морозова Л.А. Теория государства и права:учеб.-М.:Юристъ,2002.
  4. Правоведение: учеб./Под общ. Ред. В.А.Козбаненко.-М.:Дашков и К,2004.1. Александров О. Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.
  5. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.– Н.Новгород:, Издатель: Гладкова О.В., 2005.
  6. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону, 2000.
  7. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1997.
  8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.
  9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.  М.: Юристъ, 2005.

 


Информация о работе Значение законности и правопорядка в современном обществе