Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:58, реферат
В настоящее время законодательно установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции
В последние годы наиболее приоритетным направлением развития
уголовно-правового
в связи с чем 4 мая 2011 года принят Федеральный закон от N 97-ФЗ "О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с
совершенствованием
противодействия коррупции", который вступил в силу 17 мая 2011 года.
Указанным Федеральным законом установлена уголовная
ответственность за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), т.е.
за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или
взяткополучателя либо иное
способствование указанным
достижении либо реализации соглашения о получении и даче взятки в
значительном, крупном, особо крупном размерах. Максимальный размер
наказания за посредничество во взяточничестве установлен до 12 лет
лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.
Введена также уголовная ответственность за обещание или предложение
посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ). Совершение
указанных деяний влечет наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет
со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.
Кроме того, Федеральным законом увеличен срок давности привлечения
к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции - с 1 года до 6 лет со дня совершения административного правонарушения. Установлена административная ответственность не только за незаконную передачу, но и за незаконное предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением.
3. Расследование коррупционных преступлений
Преступления, связанные
с коррупцией, относятся к разряду
сложнодоказуемых. Поскольку прямые улики
совершения действий, классифицирующихся
как коррупция, нередко бывает трудно
получить, многие страны ввели уголовную
ответственность за такие виды деятельности,
как отмывание доходов и другие правонарушения,
которые часто ассоциируются с коррупцией.
Например, легализация доходов, полученных
преступным путем, рассматривается как
один из признаков наличия коррупции.
Качество расследований коррупционных
преступлений будет повышено за счет более
четкого инструментария в виде усовершенствованного
законодательства и процедур, соответствующим
образом обученного штата и выделения
необходимых ресурсов.
3.1. Политическая коррупция
3.2. Административная коррупция
3.4. Расследование в судебных, правоохранительных органах и вооруженных силах
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.
Осознание этой проблемы имеет место на самом высоком уровне руководства страны. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию отметил: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».[10]
Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В последние годы Россия
предпринимает активные действия по
совершенствованию своей
Проведен анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. По результатам анализа из 5634 функции признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций направлено на повышение эффективности государственного управления и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это напрямую ведет к снижению возможности для возникновения коррупции.[11]
Повышение транспарентности органов государственной власти является одним из наиболее действенных средств преодоления коррупции, поскольку существенно затрудняет сокрытие коррупционных действий.
Необходимо рассмотреть
краткую историю
Российский государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди государственных служащих. В ответ на это Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п. 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами».[12]
Нарушение указанных требований
влечет освобождение от занимаемой должности,
иную ответственность в соответствии
с действующим
В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.
В 2001 году на парламентских
слушаниях "Современное состояние
и пути совершенствования
В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.
Некоторое изменение ситуации
в области противодействия
19 мая 2008 года вышли
Указ Президента Российской
В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".
В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.
Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы. В 2005 году доходы чиновников, занятых в органах власти, выросли на 44,1%.[13]
По данным «Трансперенси Интернешенл», Россия по уровню восприятия коррупции занимает 146-153-е место из 180 стран, которые были охвачены исследованием.
Исходя из этого, в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.
Постоянно идет модернизация
и оптимизация законодательной
базы, направленной на борьбу с коррупцией.
Создаются новые
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
3.1 Направления
и особенности противодействия
коррупции в системе
Согласно федеральному закону
Российской Федерации от 25 декабря
2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии
коррупции", основными направлениями
противодействия коррупции
- проведение единой
- создание механизма
- принятие законодательных,
административных и иных мер,
направленных на привлечение
государственных и
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;